Риск, замешенный на молоке
Петербургская компания "НТЛ-Упаковка" решила заняться производством полиэтиленовой упаковки для пастеризованного молока
Вишня Д. Риск, замешенный на молоке // Ведомости . . 21 марта 2002 (№ 48) . С. Б7
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - В то время как все больше российских молочных комбинатов осваивают технологию разлива стерилизованного молока в картонные пакеты, петербургская компания "НТЛ-Упаковка" решила заняться, казалось бы, уходящим в прошлое видом бизнеса - производством полиэтиленовой упаковки для пастеризованного молока. Компания считает, что этот архаичный рынок рано сбрасывать со счетов.
До сих пор петербургская компания "НТЛ-Упаковка" специализировалась на производстве полиграфических пленок, полиэтиленовых пакетов и некоторых видов упаковочной продукции. Решение о выходе на рынок упаковки для молочных продуктов в компании объясняют стремлением к расширению сбыта.
Как сообщили "Ведомостям" в компании, "НТЛ-Упаковка" приобрела для производства трехслойной пленки экструдер мощностью 200 т в месяц. Производство начнется в конце марта.
Менеджер "НТЛ-Упаковки" Андрей Кушнир сообщил "Ведомостям", что компания рассчитывает не только на рынок Северо-Западного региона, емкость которого составляет не более 40 т пленки в месяц, но и на продажи по всей России. Кушнир утверждает, что трехслойная пленка от "НТЛ" по качеству аналогична импортной (финской), но дешевле ее на 25%. Финская трехслойная пленка для упаковки молока стоит около 82,6 за 1 кг.
Четырехугольные полиэтиленовые пакеты - самый дешевый из существующих видов упаковки для молока. Пленка в три-четыре раза дешевле картонной асептической упаковки.
"Молочные продукты в пленочной упаковке рассчитаны на потребителей с низким и средним достатком, а это значительная часть", - говорит Кушнир. Если литр молока в полиэтиленовой пленке в рознице стоит около 10 руб., то в картоне - 16-19 руб.
По данным исследовательской компании TNS, в России 35% семей покупают молоко в разлив, 44% - в полиэтиленовых пакетах, в асептической упаковке - 48%. Молоко из бутылок (стеклянных и пластиковых) потребляют 3% домохозяйств.
Конкуренты оценивают инициативу "НТЛ-Упаковки" как весьма смелую. "Доля молока, упакованного в пленку, будет постоянно уменьшаться, а асептической упаковки - расти, - уверен Сергей Лепнухов, менеджер по корпоративным коммуникациям компании "Тетра-пак". - По нашим данным, уже в 2002 г. она вырастет на 24%. Как показывают фокус-группы, которые мы проводили, потребители покупают молоко в пленке исключительно потому, что оно дешевле. Никто из потребителей не сказал, что это удобно".
Однако Георгий Житмарев, коммерческий директор петербургского молочного комбината "Пискаревский", считает, что пленочную упаковку рано сбрасывать со счетов: спрос на нее будет расти за счет снижения потребления разливного молока. Например, в Петербурге доля нефасованной молочной продукции снизилась с 35% в 2000 г. до 25% к концу 2001 г. Житмарев говорит, что для регионов, где пока много молока продается в разлив, хорошая трехслойная пленка будет шагом к цивилизованному рынку.
Крупнейший петербургский молочный комбинат "Петмол" проводит сейчас тестирование новой продукции "НТЛ". Впрочем, уже сейчас один из сотрудников "Петмола" скептически отозвался о предложенной комбинату пленке: "Дороже - еще не значит лучше". Сейчас "Петмол" закупает отечественную упаковочную пленку в Железногорске.
Георгий Житмарев придерживается иной точки зрения. Он говорит, что опыт сотрудничества "Пискаревского" с отечественными производителями пленки до сих пор оказывался неудачным. "Низкая цена за тонну ничего не значит, - отмечает Житмарев. - Пленка - очень капризный продукт. Если упаковка некачественная, если она расклеивается и молоко течет, то экономия мнимая. Она грозит потерей рынка".