Технологии строительства и деревообработки.

Кафельтерий'2002

Рынок керамической плитки: события и тенденции

Руденко О. Кафельтерий'2002 // Бизнес . . 2 декабря 2002 (№ 49) . С. 72-74

Рынок в цифрах



Товар, реализуемый на рынке, ? керамическая плитка.

Объем продаж в 2002 году (прогноз БИЗНЕСа) ? 23-23,5 млн кв.м на $165-175 млн.

Количество операторов ? отечественных производителей ? более 15, крупных импортеров ? не более 20.



Маркетинговая цифрь


Таблица 1


Импорт керамической плитки В Украину из некоторых стран




Страна


Объем импорта, кв. м


Стоимость, тыс. USD





2000г.


2001г.


9 мес.. 2001 г.


9 мес. 2002г.


2000 г.


2001 г.


9 мес. 2001 г.


9 мес. 2002 г.





УКТ ВЭД 6907 "Плитка и плиты для мощения и покрытия пола, каменных стен, керамические неглазурованные; кубики керамические неглазурованные для мозаики*




Белоруссия


19408


55804


42688


85463


108


287,5


219,1


373,9





Литва


6964


13392


9709


21628


34,2


55,9


41,4


74,2





Испания


25609


57478


39503


40251


99,6


190,3


115,3


136,1





Италия


388200


600721


462238


293684


1565,2


2155,6


1648,9


1130,2





Германия


18047


21297


15306


31727


124,4


141


92,6


179,9





Польша


62490


285104


138179


482599


273,1


1104,6


523


1569.5





Словакия


257544


401553


275989


448627


838,4


1199,3


870


1121,1





Чехия


162307


500901


347483


442750


519,5


1186,3


820,7


987,5





Турция


106983


102961


71968


268278


283,2


258,4


189,5


536,5





Китай


40


300


0


17662


0,2


0,9


0


38,8





Всего*


1,06


2,05


1,41


2,16


4278,7


6690,5


4545


6384,5





УКТ ВЭД 6908 "Плитка и плиты для мощения и покрытия пола, каменных стен, керамические глазурованные; кубики керамические глазурованные для мозаики*




Белоруссия


1319428


1492


1070404


1033681


4137,1


4632


3220,9


3213,9





Россия


310178


490876


328786


399650


1285,5


1961,5


1339,6


1396,3





Литва


303591


723470


531738


618017


1079,9


2172,9


1625,4


1617,8





Испания


2606641


4227586


3208383


3333225


6401,7


9548,5


7146,2


7552,7





Италия ч


271917


481904


369014


339265


1267,8


1613,2


1215,9


1209,5





Германия


82373


86000


63000


91000


295,5


282,8


210,9


347,3





Польша


318776


442343


327007


461124


1039,7


1620,8


1201


1627,4





Румыния


61934


38881


28841


21298


240,3


134,6


100,2


75





Словакия


44383


22382


15513


30502


181


57,6


44,3


96,2





Венгрия


62446


101515


64033


47694


183,7


272,4


169


115,9





Чехия


80050


159059


113923


151566


259,3


428,2


287


352,9





Китай


525


6357


743


356158


1,1


12,91


1,81


722,2





Турция


266883


619166


263902


1037909


649


1343,3


607,6


2145,5





Индонезия


0


258346


230652


324057


0


455,1


405,7


610,6





Всего*


5,82


9,25


6,68


8,33


17408,2


24979


17870,1


21351,2







* млн кв. м.



Таблица 2


Производство керамической плитки в Украине*






Наименование


Объем производства. тыс.кв.м





2000г.


2001 Г.


10 мес, 2001 г.


10 мм. 2002 г.





Керамическая плитка глазурованная для внутренней облицовки стен, с фасонными деталями

6563,5


6879,5


5695,3


5893,7





Керамическая плитка для пола


1734,9


2563


2135,1


2169,2





Керамическая фасадная плитка


413.2


94.7


71.9


40.7







* По данным Госкомстата






Ситуация на рынке



По словам торговцев, в 2002 году темпы роста продаж керамической плитки в Украине по сравнению с прошлыми годами снизились. О чем свидетельствует и отечественная статистика (см. табл.1 и 2).

В целом, объемы продаж на внутреннем рынке в этом году по сравнению с 2001 годом увеличились на 15-20% (в количественном выражении).

По-прежнему снижается доля отечественной плитки в общем объеме продаж (см. рис.1 и 2).

Мнения торговцев по поводу перспектив производства плитки в Украине разделились. Одни полагают, что в ближайшее время доля продаж отечественной продукции уменьшится. Другие считают, что через год-два дешевая украинская плитка сможет вытеснить импортные аналоги. Понятно, что судьба украинской плитки напрямую зависит от наличия инвестиций в отрасли.

