Кварталы выставочной застройки
Финские строители, как и любые другие, постоянно устраивают выставки своих достижений. Но если в других странах выставочные образцы после закрытия экспозиции увозят на склад, то в Финляндии в них селят людей
Сабинина И. Кварталы выставочной застройки // Коммерсантъ . . 22 августа 2002 (№ 149) . С. 24
Жилые экспонаты
Многие финские города обзаводятся новыми жилыми районами... на выставке жилья. Вот как это происходит. Городские власти, приняв решение о создании нового района, подают заявку в комитет по проведению выставки?ярмарки жилья. Между подачей заявки и проведением ярмарки проходит немало времени ? например, в этом году был определен город, где ярмарка развернется в 2007 году. Это не проявление финской неторопливости, а твердый расчет, ведь, в отличие от обычных выставок, где стенд или экспозиция по окончании выставки разбираются и убираются, ?экспонаты? финской выставки-ярмарки останутся на своем месте на долгие годы: в домах, ?работавших? выставочными павильонами, и в районе, послужившем декорацией для проведения шоу, будут жить люди. Поэтому все продумывается очень тщательно. Времени должно хватить и на разработку плана, и на утверждение проектов, и на строительство домов.
Под новый жилой район выделяется территория, составляется генеральный план застройки, желающим стать застройщиками продаются или сдаются в аренду земельные участки. Все как обычно. Необычно другое: и частные владельцы, и те, кто собирается построить в новом районе жилье на продажу, обязаны на время проведения выставки-ярмарки (обычно она длится месяц, с 12 июля по 11 августа) распахнуть двери для посетителей. По окончании выставки дома заселяются, и новый район становится частью города.
Тем, кто соглашается на такие условия, предоставляется множество льгот. Участие в выставке ? великолепная реклама как для строительных фирм и архитекторов, так и для компаний, производящих стройматериалы, мебель и сантехнику, а также для дизайнеров по интерьеру. поэтому владельцы ?выставочных павильонов? ? желанные и выгодные клиенты. Проект, строительство и обустройство дома обходятся им гораздо дешевле, чем тем, кто строится не в ?выставочном районе?. Участникам будущего рекламного шоу предоставляются скидки буквально на все, так что недостатка в участниках выставки никогда не испытывают. Заметим, что примерно две трети участников составляют домовладельцы-частники. Для продажи предназначается небольшое количество новостроек, но и это, как правило, ? оригинальные дома, спроектированные известными дизайнерскими фирмами и единственном экземпляре. И цена у такого жилья соответственная. Число и внешний вид домов регламентируются планом застройки, но очень жесткими требования назвать нельзя. Собственно, единственное ?эстетическое? обязательство, которое берет на себя застройщик, состоит в том, чтобы каждый дом был оригинальным и не имел ?близнецов? в этом районе. Вполне резонное требование: выставка, где все экспонаты похожи, никому не интересна.
Эксперименты на жильцах
Нынешняя, 32-я, выставка-ярмарка жилья Asuntomessut проходила в городе Котке на побережье Финского залива.
Город по финским масштабам крупный, поэтому и выставка получилась не маленькой - целых шестьдесят домов. Частная архитектура ?по-фински? достаточно традиционна - в основном это облицованные деревом каркасные домики. Поэтому стоявший в выделенном для застройки районе дом, построенный в 1929 году, прекрасно вписался в ряды новых особняков.
Отличительная черта скандинавской архитектуры ?органичное сочетание дома и ландшафта - заметна в Котке как нигде. Никто не стал вывозить с участка огромные ледниковые валуны ? они стали элементом оформления приусадебных участков. Те, кому посчастливилось разжиться участками у самой воды, выбрали дома с выходом прямо на берег. Берег ?окультурен?, но умеренно ? даже те, кто обзавелся небольшим частным пляжем или купальней, сохранили и рельеф местности, и растения.
Внутреннее убранство после выставки может быть переделано по желанию хозяина. Но большинство частных владельцев сразу обставляют дома так, чтобы потом ничего не менять. Многие интерьерные решения очень просты. Ничего экстраординарного. Традиционные светлые тона, непременная сауна, прачечная в отдельном помещении. Впрочем, встречались и исключения. В одном из домов, владелец которого оказался художником, оригинальная архитектура Yrso Svonto (для которой характерно сочетание темного тонированного дерева и стекла) дополнялась необычным интерьером с японским колоритом. Другой дом, также выстроенный по очень оригинальному проекту ? здание словно спускается к воде, ? был украшен авторскими произведениями финских дизайнеров.
Непременное украшение каждой выставки ?экспериментальный дом?. Это здание, на котором та или иная фирма-участник демонстрирует все свои возможности. После выставки дом предлагается на продажу. В Котке с экспериментом под названием Gloria House выступило архитектурное бюро Arkdesign Julia Paldanius Ky.
Этот дом спроектирован для приморских районов. Несмотря на то что в новом районе обязательно есть централизованное отопление, дом можно автономно отапливать с помощью геотермального оборудования, принцип действия которого основан на разнице температур на поверхности земли и в глубине. Такая система недешева, но, по подсчетам авторов проекта, за семь-десять лет эксплуатации здания затраты окупятся.
Огромные окна ? настоящие стены из стекла ? можно автоматически закрыть реечными щитами-жалюзи. Впрочем, даже если оставить их открытыми, холодно в доме не будет: тройные стеклопакеты, заполненные аргоном и оснащенные электроподогревом, сводят потери тепла к минимуму. На основе экспериментального проекта разработано еще несколько вариантов подобных домов, но реализован пока только один. Экспериментальная Gloria настолько хороша как снаружи, так и внутри, что без хозяина домик не останется, несмотря на цену ? 400 тыс. евро без стоимости земли!
Asuntomessut заслуживает внимания. Причем не только внимания профессионалов ? строителей и архитекторов, но и будущих застройщиков, ведь, как утверждает пословица, каждый из нас за свою жизнь должен выстроить хотя бы один дом. По-видимому, для многих это не просто пословица, а руководство к действию ? на ярмарке побывало около 200 тыс. посетителей, причем не только из Финляндии. Более того, среди участников были и иностранные фирмы (две российские и одна эстонская), так что, возможно, выставка-ярмарка жилья скоро перестанет быть локальным финским событием и превратится в мероприятие международного масштаба.