В Росси уже не грузят бочками, а пакуют по-человечески
О развитии российской упаковочной индустрии
Ментюкова С. В Росси уже не грузят бочками, а пакуют по-человечески // Коммерсантъ . . 30 ноября 2000 (№ 225) . С.
Стремительный рост некоторых отраслей российской промышленности подталкивает к активному развитию и так называемые сопутствующие производства. Увеличиваются, к примеру, обороты у пивоваренных заводов, а потому растет и выпуск стеклотары. Как только мировые табачные гиганты наладили выпуск своих марок в России, вслед за ними пришли и производители сигаретных пачек. По прогнозам экспертов, в этом году производство некоторых видов тары и упаковки в России будет расти даже быстрее, чем производство товаров, для которых они предназначены.
Бутылочный бум
Практически все производители сходятся в том, что ситуация с тарой и упаковкой в России за последние три года значительно улучшилась. Речь идет о так называемой потребительской таре, то есть упаковке, в которой товар попадает непосредственно в руки покупателя,? коробка для конфет, бутылка под пиво, сигаретная пачка и т. д.
Наибольший рост производства упаковки наблюдается в тех отраслях промышленности, развитие которых идет наиболее активно. Например, подъем рынка пива и алкогольной продукции повлек за собой рост спроса на недорогую стеклотару А следовательно, способствовал возрождению полноценного производства на российских стекольных заводах В общей сложности рост производства стеклотары по предварительным итогам 2000 года составит 40% А по прогнозам специалистов московского Института стекла, не менее бурные темпы роста сохранятся еще в течение пяти?семи лет
Сейчас потребность России в стеклотаре, по оценке экспертов, составляет 17 млрд. единиц тары в год, из них 10 млрд. приходится на стеклянные бутылки. На рынке стеклотары развернулась конкуренция между российскими и иностранными компаниями Определились и основные игроки в этом сегменте рынка Это объединение РКМ, образованное в сентябре 2000 года тремя стеклозаводами ? ?Рослав? (Смоленская область), Камышинский (Волгоградская область), ?Кавмин-стекло? (Минеральные Воды),? и Русско-американская стекольная компания (РАСКО), созданная в апреле 1999 года американскими компаниями Glass Partners, Agribusiness International и Анопинским стеклозаводом (Владимирская область).
О потенциале отрасли говорит и большой объем инвестиционных потоков За последний год в расширение и модернизацию производства бутылок российские и иностранные кредитные организации в общей сложности вложили порядка $500 млн.
Производители стеклотары не останавливаются на достигнутом. Как сообщил президент РКМ и гендиректор Камышинского стеклозавода Анатолий Хоботов, в 2001 году объединение планирует вложить в увеличение производства почти $35 млн. Инвестиции в первую очередь будут направлены на покупку и монтаж нового оборудования, которое позволит к 2005 году увеличить мощности всех трех заводов с 900 млн. до 2 млрд. бутылок в год. За четыре года на аналогичные показатели намерен выйти и основной конкурент РКМ ? объединение РАСКО В том числе за счет запуска производства пивных бутылок на базе Воронежского электролампового завода. Планируется, что общий объем инвестиций в этот проект составит порядка $50 млн. Кроме того, в настоящее время РАСКО приступила к строительству цеха по производству пивных бутылок мощностью 700 млн. штук в год на базе московского завода ?Хроматрон?.
Собиратели фантиков
Если до 80% рынка стеклотары приходится на российских производителей, то рынок сигаретных упаковок на те же 80% покрывается иностранными компаниями. В 1999 году компания Amcor Rentch Europe, традиционный поставщик сигаретной упаковки для лидирующих в мире табачных компаний, приняла решение о развертывании производства в России. И в начале сентября нынешнего года в Великом Новгороде был открыт завод по производству сигаретных пачек ? 000 ?Амкор Ренч Новгород?, инвестиции в который составили около $8 млн. Проектная мощность завода ? более 1,3 млрд. сигаретных пачек в год. Среди основных кли-ентов нового предприятия ? Philip Morris, BAT, JTI, Gallagher, российские фабрики ?Балканская звезда? и ?Нево Табак?.
