Технологии строительства и деревообработки.

Окно в Европу

Состояние и некоторые тенденции развития украинского рынка металлопластиковых окон

Полева А. Рудавский А. Окно в Европу // Будмайстер. 2002 . №22. C. 14-17

НЕМНОГО ИСТОРИИ



Распространенное в обиходе название ?металлопластиковое окно? является технически не вполне точным. В специальной литературе этот тип окон называют окнами из поливинилхлорида (ПВХ), подчеркивая тем самым их основное отличие от деревянных или металлических (алюминиевых) окон - в зависимости от типа материала, из которого изготовлен оконный каркас.

Первые окна из ПВХ появились в Западной Европе в 50-х годах и быстро завоевали свою часть рынка, потеснив традиционные деревянные окна. В настоящее время каждое третье окно, производимое в странах Западной Европы и Америки, - из ПВХ. Бурный рост производства металлопластиковых окон объясняется высокой технологичностью их изготовления в сочетании с хорошими потребительскими свойствами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что рынок металлопластиковых окон является одним из самых перспективных сегментов строительного рынка Украины. История его развития уходит своими корнями не в такое уж и далекое прошлое - в 1992-1994 годах металлопластик в виде окон и дверей ?пришел? в Украину и начал завоевывать свое место под солнцем. В те времена схема продвижения продукции к конечному потребителю была совершенно отличной от нынешней. Сначала поступал заказ, затем специалист ехал с чертежами в Польшу или Германию, откуда металлопластиковые конструкции и ввозились в готовом виде, что, естественно, значительно поднимало исходную стоимость товара, а рентабельность подобного бизнеса, несмотря на его достаточно сложную схему, могла достигать до 200% (цена тогда составляла около $350 за кв. м)! Столь высокую прибыльность, конечно же, не сравнить с 10-15-процентной рентабельностью, которая имеет место сегодня.

За десятилетний период своего развития оконный бизнес, потеряв в рентабельности, успешно компенсировал эту потерю многократно возросшими оборотами. Поменялась и схема работы - сейчас даже сложно себе представить, чтобы металлопластиковые конструкции ввозились в готовом виде из-за рубежа. Любая более или менее приличная фирма, реализующая металлопластиковые окна, уже обзавелась собственным производством, для нормального функционирования которого вполне достаточно импортировать качественный профиль и надежную фурнитуру. Резко увеличилось количество операторов рынка, в том числе фирм-производителей (в 1994 году в Киеве их было всего две - ?Квин-Свиг? и ?Серго?, а сегодня - уже сотни); многие зарубежные компании открыли в Украине свои представительства; заметно обострилась конкуренция, что не могло не отразиться на динамике цен - они медленно, но уверенно ?ползут? вниз.

Меняется и психология потенциальных потребителей, которые постепенно утверждаются в мысли, что вечные щели, постоянное подкрашивание и заклеивание ?совдеповской? столярки лучше сменить на уют, комфорт, звуко- и теплоизоляцию современных металлопластиковых окон.



ДИНАМИКА РЫНКА



В настоящий момент годовой объем рынка металлопластиковых окон составляет, по разным оценкам, от 1,5 до 3 млн. кв. м, то есть от $200 млн. до $400 млн. в розничных ценах. По мнению торговцев, прирост продаж металлопластиковых окон составил в 2002 году около 20-25% в натуральном исчислении. Однако адекватного увеличения ?денежного оборота? не произошло, что объясняется обостряющейся конкуренцией и связанным с этим постоянным снижением цен. Операторы утверждают, что за период 2000-2001 годов падение цен на металлопластиковые окна составило 15-20%, а в 2002 году они были вынуждены снизить ценовую планку в среднем на 9-12%.

Оценивая перспективы развития оконного рынка Украины, большинство операторов проявляют, как правило, осторожный оптимизм. Возможный рост спроса на металлопластиковые окна они связывают, прежде всего, с увеличением объемов и темпов жилищного строительства, а также с некоторым повышением уровня материального благосостояния наших сограждан. Осторожность в прогнозных оценках связана в основном с тем, что положительные сдвиги в инвестиционной активности не приобрели еще всеукраинских масштабов и имеют ярко выраженный региональный характер. Так, около половины (более 2,5 млн. кв. м) всего нового жилья, которое планируется построить в Украине в 2003 году, приходится на Киев, Харьков и Днепропетровск, что свидетельствует о весьма неплохих перспективах развития оконного бизнеса в этих регионах. Но не более того, поскольку недостаточная развитость большинства региональных рынков усложняет торговую конъюнктуру, ведет к ужесточению конкуренции на ограниченном пространстве, неизбежному снижению цен на продукцию, падению рентабельности оконного бизнеса и т.п.

