Технологии строительства и деревообработки.

Господин Минерал' 2004

Рынок минераловатных изделий растет за счет импортных теплоизоляционных плит

Шаренко С. Господин Минерал' 2004 // Бизнес . . 24 мая 2004 (№ 21) . С. 130-132

Погоду на внутреннем рынке минераловатной изоляции делают импортеры. Отечественным производителям, чтобы соперничать с зарубежными конкурентами, необходимо привлечь серьезные инвестиции и основательно модернизировать предприятия



СИТУАЦИЯ



Производство минватных изделий в Украине в последнее время ежегодно увеличивается на 15%. Основной продукт, который выпускает отечественная индустрия, ? минераловатные маты, применяемые главным образом в промышленных теплоизоляционных системах. В общеукраинском производстве минераловатных изделий доля матов составляет более 80%. И изменяется это соотношение крайне медленно.

В то же время самый быстрорастущий сегмент рынка ? теплоизоляционные плиты. Их применяют в современных системах жилищной теплоизоляции (напольных, кровельных, стеновых). Вторая половина 2002 г. и весь 2003 г. были ознаменованы массовым переходом строительных компаний и частных застройщиков на теплосберегающие конструкции жилья. В подавляющем большинстве подобных конструкций в качестве теплоизолятора используют жесткие и полужесткие мин-ватные плиты. В 2003 г. украинский субрынок плит пережил настоящую революцию: он вырос, как минимум, в 1,8 раза. Тогда его объем в натуральном выражении превысил 400 тыс.куб.м, в то время как прочих минераловатных изделий потреблено в прошлом году лишь 325 тыс.куб.м. В денежном выражении объем субрынка плит составляет около $60 млн, за прочую "вату" в прошлом году потребители выложили около $10 млн. Ажиотажный спрос на плиты вызвал некоторый дефицит, приведший к удорожанию продукции: за 2003 г. плиты выросли в цене с 350-700 грн. до 400-800 трн. за 1 куб.м.

Но в национальном валовом производстве минваты и изделий из нее (в 2003 г. оно составило 344,4 тыс. куб.м) доля плит не превышает 10%. Как утверждают строители, в Украине минераловатные плиты активно выпускает лишь ОАО "Алчевский завод строительных конструкций" (Луганская обл.). Поэтому плоды "плиточной революции" пожали в основном импортеры.







ПРОИЗВОДСТВО МИНВАТЫ И ИЗДЕЛИЙ





из нее в 2003 г. в регионах Украины пересчете на условную вату




Регион


Крупные предприятия региона


Объем производства в регионе, тыс.куб.м





г.Киев


ОАО "Комбинат стройиндустрии"


38,4





Ривненская обл.


Коммунальное предприятие "Коммунэнергия" (г.Костополь)

43,3





Житомирская обл.


Коллективное предприятие "Завод минераловатных изделий" (г.Житомир)

12,6





Луганская обл.


ОАО "Алчевский завод строительных конструкций" (г.Алчевск)

43,3





Донецкая обл.


АО "Изоляция" (г.Донецк) и ОАО "ЗИМ" (г.Мариуполь)

191,8





Днепропетровская обл.


Нет крупных предприятий


6,2





Харьковская обл.


Нет крупных предприятий


8,8





По данным Госкомстата и БИЗНЕСа









В Украине же пока нет массового современного производства плит (хотя подобные проекты появляются регулярно). У существующих производителей мин-ватных изделий зачастую нет денег на масштабную модернизацию производства (подробнее об основных параметрах нынешних производств см. БИЗНЕС №44 от 29.10.01 г., стр. 34-37 и №25 от 23.06.03 г., стр. 104-106). А иностранных инвесторов отпугивает нестабильный инвестиционный климат в Украине, и они пока предпочитают ввозить к нам свою продукцию из-за рубежа.




А вот наши северные соседи уже преуспели в организации плиточного производства. В России за последний год появилось 5 современнейших предприятий, выпускающих минераловатные жесткие и полужесткие конструкции. Эксперты прогнозируют, что вскоре (возможно, даже в нынешнем году) такие проекты будут реализованы и в Украине. В местных условиях завод мощностью в 130-150 тыс.куб.м минераловатных плит в год стоимостью EUR12 млн может окупиться за 3-4 года.



ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ



Ценовую ситуацию на рынке минераловатных изделий определяет не только растущий спрос на эту продукцию, но и общее подорожание многих видов энергоносителей, особенно тех, которые используют в металлургии. Все крупные производители, кроме ОАО "Комбинат строй индустрии" (г.Киев) и КП "Коммунэнергия" (г.Костополь, Ривненская обл.), в качестве топлива используют доменный кокс. С начала 2004 г. цены на него, по словам украинских производителей минваты, выросли более чем в 4 раза: с 500 грн. до 2,2 тыс.грн. за 1 т. Как следствие, себестоимость производства минваты и изделий из нее на украинских заводах за тот же период поднялась в среднем на 30%, цены на все виды данной продукции выросли на 10-15%. Теперь отечественная продукция (по крайней мере, некоторые ее виды) предлагается на рынке не дешевле импортной. К примеру, сегодня украинские плиты стоят 400-500 грн. за 1 куб.м, а импортные ? 400-800 грн. за 1 куб.м; украинские минераловатные

маты уже дороже импортных: 140 грн. против 110 грн. за 1 куб.м. Ситуация для отечественных предприятий крайне серьезна и в ближайшие месяцы может привести к коллапсу отрасли, лишь недавно преодолевшей многолетний спад. Впрочем, украинские заводы надеются на скорое подорожание и зарубежной продукции. В основном минватные изделия в Украину ввозят из Польши, которая в нынешнем году вошла в ЕС и будет вынуждена "стандартизировать" свою экономику под еврогребования (повысить зарплату, закупать энергоносители по европейским ценам и т. д.). По мнению отечественных производителей, это должно повлечь рост цен на импортную продукцию.



