Энергосбережение: пути решения проблемы
Разработанная по указанию Президента Украины Комплексная государственная программа по энергосбережению, являющаяся основой государственной энергосберегающей политики, выполняется неудовлетворительно
Карманова И. Энергосбережение: пути решения проблемы // Строительство и реконструкция . . 14 сентября 2000 (№ 9) . С. 13
Жилищно-коммунальное хозяйство и энергосбережение
25-26 мая 2000 года в здании Киевского национального университета строительства и архитектуры прошла научно-практическая конференция-семинар "Проблемы и пути энергосбережения в строительной индустрии и жилищно-коммунальном хозяйстве". Основные организаторы мероприятия ? Академия строительства Украины, Госстрой Украины, Межотраслевая ассоциация "Укртеплокоммунэнерго", Ассоциация "Укрводоканалэкология", КНУСА. В работе конференции-семинара приняли участие представители различных заинтересованных организаций из всех областных центров Украины и крупных городов, всего около 70 человек. К конференции был подготовлен специальный экспресс-выпуск журнала "Городское хозяйство Украины" с тезисами докладов участников.
Основным поводом для проведения конференции послужила обеспокоенность научно-технической общественности Украины ? ученых, специалистов, руководителей теплоэнергетических структур, строительных организаций, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства положением, которое сложилось в Украине с расходом энергии.
Наше государство имеет огромный неиспользуемый потенциал энергосбережения, который, по оценкам специалистов, составляет почти 50% от уровня использования энергии в 1990 году. Это обусловлено тем, что экономика Украины долгое время развивалась в направлении преимущественного развития энергозатратных отраслей.
К значительным, критическим затратам энергоресурсов в стране приводят в настоящее время неэкономичные проекты, устаревшие оборудование и технологии промышленности строительных материалов, строительства, использование устаревших типов котлов, цепь нерешенных вопросов в ЖКХ городов. В теплоэнергетическом секторе накопилось также немало экономических и организационных вопросов.
Разработанная по указанию Президента Украины Комплексная государственная программа по энергосбережению, являющаяся основой государственной энергосберегающей политики, выполняется неудовлетворительно.
В развитых государствах уже давно поняли, что энергосбережение ? одно из условий существования современной цивилизации. Для Украины же энергосбережение сегодня ? проблема национальной безопасности.
Правовое обеспечение энергосбережения
Энергосбережение ? деятельность (организационная, научная, практическая, информационная), которая направлена на рациональное использование и экономное расходование первичной и превращенной энергии и природных энергетических ресурсов в национальном хозяйстве и реализуется с использованием технических, экономических и правовых методов.
Энергосберегающая политика?это административно-правовое и финансово-экономическое регулирование процессов добычи и производства, переработки, транспортирования, сохранения, распределения и использования ТЭР с целью их рационального использования и экономного расходования.
Приведенные выше определения даны в Законе "Об энергосбережении", принятом 1 июля 1994 года. Таким образом, мы можем сегодня отметить шестилетие действия этого Закона.
Следующим шагом явилось принятие Комплексной государственной программы по энергосбережению, утвержденной Кабмином 5 февраля 1997 года. Программа является целевой и предназначена для практического использования на предприятиях, в хозяйствах, на местном, отраслевом и государственном уровнях. В ней содержатся конкретные, важнейшие энергосберегающие мероприятия, которые должны дать весомый народнохозяйственный эффект.
За счет реализации Программы энергосбережения (1996-2010ГГ.) предполагалось получить экономию средств в размере 102 млрд.грн., которые частично могли бы быть направлены на развитие топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Первым этапом (1996-2000 гг.) Программы предусматривалось применение проектов, имеющих общегосударственное значение, позволяющих с привлечением существующей промышленной базы организовать массовое производство высокоэффективной энергосберегающей продукции. Реализация I этапа должна была уменьшить потребность в энергоресурсах до 2000 года на 30-36 млн. тонн условного топлива. Задания I этапа не выполняются. Экономия ТЭР составила только 12 млн. тонн условного топлива (30%) от прогнозируемого объема.
Кроме "Закона об энергосбережении" и Программы в Украине сейчас действует 17 нормативно-правовых актов по энергосбережению, которые направлены на сдерживание роста энергоемкости ВВП и повышение эффективности использования топлива и энергии.
Указом Президента Украины от 10.03.2000г. "О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 14 февраля 2000 г. "О неотложных мерах по преодолению кризисных явлений в топливно-энергетическом комплексе Украины" Кабинету министров Украины поручено пересмотреть в двухмесячный срок Комплексную государственную программу энергосбережения и принять дополнительные меры по массовому внедрению энергосберегающих технологий, в частности, путем применения механизмов экономического стимулирования экономного потребления энергоресурсов.
Основные направления энергосбережения
Управление энергосбережением. Для осуществления эффективного управления энергосбережением должны существовать:
? иерархическая организационная структура, которая охватывает все уровни: государство, регион, область, город, отрасль, предприятие;
? развитая система экономического, финансового и юридического обеспечения управлением энергосбережения;
? интегрированная автоматизированная система управления;
? система подготовки и переподготовки кадров.
В странах с рыночной экономикой государственное влияние на энергосбережение неоспоримо. Воплощение государственной политики энергосбережения в Украине осуществляет Государственный комитет Украины по энергосбережению (создан в 1995г.). В связи с этим государственное управление энергосбережением должно осуществляться по 3 основным направлениям:
1. Государственное регулирование на основании правовой нормативной базы (цены, тарифы, сертификация, экспертиза, лицензирование, льготы, стандарты и нормативы);
2. Функциональное управление, которое исполняется аппаратом Госкомэнергосбережения Украины, в том числе госинспекцией по энергосбережению;
3. Региональное управление и контроль над выполнением законов использования нормативной базы, а также организация работы по энергосбережению.