Например, по слухам, нынешней осенью в Киеве планировалось ввести в строй новый завод по производству плитки. Кроме того, идет реконструкция одного из отечественных керамических предприятий. По некоторым данным, вложить деньги в него решили компании из России и Белоруссии. О других инвестициях в керамическую отрасль пока ничего не слышно.

Главным ?козырем? украинской плитки остается низкая цена. Но следует отметить, что для успешного развития ?плиточного? бизнеса необходимо быстро реагировать на изменения моды, удивлять потребителя дизайнерскими новинками, широким ассортиментом и т.д. По словам же торговцев, большинство украинских производителей пока не могут оперативно обновлять свой ассортимент. Зато это успешно делают зарубежные конкуренты, продажи продукции которых растут динамичнее.

В нынешнем году в Украину семимильными шагами идет китайская продукция (см. табл.1). По оценкам торговцев, в 2003 году экспансия китайских производителей керамики на украинский рынок продолжится. Радужные перспективы бизнесмены объясняют тем, что при сравнительно неплохом качестве он не намного дороже отечественной продукции.

Существенно увеличились и поставки в Украину турецкого товара. Турецкие заводы в прошлом году пересмотрели свою ценовую политику и несколько снизили цены на продукцию. В результате, импорт плитки из Турции в этом году вырос более чем в 3 раза по сравнению с 2001 годом.

Следует отметить, что на фоне общего роста продаж импортной плитки в 2002 году (примерно на 30% по сравнению с прошлым годом) снизился удельный вес поставок продукции из некоторых стран-лидеров ? Испании, Белоруссии и Италии. Это в первую очередь связано с более высокими ценами на тамошнюю продукцию по сравнению с ценами на аналогичную плитку из других стран. Например, в этом году польские фабрики существенно нарастили объемы поставок плитки, особенно ? керамического гранита.



Цены

Основное снижение цен на плитку происходило в 2000-2001 годах ? в среднем, примерно на 25%. Например, в течение прошлого года плитка подешевела в среднем на 10%. По словам маркетологов, к началу 2002 года многие производители и оптовые торговцы уже исчерпали основные возможности для уменьшения маржи. Сейчас оптовая наценка в среднем составляет 10-15%. На протяжении нынешнего года цены были стабильными. Если плитка и дешевела, то не более чем на 5%. Некоторые зарубежные фабрики в 2001 году внимательно присматривались к динамике цен на украинском рынке. И те производители, которые в 2002 году наиболее удачно ?подстроились? к существующим ценам, сумели нарастить объемы продаж в Украине.

По оценкам торговцев, в следующем году заметного снижения цен ожидать не приходится. Оно возможно, если компании смогут сократить накладные расходы при организации торговли плиткой. Либо зарубежные фабрики увеличат размер скидок, что вполне вероятно. Как отметили торговцы, в связи с тем что за последний год уменьшились поставки плитки в США из стран ЕС, интерес западноевропейских производителей к рынкам СНГ вырос. Косвенное подтверждение тому ? итальянская компания Marazzi строит новый завод в России.



Интерес зарубежных производителей к ?плиточному? рынку Украины вырос.



Тем не менее европейские фабрики снижать цены не намерены (см. мнение Роберто РИВИ, высказанное им на презентации магазина ?Майолика?).

Несмотря на ?общерыночную? стабилизацию цен, по-прежнему находятся охотники подемпинговать. И не только для увеличения продаж. Не все компании могут создавать большие складские запасы плитки, к тому же в широком ассортименте. Это требует как умелого планирования, так и немалых денежных вложений. Поэтому они стараются добиться больших объемов продаж за счет низких наценок на ходовые виды плитки.

Обычно демпинг происходит, если производители мало внимания уделяют дистрибуции товара и не пытаются ?регулировать? количество своих дилеров. Кроме того, фабрики, испытывая затруднения со сбытом продукции (например, если коллекция устарела), увеличивают скидки для дилера. Последний также пытается ?скинуть? товар по низким ценам.

В свою очередь компании, старающиеся поддерживать высокую рентабельность, вынуждены действовать такими же методами.

В результате ценовых гонок ликвидность продаж отдельных видов или коллекций керамической плитки существенно снижается. И компании отказываются от торговли ?обесцененной? продукцией.



Ассортимент



Следует отметить две основные тенденции. Во-первых, в Украине растет реализация напольной плитки (см. рис.2 на стр.72). Особенно высоким спросом пользуется неглазурованная плитка ?грес?, или ?искусственный гранит?, ? в 2001 году по сравнению с 2000 годом объемы ее продаж выросли в 2 раза. Столь стремительный рост реализации ?греса? связан с увеличением объемов строительства административных и торговых зданий, в которых такая плитка используется для отделки полов.

Во-вторых, увеличивается реализация крупногабаритной плитки, предназначенной как для облицовки стен, так и для укладки на пол. По оценкам некоторых бизнесменов, два года назад такая плитка для стен обеспечивала 20-25% продаж, сейчас ? уже 40-45% (в количественном выражении). Причины увеличения ее реализации следующ

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com