Обзор мебельного рынка
Анализ ситуации и тенденций развития
Обзор мебельного рынка // Конкретно о.... 2001. №43. C.2-5
Еще несколько лет назад дискуссия о месте отечественного производителя на отечественном же мебельном рынке велась весьма активно ? журналистами, социологами и просто ?неравнодушными?. Спорили о перспективах местных предприятий и сетовали на слишком активных импортеров, якобы мешающих украинцам развернуться. Сами же производители работали, не отвлекаясь на пустые разговоры и стремясь наверстать упущенное. Именно тогда ?теоретики?, обиженные невниманием со стороны мебельщиков, заявили о ?непроглядном? застое в этом сегменте и сформулировали несколько, самых важных по их мнению, причин, обусловивших подобную ситуацию. Речь шла, во-первых, о низкой покупательной способности украинцев; во-вторых, о практической ?неподвижности? строительной отрасли; в-третьих, об отсутствии современной технико-технологической базы (а значит, и кадров, умеющих работать на оборудовании хотя бы предпоследнего поколения, не говоря уже о последнем); и, как следствие, в-четвертых, о беззащитности отечественного рынка перед иностранной экспансией.
Рассуждения о стагнации (или прорыве) имеют право на существование, но... Никто и никогда в Украине не оценивал потребности в мебели. Сколько продали ? столько, стало быть, и нужно! Но этот рынок вообще не был избалован вниманием статистики, не говоря уже об аналитике, ? несколько цифр из отчетов давали весьма смутное представление о ситуации на рынке мебели, без которой все-таки никак... Кстати, на Западе мебель отнесена к числу пяти основных потребностей наряду с едой, жильем, одеждой. На нее тратят больше, нежели на содержание автомобиля или бытовую технику: в общем ? около 2% ВВП. Даже россияне вкладывают ежегодно в обстановку по 18 долларов, 10 из которых получают российские производители.
Итак, не бросаясь в крайности (от уровня несостоятельных до очень состоятельных), можем констатировать рост рядов среднего класса ? реальных покупателей отечественной мебели, количество и качество которой способно удовлетворить их спрос. Его доля достигает 50%, и тенденция роста, вероятно, сохранится.
Серьезные компании строят свою стратегию с учетом всех факторов, влияющих на состояние рынка, и вкладывают средства в маркетинговые исследования, понимая, что они возвратятся сторицей.
Виктор Мартын, директор ПК ?Ирма?:
? Рынок мебели в Украине можно считать вполне соответствующим уровню национального дохода на душу населения в нашем государстве. Если он в среднем в 30 раз ниже, чем в США и других экономически развитых странах западной Европы, то и объемы годовых продаж мебели на уровне $20 млрд в Италии, Германии и $50 млрд в США вполне соответствуют объемам реализации в Украине, по нашим оценкам, $600-800 млн в год. При этом импорт составляет не более 40%. Что касается сегментов рынка, офисная и жилая мебель делят рынок приблизительно пополам.
По оценкам маркетингового исследования, проведенного специалистами фирмы, потребность в жилой мебели в денежном эквиваленте составляет следующий процент от общего рынка жилой мебели:
? кухня ? 25%,
? мягкая мебель ? 23%,
? спальня ? 19%,
? гостиная ? 18%,
? детская ? 15%.
Если делить рынок на ценовые сегменты ? дешевая категория, средняя, дорогая. Наиболее емкой в деньгах средняя категория мебели.
Еще недавно самый ?весомый? по денежной массе сектор дешевой мебели теряет ежегодно 5-10% объема. Это отчасти обусловлено и его ?недоразвитостью? ? при всем богатстве выбора практически невозможно найти дешевые полки, вешалку или приличный вместительный шкаф. (Между прочим, почему-то, говоря о причинах неактивной ?сменяемости? мебели, никто не упоминает совсем простую: мебель советских времен ? наша, а уж тем более импортная ? была качественной и легко пережила смены властей и владельцев. Смешно сегодня ?упрекать? ее в немодности, но сложно упрекнуть в ненадежности. При этом заметим, ? и доска, и фурнитура были собственного производства...).
