Кафельтерий'2002
Рынок керамической плитки: события и тенденции
Руденко О. Кафельтерий'2002 // Бизнес . . 2 декабря 2002 (№ 49) . С. 72-74
Рынок в цифрах
Товар, реализуемый на рынке, ? керамическая плитка.
Объем продаж в 2002 году (прогноз БИЗНЕСа) ? 23-23,5 млн кв.м на $165-175 млн.
Количество операторов ? отечественных производителей ? более 15, крупных импортеров ? не более 20.
Маркетинговая цифрь
Таблица 1
Импорт керамической плитки В Украину из некоторых стран
Страна
Объем импорта, кв. м
Стоимость, тыс. USD
2000г.
2001г.
9 мес.. 2001 г.
9 мес. 2002г.
2000 г.
2001 г.
9 мес. 2001 г.
9 мес. 2002 г.
УКТ ВЭД 6907 "Плитка и плиты для мощения и покрытия пола, каменных стен, керамические неглазурованные; кубики керамические неглазурованные для мозаики*
Белоруссия
19408
55804
42688
85463
108
287,5
219,1
373,9
Литва
6964
13392
9709
21628
34,2
55,9
41,4
74,2
Испания
25609
57478
39503
40251
99,6
190,3
115,3
136,1
Италия
388200
600721
462238
293684
1565,2
2155,6
1648,9
1130,2
Германия
18047
21297
15306
31727
124,4
141
92,6
179,9
Польша
62490
285104
138179
482599
273,1
1104,6
523
1569.5
Словакия
257544
401553
275989
448627
838,4
1199,3
870
1121,1
Чехия
162307
500901
347483
442750
519,5
1186,3
820,7
987,5
Турция
106983
102961
71968
268278
283,2
258,4
189,5
536,5
Китай
40
300
0
17662
0,2
0,9
0
38,8
Всего*
1,06
2,05
1,41
2,16
4278,7
6690,5
4545
6384,5
УКТ ВЭД 6908 "Плитка и плиты для мощения и покрытия пола, каменных стен, керамические глазурованные; кубики керамические глазурованные для мозаики*
Белоруссия
1319428
1492
1070404
1033681
4137,1
4632
3220,9
3213,9
Россия
310178
490876
328786
399650
1285,5
1961,5
1339,6
1396,3
Литва
303591
723470
531738
618017
1079,9
2172,9
1625,4
1617,8
Испания
2606641
4227586
3208383
3333225
6401,7
9548,5
7146,2
7552,7
Италия ч
271917
481904
369014
339265
1267,8
1613,2
1215,9
1209,5
Германия
82373
86000
63000
91000
295,5
282,8
210,9
347,3
Польша
318776
442343
327007
461124
1039,7
1620,8
1201
1627,4
Румыния
61934
38881
28841
21298
240,3
134,6
100,2
75
Словакия
44383
22382
15513
30502
181
57,6
44,3
96,2
Венгрия
62446
101515
64033
47694
183,7
272,4
169
115,9
Чехия
80050
159059
113923
151566
259,3
428,2
287
352,9
Китай
525
6357
743
356158
1,1
12,91
1,81
722,2
Турция
266883
619166
263902
1037909
649
1343,3
607,6
2145,5
Индонезия
0
258346
230652
324057
0
455,1
405,7
610,6
Всего*
5,82
9,25
6,68
8,33
17408,2
24979
17870,1
21351,2
* млн кв. м.
Таблица 2
Производство керамической плитки в Украине*
Наименование
Объем производства. тыс.кв.м
2000г.
2001 Г.
10 мес, 2001 г.
10 мм. 2002 г.
Керамическая плитка глазурованная для внутренней облицовки стен, с фасонными деталями
6563,5
6879,5
5695,3
5893,7
Керамическая плитка для пола
1734,9
2563
2135,1
2169,2
Керамическая фасадная плитка
413.2
94.7
71.9
40.7
* По данным Госкомстата
Ситуация на рынке
По словам торговцев, в 2002 году темпы роста продаж керамической плитки в Украине по сравнению с прошлыми годами снизились. О чем свидетельствует и отечественная статистика (см. табл.1 и 2).
В целом, объемы продаж на внутреннем рынке в этом году по сравнению с 2001 годом увеличились на 15-20% (в количественном выражении).
По-прежнему снижается доля отечественной плитки в общем объеме продаж (см. рис.1 и 2).
Мнения торговцев по поводу перспектив производства плитки в Украине разделились. Одни полагают, что в ближайшее время доля продаж отечественной продукции уменьшится. Другие считают, что через год-два дешевая украинская плитка сможет вытеснить импортные аналоги. Понятно, что судьба украинской плитки напрямую зависит от наличия инвестиций в отрасли.
Например, по слухам, нынешней осенью в Киеве планировалось ввести в строй новый завод по производству плитки. Кроме того, идет реконструкция одного из отечественных керамических предприятий. По некоторым данным, вложить деньги в него решили компании из России и Белоруссии. О других инвестициях в керамическую отрасль пока ничего не слышно.
