Живописная картина
Флорраж и законы цветовосприятия живописи
Кошевая Н. Живописная картина // Наука и жизнь. 2002 . №10. C. 120-123
Одно из направлений современной флористики ? флорраж: композиционный коллаж с использованием высушенных растительных материалов. Флорраж по своей сути декоративная ?живописная? картина. Для ее создания необходимо в первую очередь знание законов цветовосприятия живописи.
Каждый сталкивался в своей жизни хоть раз с тем, что, зайдя в какое-нибудь помещение, вдруг начинал плохо себя чувствовать и не мог долго в нем находиться. А бывает и такое ? сделан ремонт в квартире и вместо того, чтобы им наслаждаться, тянет из больших комнат на маленькую кухню. И во многом эти негативные ощущения определяет цвет.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Одним из первых, кто начал исследовать физиологическое и психологическое воздействие цвета, был немецкий поэт Гёте, считавший, что синий цвет вызывает чувство холода, красный ? действует устрашающе, а зеленый ? способен успокоить и глаза и душу.
В начале XX века интересное исследование провел французский ученый Ферэ. С помощью динамометра измерялась сила сжатия руки человека, затем этот же человек подвергался воздействию цветовыми лучами. Оранжевые лучи увеличивали силу сжатия руки в полтора раза, красные ? в два. При кратковременной работе производительность труда увеличивалась при красном цвете и падала при синем, а во время длительной работы снижалась при синем и фиолетовом и увеличивалась при зеленом.
Другой ученый ? Стефенеску-Гоанга из Румынии установил, что от оранжевого, желтого, красного цветов учащаются и углубляются дыхание и пульс; обратные явления вызывают голубой, синий, фиолетовый и зеленый цвета.
Особое значение цвету как резерву лечения придавал русский ученый и врач В. М. Бехтерев; он мечтал о постройке больницы, где бы цвет служил лекарством от нервных болезней.
ЦВЕТОВОЙ КРУГ ? ПОМОЩНИК ДИЗАЙНЕРА
Зрительные ощущения возникают у человека в результате воздействия электромагнитных волн (принято говорить ?световых лучей?) на чувствительную часть глаза. Благодаря зрительным ощущениям мы познаем величины предметов, их пропорции, конструкцию, объем, пространственное расположение, а также освещенность и цвет.
Естественной шкалой цветовых тонов служит спектр. Свет солнца принято считать белым, на самом деле сложный его состав можно наблюдать при прохождении солнечного луча через стеклянную призму. Вне зависимости от размера полученной спектральной полосы последовательность цветов неизменна: на одном конце находятся фиолетовые, на другом ? красные цвета (в природе можно это видеть, наблюдая радугу). При расположении цветов спектра по окружности получают цветовой круг ? основной помощник дизайнера при подборе цветовых сочетаний.
В цветовом круге представлены цвета, характеризующиеся определенной длиной волны; называют их хроматическими. В спектре нет белых, серых и черных цветов, образованных путем смешения нескольких других; их называют ахроматическими.
Обычно цветовой круг разделяют на две части ? теплую и холодную. Теплые цвета ? красный, оранжевый, желтый ? напоминают цвет огня и солнца, несущий тепло и энергию. Холодные ? синий, фиолетовый, зеленый ? ассоциируются в нашем представлении с водой, льдом, лунным светом и оказывают расслабляющее действие.
Существуют и другие деления цветового круга, например на тяжелые и легкие цвета