Аналогична ситуация с мебелью для детей. А ведь молодые (и небогатые) семьи именно так обновляют или обставляют квартиру ? поэтапно и желательно недорого. Практически отсутствует предложение мебели для пенсионеров ? хотя их около 15 млн, и дачники вынуждены тащить за город то, что уж вовсе не к месту в городской квартире. И здесь совершенно естественно напрашивается мысль о столь популярных ранее комиссионных магазинах. В недалекой от нас России таким образом реализуют даже подержанную офисную мебель. Это оживило бы ?оборачиваемость? все же статичного продукта ? средний класс, получив возможность компенсировать часть затрат на новую обстановку, легче расставался бы с любимым гарнитуром, а предложение на рынке низкой ценовой категории существенно расширилось бы.
О людях с высокой платежеспособностью говорить не будем ? дай бог им подобрать желаемое ? в экспозиции или по каталогу. Поэтому продажи в сегменте элитной или эксклюзивной мебели стабильны или имеют тенденцию к незначительному росту (в относительном выражении). Это обеспечивает неплохое существование импортерам ? итальянская, испанская, финская мебель в этой категории, безусловно, вне конкуренции.
?Квартирный вопрос? портит не только людей, но и влияет на ситуацию в целом ? нет жилья, нет офисов ? нет спроса на мебель (тем более что наши потенциальные новоселы, переходившие в процессе прохождения очереди в категорию ветеранов, заранее запасались спальнями и кухнями ? то дефицит, то дороговизна, а так ? будет, где голову приклонить). Но квартиры все же строятся (только в Киеве в этом году планируют ввести 1 000 000 м2 нового жилья) все тем же средним классом ? и их нужно обставлять.
Растет спрос на детскую и молодежную мебель, кухни ? производителям есть, о чем подумать. Между прочим, именно создание хороших условий для жизни детей ? один из первых аргументов в пользу принятия решения о постройке или покупке новой квартиры.
Кухни ? отдельная тема. Они нужны всем. С оборудования этого любимого места всех времен и народов чаще всего и начинается ?работа? с интерьером. Итальянские, чешские, польские кухонные гарнитуры, господствовавшие в новых домах, и полочки клавдиевской мебельной фабрики в ?хрущевках? практически вытеснены продукцией ?Роды?, ?Р.К.С?., ?Меркса?. Диапазон цен впечатляющ, и любители вкусно поесть в комфортных условиях могут удовлетворить и гастрономические, и эстетически-функциональные пристрастия. Уже не найти десяти отличий между украинскими и итальянскими кухнями ? дизайн, комплектация, практичность и качество идентичны, а отечественные цены откровенно приятнее ? производитель все-таки свой!
Аналогичная расстановка сил и в сегменте мягкой мебели. Тут доминируют ?ЭКМИ?, ?Яворина?, ?ЛВС?, ?вышел на дистанцию? ?Мерке?, изящные образцы представляет ?Амати? ? выбор удовлетворит самого опытного сибарита.
Виктор Дячук, президент ТОО ?ЭКМИ-Мебель?:
? Наша цель сломать (и мы успешно это делаем), сложившийся стереотип, скорее даже предрассудок, относительно того, что только иностранные производители могут делать дорогую и качественную мебель. Наши клиенты часто задают нам вопрос относительно высокой стоимости нашей мебели. Мы отвечаем: наши цены соответствуют высокому качеству и им обусловлены. Наши каркасы из натуральной фанеры высшего сорта древесины, мы используем не польский синтапон по $2,0 за 1 кг, а итальянский по $3,5 за 1 кг; не польский пенополиуретан по $2,2 за 1 кг, а высокоэластичный мягкий пенополиуретан компании ?Интерфом? за $ 4 за 1 кг. В наших моделях кожа и ткани от ?New Pal?, ?New Castle? (Италия), ?Novatex? (Испания). Французский производитель раскладывающихся механизмов ?Sedac Meral?: фирма ?ЭКМИ-Мебель? имеет лицензию на сборку данных механизмов в Украине.
Новая наша программа ? производство диван-кроватей с ортопедическим матрасом в средней ценовой категории. В нынешнем году планируем занять ?неохваченную? отечественными мебельными компаниями нишу ? производство кроватей высшей ценовой категории.
Теперь о стульях. Для офиса ? пожалуйста: ?Акрос? с его активной эргономикой и агрессивной политикой продвижения, ?Сигма?, ?Лига Нова?, ?Сила?... А вот для дома ? обыщешься: чтобы и красиво, и надежно, и доступно. А вот для баров и ресторанов ? ассортимент весьма неплох, но в основном ? импортные. Фирмы, занимающиеся оборудованием для мест отдыха трудящихся, обычно включают в ассортимент еще ряд предложений ? например, ООО ?Эльза? предлагает и офисную мебель.