Достаточно трудно происходит переход на отечественную 'паковку в косметическо-парфюмерной отрасли. Если в советское время спрос на упаковку для косметических фабрик почти полностью удовлетворяла Чехословакия, то теперь занять эту нишу пытаются производители из России и Белоруссии. Но пока с переменным успехом отечественные производители все еще не способны предложить конкурентоспособную по дизайну продукцию. Поэтому косметические и парфюмерные компании вынуждены решать эту проблему своими силами В нынешней ситуации наличие собственного производства упаковки для производителя парфюмерии является преимуществом. Так, благодаря собственной линии по выпуску алюминиевых туб фабрика ?Свобода? способна поддерживать более низкие (в среднем на 10-15%) цены, чем у конкурентов. Концерн ?Калина? в прошлом году вложил $625 тыс. в покупку производства ламинированных туб. ?Нехватка упаковки ? один из самых актуальных вопросов в парфюмерно-косметической отрасли,? подтверждает гендиректор концерна ?Калина" Тимур Горяев ? В частности мы приобрели комбинат ?Алые паруса" во многом потому, что он располагает заводом по производству стеклянных флаконов?.
Несколько лучше обстоят дела с упаковкой для кондитерской промышленности и товаров для детей. Производители сладостей на 97% используют упаковку российского производства. Исключение здесь составляет продукция класса premium, для которой тара заказывается преимущественно за границей. В частности, Одинцовская кондитерская фабрика, производитель шоколадных изделий под маркой ?А. Коркунов? заказывает упаковку для своих конфет в Финляндии Директор по маркетингу и рекламе Одинцовской кондитерской фабрики Милена Гончарова объясняет: ?Только там нам смогли разработать и сделать такие необычные конструкции, как коробки с прозрачными окошками, которые бы соответствовали нашему представлению о привлекательной упаковке? Но при этом фантики для конфет ?А Коркунов? делают из саянской фольги.
В любом случае все большее число производителей переходит на отечественную тару и упаковку Российские стеклозаводы и типографии за последние несколько лет закупили импортное оборудование и наладили выпуск таро-упаковочной продукции, которая ничем не отличается от импортных аналогов. Они поддерживают конкурентоспособность своей продукции за счет сравнительно низких цен. По словам президента ЗАО ?Московский пиво-безалкогольный комбинат ?Очаково"? Алексея Кочетова, заказывать тару у иностранцев не выгодно -- к примеру, импортная бутылка на 25-30% дороже отечественной. Если же учесть, что в общей стоимости продукта стоимость упаковки составляет в среднем около 40%, то экономия на таре и упаковке становится важным конкурентным фактором и для самих производителей готовой продукции.
Единственная проблема ? даже зарубежная техника имеет свойство морально устаревать. И для многих предприятий проблема обновления упаковочного оборудования сделается актуальной уже через два-три года. Поэтому отечественным производителям упаковки крайне важно использовать нынешний подъем отрасли для аккумулирования инвестиций в собственное развитие.
?Упаковочной отрасли уже официально не существует?
Российская упаковочная индустрия лишь в начале 90-х годов стала складываться в самостоятельную отрасль промышленности, но уже вышла на международный уровень. Пять лет назад в России была создана ассоциация ?Союзупак?. Несмотря на быстрый рост этой отрасли, государство пока не уделяет ей достаточного внимания. О проблемах отечественного рынка тары и упаковки корреспонденту ?Ъ" СВЕТЛАНЕ МЕНТЮКОВОЙ рассказал президент ассоциации ?Союзупак? ИГОРЬ СМИРЕННЫЙ.
? Судя по статистическим данным, ситуация в упаковочной отрасли год от года улучшается. Вы смотрите в будущее с оптимизмом?
? Производство действительно растет, но проблем пока больше, чем их решений. Начнем с того, что официально у нас в стране упаковочной отрасли не существует. Нет и госструктуры, которая бы эту отрасль курировала. На сегодняшний день мы имеем только ассоциацию и совсем недавно организованный силами ?Союзупака? комитет по предпринимательству в сфере упаковки при Торгово-промышленной палате РФ (ТПП РФ). Рынок требует от нас защиты и лоббирования интересов отрасли на государственном уровне. С одной ассоциацией, которая является органом некоммерческим, и комитетом при ТПП, который может давать рекомендации законодательным и прочим госорганам, решать отраслевые проблемы сложно.