Главным ?козырем? украинской плитки остается низкая цена. Но следует отметить, что для успешного развития ?плиточного? бизнеса необходимо быстро реагировать на изменения моды, удивлять потребителя дизайнерскими новинками, широким ассортиментом и т.д. По словам же торговцев, большинство украинских производителей пока не могут оперативно обновлять свой ассортимент. Зато это успешно делают зарубежные конкуренты, продажи продукции которых растут динамичнее.
В нынешнем году в Украину семимильными шагами идет китайская продукция (см. табл.1). По оценкам торговцев, в 2003 году экспансия китайских производителей керамики на украинский рынок продолжится. Радужные перспективы бизнесмены объясняют тем, что при сравнительно неплохом качестве он не намного дороже отечественной продукции.
Существенно увеличились и поставки в Украину турецкого товара. Турецкие заводы в прошлом году пересмотрели свою ценовую политику и несколько снизили цены на продукцию. В результате, импорт плитки из Турции в этом году вырос более чем в 3 раза по сравнению с 2001 годом.
Следует отметить, что на фоне общего роста продаж импортной плитки в 2002 году (примерно на 30% по сравнению с прошлым годом) снизился удельный вес поставок продукции из некоторых стран-лидеров ? Испании, Белоруссии и Италии. Это в первую очередь связано с более высокими ценами на тамошнюю продукцию по сравнению с ценами на аналогичную плитку из других стран. Например, в этом году польские фабрики существенно нарастили объемы поставок плитки, особенно ? керамического гранита.
Цены
Основное снижение цен на плитку происходило в 2000-2001 годах ? в среднем, примерно на 25%. Например, в течение прошлого года плитка подешевела в среднем на 10%. По словам маркетологов, к началу 2002 года многие производители и оптовые торговцы уже исчерпали основные возможности для уменьшения маржи. Сейчас оптовая наценка в среднем составляет 10-15%. На протяжении нынешнего года цены были стабильными. Если плитка и дешевела, то не более чем на 5%. Некоторые зарубежные фабрики в 2001 году внимательно присматривались к динамике цен на украинском рынке. И те производители, которые в 2002 году наиболее удачно ?подстроились? к существующим ценам, сумели нарастить объемы продаж в Украине.
По оценкам торговцев, в следующем году заметного снижения цен ожидать не приходится. Оно возможно, если компании смогут сократить накладные расходы при организации торговли плиткой. Либо зарубежные фабрики увеличат размер скидок, что вполне вероятно. Как отметили торговцы, в связи с тем что за последний год уменьшились поставки плитки в США из стран ЕС, интерес западноевропейских производителей к рынкам СНГ вырос. Косвенное подтверждение тому ? итальянская компания Marazzi строит новый завод в России.
Интерес зарубежных производителей к ?плиточному? рынку Украины вырос.
Тем не менее европейские фабрики снижать цены не намерены (см. мнение Роберто РИВИ, высказанное им на презентации магазина ?Майолика?).
Несмотря на ?общерыночную? стабилизацию цен, по-прежнему находятся охотники подемпинговать. И не только для увеличения продаж. Не все компании могут создавать большие складские запасы плитки, к тому же в широком ассортименте. Это требует как умелого планирования, так и немалых денежных вложений. Поэтому они стараются добиться больших объемов продаж за счет низких наценок на ходовые виды плитки.
Обычно демпинг происходит, если производители мало внимания уделяют дистрибуции товара и не пытаются ?регулировать? количество своих дилеров. Кроме того, фабрики, испытывая затруднения со сбытом продукции (например, если коллекция устарела), увеличивают скидки для дилера. Последний также пытается ?скинуть? товар по низким ценам.
В свою очередь компании, старающиеся поддерживать высокую рентабельность, вынуждены действовать такими же методами.
В результате ценовых гонок ликвидность продаж отдельных видов или коллекций керамической плитки существенно снижается. И компании отказываются от торговли ?обесцененной? продукцией.
Ассортимент
Следует отметить две основные тенденции. Во-первых, в Украине растет реализация напольной плитки (см. рис.2 на стр.72). Особенно высоким спросом пользуется неглазурованная плитка ?грес?, или ?искусственный гранит?, ? в 2001 году по сравнению с 2000 годом объемы ее продаж выросли в 2 раза. Столь стремительный рост реализации ?греса? связан с увеличением объемов строительства административных и торговых зданий, в которых такая плитка используется для отделки полов.
Во-вторых, увеличивается реализация крупногабаритной плитки, предназначенной как для облицовки стен, так и для укладки на пол. По оценкам некоторых бизнесменов, два года назад такая плитка для стен обеспечивала 20-25% продаж, сейчас ? уже 40-45% (в количественном выражении). Причины увеличения ее реализации следующ