С учетом влияния перечисленных факторов, специалисты ожидают, что в 2003 году прирост емкости украинского рынка металлопластиковых окон составит 15-25% (в натуральном исчислении) - отнюдь не худший стимул для развития бизнеса.



ПРЕДЛОЖЕНИЕ



Большинство отечественных ?оконных? компаний не располагают собственным производством профиля. Во всяком случае, нам удалось обнаружить только двух ?местных? производителей профиля - EcoPlast (производится по технологии австрийской фирмы Actual из импортируемого сырья, а также УкрПласт. Это связано, по крайней мере, с двумя причинами: во-первых, подобное производство требует немалых капиталовложений, а во-вторых, чтобы его организовать, необходимо изрядно похлопотать над технической документацией, всевозможными экспертизами и прочими неприятными моментами.

В Украину завозятся профили из Австрии, Бельгии, Польши, Словакии, Турции, Франции, но лидерство, несомненно, принадлежит Германии. Список представленных на украинском рынке немецких торговых марок внушителен: Aluplast, Artec, Gealan, КВЕ, Knipping, Kommerling, PlusPlan, Rehau, Schuco, Thyssen, Trocal, Veka и другие. Следует отметить, что в Украину поставляется профиль, произведенный как в Германии, так и на дочерних предприятиях немецких фирм, которые расположены в Румынии, Польше, России. Кроме немецких фирм, заметное место на украинском рынке занимают такие производители профиля, как Actual, ViennaPlast (Австрия), Deceuninck (Бельгия), Pimas (Турция).

Следует отметить, что ситуация, которая сложилась на украинском рынке в части представительства и предпочтения тех или иных торговых марок, отнюдь не отражает европейских тенденций. С одной стороны, это связано с тем, что многие известные в Европе производители просто-напросто не поставляют нам свою продукцию, и наши соотечественники еще не имели возможности с ней познакомиться поближе. А с другой - тот ассортимент продукции, то соотношение цены и качества, которые предлагаются сегодня не очень прихотливым украинским потребителям, пока что вполне их устраивают.

Статистики на предмет того, кто и сколько продает в Украине металлопластиковых окон, - нет. Точнее, статистика-то есть, но у каждого она почему-то своя. По имеющимся оценкам, число компаний - производителей металлопластиковых окон колеблется в пределах от 400 до 500. При этом более сотни из них приходится на стольный град Киев.

По мнению операторов рынка, среди производителей металлопластиковых окон можно выделить три основные группы. К первой относятся мелкие компании (а таких у нас около 70%), которые арендуют под производство площади размером не более 80-100 кв. м и выпускают от 3 до 5 окон в смену. Другими словами, это хорошо известные всем ?гаражники?, на долю которых припадает до 30% выполняемых заказов!

Ко второй группе относятся фирмы, производственные мощности которых позволяют выпускать от 15 до 20 окон в смену. Их доля в общем количестве оконных фирм составляет около 25%.

Оставшаяся часть компаний (около 5%) составляет третью группу - это крупные предприятия с производственными площадями в 1200-1500 кв. м, со штатом более чем в 100 сотрудников и производительностью 1000 окон в месяц и более.

Следует отметить, что в последнее время довольно существенную конкуренцию специализированным оконным фирмам стали составлять крупные строительные компании, которые наладили собственное производство металлопластиковых окон и, наряду с комплектацией возводимых зданий, нередко занимаются их сбытом ?на сторону?.

Что же представляет оконный рынок в лицах?