? Какова сегодня главная проблема отрасли?
? Таможенные пошлины. Многим российским производителям тары и упаковки, чтобы сделать качественный продукт, приходится закупать импортные материалы и оборудование. Соответственно, нужно платить пошлину на их ввоз до 15%. А пошлина на импорт готовой упаковки составляет всего 5%. При такой разнице многим производителям проще заказать упаковку за границей. При этом наши предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, обладающие таможенными льготами на ввоз качественных импортных материалов, делать качественную бумагу и картон, увы, не могут:
у них нет средств на закупку соответствующего оборудования. А мы тем временем продолжаем кормить западных упаковщиков.
? В таком случае за счет чего развиваются российские упаковочные производства?
? Следует признать, что в основном за счет иностранных инвестиций. Когда на российский рынок пришли такие западные гиганты, как Coca-Cola, PepsiCo, мировые производители пива и прохладительных напитков, они поначалу ввозили и всю упаковку. Какое-то время в Россию даже импортировали готовые пластиковые бутылки, то есть буквально перевозили воздух. Но в связи с растущей потребностью в удешевлении продукции иностранцы стали знакомить россиян с новыми технологиями производства тары, вкладывать средства в ее производство. Выпуск бутылок и остальных пластиковых упаковок мы освоили быстро. А с производством картона и бумаги было еще легче, эти технологии не столь сложны.
? Значит, вся российская упаковка изготавливается на импортном оборудовании?
? Проблема оборудования стоит очень остро. Импортные технологии могут позволить себе далеко не все, а выпускать конкурентоспособную продукцию желает всякий. А потому бурное развитие упаковочной отрасли подтолкнуло и развитие упаковочного машиностроения. Сегодня у нас в стране уже около 200 предприятий (в основном бывшие предприятия оборонного комплекса) производят машины и оборудование для упаковочной отрасли. Среди них фирма ?Бестром? (Красногорск, Московская область), московский завод ?Термопак?, Новгородский машиностроительный завод. Два года назад эти предприятия пришли к выводу, что делать упаковочные машины и оборудование очень выгодно. Теперь они находят сбыт не только на российском рынке, но и в странах Юго-Восточной Азии. Российское упаковочное оборудование как минимум на 20% дешевле импортных аналогов.
? Один из залогов успешной работы упаковочного предприятия ? это постоянное обновление ноу-хау. Как обстоят дела в этой сфере?
? Интересно, что сегодня многих производителей выручают изобретения и разработки, положенные на полку еще в советское время. А некоторые выходят из положения еще проще: так, производителям подсолнечного масла дешевле нанять штат пенсионерок для наклеивания этикеток на бутылки, чем покупать дорогое оборудование. В России еще велика доля ручного труда.
? В каких отраслях производства лучше обстоят дела с тарой и упаковкой?
? Хорошо идут дела с тарой для напитков. Пластиковые бутылки и стеклотара дяя алкоголя, пива, безалкогольных напитков практически на 80% производятся в нашей стране. Начинает развиваться и производство упаковки для парфюмерно-косметической отрасли. Еще недавно 90% упаковки для нашей косметики производилось за рубежом, сейчас доля импорта снизилась на 20%. Очень заметны сдвиги в кондитерской промышленности. Еще пять лет назад коррексы (пластиковые поддоны для конфет, упакованных в коробки) на 100% закупали за рубежом. Теперь они на те же 100% производятся в России, их изготавливают нижегородская фирма ?Цитрон? и московская ?Комус?. Хуже всего с упаковкой для молочных продуктов и соков ? большая часть этих продуктов разливается в упаковку шведской фирмы Tetra Pack. Причем если наши производители упаковки покупают у шведов оборудование и технологии, то они обязаны и сырье покупать у них же. Сегодня дочерняя структура Tetra Pack строит завод под Нижним Новгородом по производству новейшей экологичной упаковки.
Но в любом случае за семь лет своего существования в кà