Керамические амбиции
Украинские производители керамической плитки последовательно вытесняют импортеров с внутреннего рынка
Малиновский Б. Швагуляк-Шостак О. Керамические амбиции // Контракты . . 16 августа 2004 (№ 33-34) . С. 34-35
Уверенная экспансия
Активная модернизация промышленных мощностей дала быстрый результат. По итогам полугодия, Госкомстат зафиксировал рост в полтора раза объемов производства плитки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом темпы роста отечественного производства плитки значительно превышают рост рынка в целом. Ассоциация производителей, экспортеров и импортеров керамики прогнозирует, что по итогам 2004 года доля отечественной плитки на внутреннем рынке вырастет с 7 до 25%.
Оживленное развитие отечественного производства керамической плитки обусловлено, в первую очередь, активным развитием нижнего ценового сегмента рынка. ?Основная часть современных застройщиков ? люди со средним уровнем дохода, основные требования которых ? практичность и экономия?, ? рассказывает вице-президент Ассоциации производителей, экспортеров и импортеров керамики Наталья Губар. По наблюдениям продавцов, такие клиенты в большинстве случаев предпочитают отечественную или китайскую плитку, в то время как покупатели, для которых главное ? стиль, мода, изысканность, выбирают итальянскую, испанскую или португальскую.
Однако активное развитие нижнего ценового сегмента рынка керамической плитки привлекает не только отечественных производителей. Как отмечают торговцы, в этом году на украинский рынок вышли фабрики из Китая, Индонезии, Индии и некоторых других стран ?третьего мира?. Среди них главным своим конкурентом представители Харьковского плиточного завода называют Китай, где за последние несколько лет возникла сильная керамическая промышленность, а цены на продукцию чрезвычайно низкие. Однако они уверены, что до конца года смогут потеснить на внутреннем рынке и китайцев, надеясь, что модернизация оборудования позволит и качество продукции повысить, и себестоимость снизить.
По наблюдениям специалистов компании ?Бест Лайн?, растет и рыночная доля среднего ценового сегмента, представленного отечественными производителями и компаниями. Пример подобной рыночной экспансии уже показали новые предприятия ? киевские ?АТЕМ? и ?Пиастрелла?, а также ?Зевс-Керамик? из Славянска Донецкой области.
Волна модернизации
Модернизация производства плитки буквально спасла отрасль. Ведь именно благодаря наличию современного итальянского оборудования в предыдущие годы ряд производителей из Беларуси и России существенно потеснили на украинском рынке местных производителей. ?Обновив, например, оборудование по декорированию плитки, которое проработало уже 20-30 лет, можно значительно повысить качество плитки, а, следовательно, не менее чем на 30% увеличить отпускную цену и существенно расширить географию ее сбыта?, ? объясняет начальник отдела маркетинга и внешнеэкономической деятельности Львовского керамического завода Богдан Балух. Этой весной на заводе была запущена подержанная итальянская автоматизированная линия по производству плитки для пола мощностью 1 млн кв. м в год. Но она сейчас не работает в полноценном режиме, поскольку не укомплектована оборудованием для нанесения рисунка. Пока эту операцию выполняют на старой технике. Чтобы решить проблему, нужно установить новый ротокол на четыре цвета. Но его ориентировочная стоимость ? EUR200 тыс., поэтому до конца этого года на заводе не планируют его приобретения.
С начала прошлой недели заработала новая линия по производству плитки для пола итальянского производства суточной мощностью 6000 кв. м на крупнейшем в Украине Харьковском плиточном заводе. Специальная плитка для пола станет для предприятия полностью новым видом продукции. Но завод не ограничивается освоением новой продукции ? он собирается модернизировать производство старой. Как сообщили представители ХПЗ, у руководства есть идея приобретения новой линии по производству облицовочной плитки для стен. А начать производство всех видов плитки для стен в новом, более популярном сейчас большом формате (20х30 см) уже запланировано к новогодним праздникам.
Прогноз
В целом конъюнктура украинского рынка благоприятно складывается, в первую очередь, для отечественных производителей, а также для импортеров дешевой плитки из стран ?третьего мира?. Производителям содействуют и значительные запасы сырья (глины), большие объемы которой все еще экспортируются в Италию, Турцию и другие страны с развитой керамической промышленностью, а потом частично возвращаются в Украину уже в виде плитки. Следовательно, в нынешнем и следующем годах следует ожидать значительного притока инвестиций в производство керамической плитки, в том числе в создание новых предприятий. Продлятся инвестиции в расширение и модернизацию производства и на традиционных предприятиях ? Харьковском и Львовском заводах, поскольку сейчас они работают с максимально возможной загрузкой.