ИМПОРТ



Как уже было сказано выше, самый востребованный украинскими строителями теплоизоляционный материал ? теплоизоляционные плиты. В структуре импорта-2003 на плиты приходится до 95% всего валового объема, т.е примерно 390 тыс.куб.м.




Этот товарный сегмент почти полностью контролируют зарубежные производители, давно поделившие местный плиточный субрынок. Около 70% продаж минватных плит, по оценке основных фигурантов, приходится на продукцию транснациональной компании Rockwoo! (на Украину работают ее польские заводы). Примерно 8% рынка занимает теплоизоляция другой транснациональной компании ? Раrok (заводы расположены в Польше и Балтии), 6% ? доля компании Nobasil (Словакия). Все остальные игроки (5-7 фирм) контролируют около 15% субрынка минватных плит, в их число входит и ОАО "Алчевский завод строительных конструкций", на долю которого приходится около 5%. Импорт плит непрерывно растет уже около восьми лет. В 2003 г., как было сказано, он увеличился почти вдвое. В 2004 г., считают торговцы, вполне вероятен 50%-ный рост.




ПРОГНОЗ



В ближайшем будущем наиболее динамично растущим сегментом минераловатного рынка по-прежнему будет импортная плитная изоляция. Весьма вероятно, что возникнет плиточный дефицит и, как следствие, в разгар строительного сезона возрастут цены на этот изоляционный материал. Постоянно увеличивающийся спрос при непоспевающем за ним предложении делает производство минераловатных плит весьма инвестиционно-привлекательным. И вполне возможно, что вскоре в Украине, как и в России, появятся один-два новых мощных завода.



ГОВОРЯТ ФИГУРАНТЫ РЫНКА



Олег Гончарук (37), вице-президент 000 "ТПК" (г.Киев; производство и реализация комплекса материалов для обустройства кровель и фасадов; с 1992 г.; 300 чел.):

? За последний год рынок минераловатных плит очень сильно изменился. Практически все крупные фигуранты полтора года назад не сумели предугадать темпы его развития. Все прогнозировали рост в пределах 30-35%, в лучшем случае 40%. Но в 2003 г., ввиду быстрорастущих потребностей, рынок теплоизоляции увеличился примерно на 55-60%! Спрос стал ажиотажным. Произошел колоссальный скачок продаж, который привел к исчерпанию складских запасов, товарному дефициту и затем к росту цен.

Кстати, похожая картина наблюдалась почти во всех восточноевропейских странах. Во второй половине 2003 г. "интернациональный" дефицит привел к росту цен на 10-12%. Но мин вата ? сезонный товар. В начале 2004 г. дефицит был сглажен.

На развитие строительного рынка и, соответственно, на продажи теплоизоляции могут серьезно повлиять украинские предвыборные политические неопределенности. Это крайне затрудняет оценку перспектив рынка теплоизоляционных материалов. Впрочем, я не сомневаюсь, что прошлогодний скачок продаж ? только начало длительного роста.



Станислав Вильчинский (33), председатель наблюдательного совета ОАО "Алчевский завод строительных конструкций" (г.Алчевск, Луганская обл.; производство минеральной ваты, минераловатных матов, плит, вермикулита, асбестовых изделий; с 1952 г.; 170 чел.):

? Выйти на очень перспективный рынок минераловатных теплоизоляционных плит отечественным производителям крайне трудно. И дело не в том, что на рынке доминируют торговцы импортным товаром. Чтобы освоить выпуск плит, производственные линии украинских заводов надо, как минимум, серьезно доработать, а также постоянно модифицировать технологии под нужды рынка. Без стратегических инвесторов подобные проекты никому из отечественных производителей минераловатных изделий не под силу. К примеру, Алчевский завод смог освоить выпуск плит лишь при поддержке киевской промышленно-торговой компании "Добробут".

В 2003 г. в общем объеме нашей реализации (около 15 тыс.куб.м минватных изделий) плиты занимали уже около 70%.



ПАСПОРТ отрасли




Количество крупных производителей минеральной ваты и изделий из нее в 2003 г. - 7; в 2002 г. - 8.

Производство минваты и изделий из нее (в пересчете на условную вату) в 2003 г. ? 344,4 тыс.куб.м; в 2002 г. ? 305 тыс.куб.м.

Импорт минваты и изделий из нее (код УКТ ВЭД 68061000000)

в 2003 г. ? 422 тыс.куб.м;



в 2002 г. ? 232 тыс.куб.м.




Экспорт минваты и изделий из нее в 2003 и 2002 гг. ? 0 куб.м.

Доля минваты на рынке теплоизоляционных материалов ? 70-80% (доля альтернативной пенополистирольной изоляции соответственно ? 20-30%).



Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com