Энергосбережение в коммунальной теплоэнергетике. Одна из важнейших проблем, которая даст существенный энергосберегающий эффект, ? это внедрение новейших технологий сжигания топлива, в том числе низкосортного угля украинских месторождений. Сегодня на балансе сектора коммунальной теплоэнергетики находятся в эксплуатации около 5000 котельных, 12000 км тепловых сетей в 2-трубном исчислении. Годовая выработка тепла составляет 48 млн. Гкал., среднее КПД котельных составляет 83,9%, более половины котельных работают с КПД менее 80%.
Для повышения эффективности использования котельно-печного топлива необходимо заменить устаревшие котлы типа НИИСТУ-5, ВНИИСТО-Мч, Универсал, Энергия, Тула и аналогичные им на новые с большим КПД типа ВК, КБНГ, КСБа и др.
В условиях неплатежей и сложного финансового положения предприятий эффективное и реальное энергосберегающее мероприятие?реконструкция котлов малой производительности с увеличением их КПД и производительности, в частности, котлов НИИСТУ-5. Только в системе коммунальной теплоэнергетики их находится в эксплуатации более 1/3 от общего количества котлов (10500 единиц). Расчеты показывают, что эксплуатация этих котлов оборачивается для отрасли сверхнормативным расходом топлива в год, составляющим около 300000 тонн условного топлива (более 12 млн. долл. при цене 1000 куб. м газа 42 долл.). Это означает, что предприятия Теплокоммунэнерго" за счет сэкономленного тепла могли бы работать в течение года. В целом по Украине котлов этой марки эксплуатируется более 20000 единиц.
Институт "УкрНИИинжлроект" выполнил проектно-сметную документацию реконструкции котлов НИИСТУ-5. В результате реконструкции КПД котла достиг 92%, увеличена также и мощность котла. Расходы на проведение реконструкции одного котла оцениваются в сумме 5000 грн., что в 6 раз меньше расходов на установку нового котла типа ВК. Срок окупаемости ? не более года. В настоящее время реконструировано всего лишь 45 котлов в разных городах.
Существует также проблема уменьшения потерь теплоэнергии в трубопроводах, которые должны быть тщательно теплоизолированы и защищены от коррозии. Заслуживает внимания опыт АО "Харьковтеплоэнерго" в прокладке и ремонте тепловых сетей с применением пенополиуретановой теплоизоляции. Трубы прокладываются очень быстро и надежно, их показатели по теплоизоляции в 2 раза лучше. Применение таких труб уменьшает в 3 раза эксплуатационные затраты, практически отсутствуют потери тепла.
Предприятиями коммунальной теплоэнергетики внедряются и другие энергосберегающие мероприятия: автоматика и регулирующие устройства, пластинчатые теплообменники, автоматические системы управления технологическими процессами производства и подачи потребителям теплоэнергии, использование нетрадиционных и альтернативных видов топлива и энергии, но это не носит массового характера.
Энергосбережение в водопроводном хозяйстве. Доля затрачиваемой электроэнергии в себестоимости производства 1 куб.м питьевой воды на водопроводе, например, г. Харьков, составляет в настоящее время 51-56%. В экономически развитых странах Европы удельный вес электроэнергии в себестоимости воды составляет лишь 4-18%. Значительный удельный вес электроэнергии в себестоимости производства питьевой воды в Украине вызван искусственно, необоснованным повышением тарифов на электроэнергию и "перекосами" тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве. В Харькове эта проблема стоит наиболее остро из-за удаленности источников водоснабжения.
В Украине 25% водопроводных сооружений и сетей отработали нормативный срок. Вследствие этого теряется не менее 10% потребляемой электроэнергии. Один из путей снижения потерь ? санация трубопроводов. Гидравлические сопротивления участков трубопроводов сильно увеличиваются в случае "завоздушивания" из-за несовершенства конструкций отечественных вантузов, с этим также связаны потери электроэнергии. Значительные объемы подаваемой воды теряются в жилом фонде за счет ее нерационального потребления, технического износа внутридомовых систем, несовершенства отечественных санитарно-технических приборов и оборудования. Все эти потери воды влекут за собой дополнительные затраты электроэнергии.
Необходимо принципиально изменить подходы к проектированию, строительству и содержанию внутридомовых сетей, приборов и оборудования, так как это основа первичной экономии водных и энергетических ресурсов.
Перспективные пути энергосбережения в водопроводном хозяйстве:
? внедрение моделей оптимизации работы насосных станций по минимуму удельной электрической мощности;
? разработка и внедрение предложений и методик по стимулированию оперативного персонала за экономию ресурсов;
? использование зарубежного опыта по проведению энергетического аудита и создание на предприятиях ВКХ системы постоянно действующего энергетического менеджмента;
? внедрение альтернативных и нетрадиционных технологий по выработке электро- и теплоэнергии возобновляемыми источниками (мини- и микроГЭС, тепловые насосы, ветроэнергетические агрегаты);
? применение современных электросчетчиков с более высоким классом точности, с дифференциацией учета по часам суток и переход на оплату потребленной электроэнергии по дифференцированному тарифу.
Энергосбережение в жилищном секторе. Ежегодно на жилищные и бытовые потребности населения Украины расходуется пятая часть топливных ресурсов и электроэнергии и треть тепловой энергии. На одного жителя расходуется примерно 1,3 тонны условного топлива в год, что почти в 2 раза больше, чем в развитых странах. Кроме того, для производства теплоэнергии в Украине используется в основном дефицитный природный газ.
Расточительность в расходе топлива и энергии обусловлена плохим инженерным благоустройством и оборудованием жилищ, а также конструктивными и техническими решениями домов и сооружений