На сегодняшний день определились несомненные фавориты, которые не первый год занимают лидирующие позиции на рынке, по существу определяя производственно-сбытовую политику в Украине. По имеющимся экспертным оценкам, таких компаний у нас не более 10. Среди них - СП ?ВікноПласт?, основная доля продаж которого приходится на крупные строительные компании. Производственная мощность предприятия - около 3 тыс. окон в месяц. Гигант №2 - компания ?Энран Акрос?, производственные мощности которой позволяют выпускать до 10 тыс. окон в квартал в классах от ?Эконом? до ?Элит?. Фирмы ?Фенстер? и ?Євровікнобуд? ?выбрасывают? на рынок по 50 и 100 окон в сутки соответственно, и ориентируются преимущественно на частного заказчика. Прочные позиции на украинском рынке занимают также компании ?Стерх?, ?Квин-Свиг?, ?Текко Плюс? и некоторые другие.

Особое внимание следует обратить на тенденцию, которая проявилась сравнительно недавно, - в борьбу за место под солнцем активно включились региональные компании. По этой причине ранее стабильные позиции столичных компаний-лидеров в ряде регионов (да и в самом Киеве) стали менее устойчивыми. Прежде всего, это касается Харькова и Ровно, где появились свои мощные производители металлопластиковых окон - харьковский завод ?Надія? и ровенский ?РовноПласт?. Эти предприятия работают на отечественном профиле EcoPlast, который в среднем на 40% дешевле немецкого (что, конечно же, сказывается и на цене готовой продукции), и могут выпускать в период пиковых нагрузок 8-10 тыс. кв. м каждое. Справиться с такими объемами сегодня готов далеко не каждый украинский производитель окон из ПВХ. Конкурентные аргументы этих новоявленных лидеров настолько мощные, что многие операторы рынка всерьез задумываются о том, как бы побыстрее наладить с ними партнерские отношения. Это касается как реализации готовых изделий, выпускаемых в Ровно и Харькове, так и использования профиля EcoPlast для производства металлопластиковых окон под уже известными торговыми марками.



СПРОС

Основную массу доходов (в данном случае речь идет не о рентабельности) в сегменте пластиковых окон компании получают, естественно, от крупных заказчиков. Владельцем больших объектов зачастую является какая-либо государственная структура. Поэтому данный сегмент рынка во многом зависит от бюджетного финансирования. Несмотря на всю привлекательность больших заказов, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что далеко не всегда проплата таких заказов осуществляется в установленные сроки. Полугодовая задержка, особенно со стороны строительных компаний, завязанных на продажу возводимого ими жилья, -явление довольно обычное. Другими словами, чем больше заказ, тем больше риск. В этой связи работа с частным клиентом может рассматриваться в условиях нынешних экономических реалий как фактор, который гарантирует определенную стабильность бизнеса. На сегодняшний день доля частных лиц в общем объеме продаж пластиковых окон не превышает 30%. Но многие фирмы констатируют, что за последнее время количество клиентов со средним достатком значительно увеличилось. Данная тенденция стала особенно заметной в 2000-2001 годах. Сегодня установку в своей квартире окон из ПВХ могут позволить себе намного больше людей, чем на начальном этапе развития этого рынка в Украине.

Вместе с тем сбыт остается ключевой проблемой для оконщика. Тут каждый действует, как может. Фирмы с небольшими объемами производства ориентируются на заказы частных лиц и мелкий опт. Эти фирмы, имеющие, как правило, мизерные рекламные бюджеты, пользуются для продвижения своей продукции старым проверенным способом - ?из уст в уста?. Мечта среднего и крупного производителя - оптовый покупатель, идеальный вариант - хорошо стоящая в финансовом отношении строительная компания. Эти фирмы планируют организацию своей рекламной кампании более основательно, вкладывая в нее в среднем от $10 тыс. до $50 тыс., с завидным постоянством появляясь и на бигбордах, и на транспорте, и на телевидении, и в специализированной прессе.

На сегодняшний день набор предлагаемых окон стандартен: окна глухие, окна одно-, двух- и многостворчатые, окна поворотные, откидные, поворотно-откидные, двухстворчатые комбинированные (поворотно-откидное + глухое) и штульповое (распашное двухстворчатое без средней перегородки). Глухие окна, естественно, являются самыми дешевыми, притом разница составляет до 60% стоимости по сравнению с теми же поворотно-откидными. Но время, когда цены на металлопластиковые удовольствия были заоблачными и потребители просто вынуждены были запечатывать жилые помещения, прошло, и теперь глухие окна используются преимущественно в офисных помещениях и торговых центрах (20% продаж). Продажи поворотно-откидных окон

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com