Технологии строительства и деревообработки.

О световой режиссуре помещений

О световой режиссуре помещений

Свет // Партнерство. 2001. №5. C



По российской традиции свет принято было экономить. От самой Пасхи и аж до Покрова комнаты почти не освещались, потому-то так радостны были домашние праздники и церковные литургии, когда свет лучин и ламп разливался повсюду? Так было. Сегодня при всех современных технических возможностях СВЕТ остается пока недовостребованным, хотя этот вроде бы неощутимый фактор среды по прогнозам футурологов будет решающим в дизайне XXI века. Цвет, фактура, формообразование станут всецело зависеть от световой режиссуры помещений. Опыт художественного управления светом (всем визуальным) нарабатывался в новейших лабораториях таких световых стилей как поп-арт, кинетизм, хай-тач? Свет как эстетическое средство может очень многое, самое замечательное, что теперь существует возможность заказать свой световой стиль.

Прежде всего ? это апофеоз исключительности: здесь нет и не может быть общих рекомендаций и норм. Более того, если человек долгое время пользуется стандартными светильниками, он начинает ?жить как все?. Бывают времена, и мы это знаем, когда такое положение устраивало многих. Нынче появилась возможность побыть самим собой или войти в иное, воображаемое измерение. И проще, и интереснее сделать это при помощи света. При одном непременном условии: освещаемые поверхности должны быть минимально цветными, лучше белыми, светло-серыми или серыми, чтобы они могли воспринимать льющийся свет. Потолок, стены, занавески, даже мебель ? все это места для светового моделирования интерьера. Настроение будет зависеть от света.

Свет общения помогает людям понять друг друга, почувствовать общность интересов и, может быть, стремиться к одной цели. Прототипов такого чудо-света было предостаточно. Это и греческие храмы, и римские виллы, и византийские дворцы, и средневековые замки? По их образцу и подобию освещаются многие современные резиденции, дипломатические приемные, переговорные комнаты крупных компаний.

Во всех этих случаях свет заполняет интерьер как спокойное, мерное сияние за счет нескольких светильников с матовыми плафонами или полупрозрачными абажурами. Помещение становится насыщенным нюансными оттенками песочных, восковых, соломенных, золотистых цветностей, располагая к умиротворению и филантропическому благодушию.

В общем-то такие нехитрые приемы можно использовать и в домашней гостиной или столовой. Это благотворно скажется на беседе с друзьями или детьми, поможет сохранить крепость супружеских уз.

Свет застолий должен быть иным. Уют и добрые воспоминания их итог. Стоит вспомнить театрализованные пиры в хоромах сильных мира сего или посиделки в кабинетах дорогих рестораций. Повсюду световой спектакль состоял из двух действий. Первое (еще до подачи яств) служило своеобразным световым прологом, состоявшим из контрастного противопоставления потоков оранжевого и голубого. Эти два цвета, согласно закону синтеза, провоцируют активное слюноотделение, вызывая бешеный аппетит. Всего лишь. Даже непоколебимого аскета этот световой нож может подвигнуть к чревоугодию.

Второе действие, когда появляются напитки и еда, проходит под белым светом (?яблони в цвету?). Свет не должен искажать естественный колорит поглощаемого. Отведав всего и отвалившись от стола, можно подумать и о вечном. О чем? Ну, например, о творчестве.

Свет творчества в принципе не прогнозируем. Был бы заряд, а кому-то нужен такой допинг, когда тают комплексы и осеняет муза. Для многих это заря у горизонта, желто-зеленое или огненно-пурпурное зарево. Может статься, что малинно-вишневый или оливково-салатовый оттенки заката тоже могут ?завести? неординарную натуру, дать ей творческий импульс.

Можно сказать, что такое светопреставление спутник честолюбцев. Они уверены, что благодаря его участию их дела резко идут в гору. Преуспевание для людей этого типа своего рода наркотик. Для большинства же куда понятнее и притягательней совсем другое.

Свет любви горел в покоях Нерона и Калигулы, Казановы и Дон Жуана. Тайна мужчины и женщины. Страсть, по сравнению с которой для нормальных людей остальное казалось недоразумением. Здесь два пятна алое и изумрудное. Пусть и спрятаны за полупрозрачными тканями, бумагой или стеклом, но таинственны, притягательны и вечны, как сама любовь.

Но если общение, застолье, творческий взлет и любовь желанны, но недоступны, тогда спасительным может стать и свет одиночества, который утешит, ободрит и внушит надежду. Глядя на россыпи лиловых и малиновых оттенков света, легче верить, что все беды минуют стороной, из-за тучи выглянет солнышко, на смену вьюгам и метелям неизбежно придут короткие майские ночи с буйством сирени и трелями соловья. Извечное постоянство стилей света в их хроническом непостоянстве. Каждому из нас для создания одного и того же настроения требуется свой свет. Кому-то пол-лучика хватит, кому-то морской прожектор подавай. Это не странно, в этом-то и кроется секрет актуальности и перспективности светового дизайна. Хрестоматийные художественные стили нравятся своей заданностью и завершенностью, но и надоедают по тем же причинам. Людовик XVI говорил: ?Версаль, что любимый торт, если объешься, больше не взглянешь?. Он прав. Световые стили имеют столько версий, столько разнообразных вариаций, сколько раз мы дадим себе труд менять и поворач

ивать лампы. Короче, сколько нас самих


Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com