Виталий Черняк, директор ООО ?Эльза?:
? Уже сегодня мы работаем в кооперации с итальянцами по производству кожаных кресел. Нам поставляют комплектующие, а мы ?доводим? продукт до завершения и делаем это лучше, чем многие зарубежные поставщики.
В офисном сегменте ситуация иная и особо бурного всплеска спроса ждать не приходится, хотя относительная устойчивость экономической ситуации в стране дает фирмам возможность потратиться и на новую обстановку, тем более что интересные предложения появляются постоянно и весьма привлекательны. Заказы ?второй волны? погоды не делают, но также позволяют рассчитывать на стабильность. И все же узкая специализация сегодня не принесет успеха завтра. Перспективность сектора жилой мебели очевидна, и в комплексе с офисным они могут обеспечить компаниям коммерческий успех.
Игорь Полтавцев, управляющий департаментом ?Меркс-Мебель?:
? Рынок структурируется, четко определилась десятка лидеров. Мы наконец-то можем говорить о цивилизованной конкуренции! Компании укрупняются, заметно возрос уровень их предложений, сервисного сопровождения. Изменения связаны с совершенствованием технико-технологической базы, с освоением современнейших технологий (пост-, софт-форминг, обработка плит МДФ, кэширование, покраска фрезерованных торцов, изготовление металлических и пластиковых деталей).
?Мерке? производит металлические ноги для новых моделей кабинетов на собственных производственных площадках, что позволяет установить привлекательные цены.
Сегодня относительно освоены два крупнейших мебельных направления ? офисная мебель и кухни. Качественная мебель для дома пока ?за импортерами?, но в предстоящие 2-3 года это направление ?национализируется?. Однако рынок офисной мебели останется более крупным и привлекательным.
И все же сугубо ?офисная? ориентация экономически мало оправданна Заметим, что еще год-два назад доля офисной мебели и по объему предложения, и в денежной массе, и даже в представлении на выставках составляла 50% и более. Именно на ней ?сделали? имена ?ЭНРАН?, ?МЕРКС? и т.д. Сегодня этот показатель снизился, это уже тенденция. Но немаловажен и тот факт, что отечественные производители, выдав необходимое количество, вплотную занялись качеством. Бесспорно, интересен дизайн новых линий мебели для офиса: ?ТЕХНО? (?ЭНРАН-АКРОС?) стало просто поворотной системой, отразив принципиально новый для нас взгляд на мебель для работы. Вслед появилось ?МИНИ? (?ИНТЕХ-СЕРВИС?), несколько других любопытных разработок. Кабинеты президентского класса из МДФ представил ?МЕРКС? и т.д. Изысканный дизайн офисной мебели ?АМАТИ? выгодно отличает ее от остальных. Все они заслуживают внимания по нескольким причинам. Во-первых, это отечественные дизайнерские разработки. Во-вторых, в этих линиях используются отечественные элементы и детали собственного производства. Например, ?МЕРКС? производит опоры для столов и другие комплектующие, не уступающие итальянским. В-третьих, системы динамичны ? их элементы совместимы между собой, комбинации многовариантны, число комбинаций увеличивается (например, представленное в апреле 2000 года ?ТЕХНО? уже к октябрю пополнилось рядом новых неординарных составляющих).
Наталья Лимонова, коммерческий директор компании ?Интехсервис?:
? Дизайнерско-конструкторское бюро торговой марки ?СНАЙТ? ежегодно разрабатывает несколько новых серий офисной и жилой мебели. Очень важно добиться низких издержек производства и за счет этого предложить конкурентоспособную цену. При этом материалы и комплектующие должны быть высококачественными, а технологический процесс должен осуществляться на высокопроизводительном оборудовании, поскольку для сегодняшнего покупателя соотношение цена ? качество ? один из решающих критериев. Большую роль при выборе мебели играет и известность торговой марки, доверие к ней покупателя. Предложения должны не просто быть интересными с точки зрения дизайна или конструктивных решений, они должны, прежде всего, как можно полнее удовлетворять потребности покупателей, завоевывать новые рынки сбыта.
Итак, на примере только офисной мебели можно проиллюстрировать неоправданность аргумента относительно технической и кадровой несостоятельности отечественного производителя. Рывок, совершенный в офисном и особенно в жилом сегментах, появление принципиально новых для нашего рынка предложений (как комплекс системных рабочих станций ?дом/офис? ?ЭГО?) убеждают в обратном: собрав силы, продумав стратегию и тактику, украинские мебельщики ос