Технологии строительства и деревообработки.

Чердачные версии

Ситуация на рынке окон для мансард

Домотырко О. Чердачные версии // Бизнес . . 7 июня 2004 (№ 23) . С. 120-121

Окна для мансард с каждым годом становятся вес популярнее. Но продавцы недовольны объемами реализации



СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ



Рынок мансардных окон еще молод: фактически он начал формироваться пять-шесть лет назад. И хотя объемы реализации "чердачных" окон к Украине в последние три-четыре года увеличивались на 40-50% ежегодно, в абсолютном выражении рынок пока "взял высоту" всего в $3 млн. Дело в том, что в Украине ажиотажным спросом мансардные помещения стали пользоваться только в начале нынешнею столетия, соответственно, культура потребления окон для таких помещении почти отсутствовала. Кроме того, строительство мансард ? удовольствие не из дешевых, а покупательная способность основной части населения низкая. По оценкам некоторых специалистов, подобные сооружения "по карману" 5% киевлян либо крупным коммерческим предприятиям.



ОПЕРАТОРЫ



Сейчас украинский рынок мансардных окон поделен между тремя известными мировыми брендами ? Fakro (Польша; официальный представитель ? компания "Факро-Львов" ). Velux (Дания; официальный представитель - ООО "Велюкс Украина" ), Roto (Германия; - эксклюзивный дилер ? компания "Евроизол"). Эти торговые марки совокупно удерживают около 95% рынка (см. "Структура продаж мансардных окон по основным торговым маркам" на стр.121). Остальное делят малоизвестные в Украине производители из Словакии, Турции и других стран, из которых товар периодически поставляется на региональные рынки Украины или ввозится одноразово ? для комплектации конкретного объекта. Кроме того, поговаривают, что в Украине есть небольшие "кустарные" производства мансардных окон (или того, что под ними подразумевают подобные фабриканты).

В прошлом году, по сравнению с 2002 г., изменений в долях продаж по торговым маркам не произошло. Вместе с тем операторы к цифрам относятся с осторожностью: рынок не разнит и недостаточно прозрачен, чтобы объективно оценивать доли компаний на нем, тем более в динамике. Кроме того, по словам Евгении Запорожец, начальника отдела маркетинга и рекламы ООО "Велюкс Украина" , в западных областях Украины достаточно остро стоит проблема массовой контрабанды товара, доля продаж которого, по разным оценкам, достигает 20-40% тамошнего рынка.



ПРОИЗВОДСТВО



В Украине мансардные окна в промышленных масштабах по полному производственному циклу не изготавливаются. По словам Евгении Запорожец, се компания считает нецелесообразным открывать в Украине производство, так как здесь нет сырьевой базы: например, основной материал для изготовления рам мансардных окон Velux ? северная сосна, произрастающая в Скандинавии и Сибири.

Еще одна, не менее важная причина ? небольшая, по европейским меркам, емкость украинского рынка, которая минимум в 5-6 раз меньше емкости восточноевропейского.

Кроме того, технологически производство мансардных окон ? дело сложное, оно требует больших первоначальных затрат ? не менее $1 млн.

А самое главное ? каждый производитель мансардных окон самостоятельно разрабатывает и производит фурнитуру и не поставляет ее отдельно от окон. Зачастую это даже является ноу-хау предприятия. И понятно, что потенциальные украинские инвесторы встанут перед необходимостью вкладывать деньги в производство собственной фурнитуры.

Однако отечественные компании все же пытаются наладить производство этой продукции. Например, компания "Факро-Львов" в 2002 г. наладила сборку мансардных окон во Львове. По словам бренд-менеджера компании "ТПК" (г.Киев; дилер ТМ Fakro) Максима Колмыкова, выпуск готовой продукции осуществляется по следующей схеме: клееный сосновый брус из Украины отправляют в Польшу на завод Fakro. где его профилируют под конкретные размеры и подготавливают к сборке на украинском предприятии. Таким образом, около 90% реализуемой "Факро-Львов" продукции собирается в Украине.



СТРУКТУРА ПРОДАЖ



Лидируют в продажах, как и ранее, мансардные окна из дерева (обычно это клееный сосновый брус) ? 95% общего объема реализации. Металлопластиковые окна обеспечивают не более 5% реализации. Их применение ограничено в связи с высоким линейным расширением пластика в процессе эксплуатации окна.

Эксперты отмечают устойчивое повышение спроса на дорогие модели мансардных окон (класс "люкс"). За последние пять лет доля продаж таких окон увеличилась с 2-3% до 8-10% (см. "Структура продаж мансардных окон в Украине по разным ценовым сегментам" на стр.120).

Активизировался спрос на различные приспособления, облегчающие эксплуатацию окон, ? системы автоматического открывания, дистанционного управления, роллеты и др.



ПРОДВИЖЕНИЕ



Сейчас более 50% рекламного бюджета крупные поставщики мансардных окон используют на имиджевую рекламу торговой марки и популяризацию идеи "жилой мансарды".

При этом конкуренция среди марко-держателей переместилась из ценовой в конструктивную область. Производители окон все больше усилий направляют на поиск новых конструктивных решений, повышающих потребительскую ценность товара: износостойкость, надежность фурнитуры, долговечность и сопротивляемость конструкции рамы внешним воздействиям.

Изменяются стандарты и требования к базовой модели. Если несколькими годами ранее таковой считалось окно с однокамерным стеклопакетом, то сейчас торговцы продвигают в основном окна с повышенными энергосберегающими свойствами.



СДЕРЖИВАЮЩИЙ ФАКТОР



Несколько подкузьмили в этом году торговцам мансардными окнами судебные и исполнительные власти. Напомним: 9 марта Конституционный Суд Украины (КСУ) подтвердил положения ч.2 ст.10 Закона Украины "О приватизации государственного жилищного фонда" . Благодаря разъяснению КСУ (см. БИЗНЕС №11 от 15.03.04 г., стр.109) "притормозилась" приватизация чердачных помещений и реконструкция их под мансарды. Суд объяснил, что собственники квартир являются совладельцами вспомогательных помещений в многоквартирных домах, а к таковым относятся и чердаки. Соответственно, для проведения строительных работ требуется согласие всех совладельцев. В результате процедура получения разрешений на реконструкцию чердаков значительно усложнилась и подорожала.

Хотя, отметим, данная проблема касается в основном обустройства чердаков в уже построенных жилых домах. В новостройках и коммерческих объектах строить мансарды будут. Кроме того, активно развивается строительство коттеджей. Одна из модных тенденций коттеджного строительства ? создание мансард в частных домах. Очевидно, торговцам стоит направить свои усилия на продвижение продукции в этих направлениях.



ПРОГНОЗ



По оценкам операторов, в 2004 г. объемы продаж увеличатся по сравнению с 2003 г. на 30-40%.

С учетом специфики и низкой емкости рынка "чердачных окон" в Украине вероятность появления новых торговых марок и импортеров в ближайшее время невелика. Тем более что стоимость входа в рынок с конкурентоспособным предложением ? не менее $450-600 тыс. (включая аренду складских помещений, первоначальный складской запас и рекламную кампанию). Вряд ли кто-то захочет рисковать такими деньгами на небольшом, по мировым меркам, рынке

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com