О программе развития мебельной промышленности Москвы
О развитии мебельной промышленности Москвы
Митюков А. О программе развития мебельной промышленности Москвы. 16 апреля 2002
В Москве ежегодно вводится 3,5 млн.кв.м жилой площади. Для обустройства новых квартир, по расчетам специалистов мебельной промышленности, требуется мебели на 2,8 млрд. руб. Московская мебельная промышленность, при использовании своих производственных мощностей на 60%, выпускает мебели более, чем на 1,1 млрд. руб., почти на 2,0 млрд. руб. мебели завозится из других регионов, в том числе по импорту - более 45%.
Мебельная промышленность города гармонично связана с ростом объемов жилищного строительства и социальной сферы, выпускает конкурентоспособную мебель для самого широкого круга покупателей со средним и малым достатком по доступным ценам. Однако в руководящих сферах не определилось отношение к ней, как к промышленности, необходимой жителям города. Следует наконец признать деятельность мебельных предприятий города приоритетной, как это сделано для текстильной промышленности.
Всегда считалось престижным востребовать мебель отечественного производства для обустройства органов государственного управления, в том числе в Кремле, "Олимпиады-80", Всемирных юношеских игр 1998 года, гостиниц, объектов здравоохранения, социальной сферы. В настоящее время это оснащение продолжается в основном за счет дорогостоящего импорта. Потенциальные возможности мебельной промышленности города используются недостаточно. Механизм, регулирующий участие мебельщиков города в выполнении городских заказов, сложен, поэтому информация о них запаздывает, времени для своевременного представления материалов на конкурсы и выполнения заказов недостаточно. Предприятия АОЗТ "Центромебель" способны в текущем году выполнить городские заказы в объеме 50,0 млн. руб. и довести его в 2003 году до 125,0 млн. руб. При этом необходимый уровень качества и умеренные цены будут обеспечены. Наша просьба: откройте, пожалуйста, для мебельщиков города более объемную заказную нишу.
Мебельные предприятия расположены за пределами Садового кольца. Однако арендная плата за землю по зонам колеблется от 192,0 тыс. руб. до 1,0 млн. руб. за 1 га. Это негативно влияет на формирование отпускных цен предприятий, делает их продукцию неконкурентоспособной. Например: в себестоимости специализированного предприятия по производству стульев ОАО "Мебель Замоскворечья" арендная плата занимает 11,6%, АООТ "Эксперимент" - 19,2%. Такая ценовая нагрузка сводит на нет усилия предприятий по снижению издержек производства и установлению конкурентоспособных цен, соответствующих уровню качества выпускаемой мебели. Мы просим поименно для 9 московских мебельных предприятий установить умеренную арендную плату за землю, используемую под производственные цели. Это мера обязательно окупится дополнительными платежами в бюджет, полученными от роста объемов реализации мебели.
Программа развития мебельной промышленности не может быть выполнена без широкой рекламы отечественной мебели по теле-, радиовещанию и уличной рекламы. Установленные рекламными коммерческими организациями цены недоступны для московских мебельщиков. По имеющимся сведениям, такие крупные торговые компании, как "Гранд", "Громада" в 1999 году ежемесячно расходовали на рекламу от 70 тыс. до 150 тыс. долл. США. Поэтому телевизионный и радиоэфир, уличная реклама пропагандируют все импортное. Для отечественной мебели места нет, поскольку мебельщики такими средствами не располагают. Признание деятельности мебельной промышленности приоритетной предоставит мебельщикам право договариваться о льготных договорных отношениях с коммерческими службами информации.
Уровень качества и конкурентоспособность отечественной мебели предприятия подтверждают дважды в год на престижных международных выставках в КВЦ "Сокольники" и ЗАО "Экспоцентр" на Красной Пресне. Для участия в них необходимо разрабатывать новые виды мебели и усовершенствовать выпускаемые, увязав их с действующей технологией на предприятиях, что стоит дорого. С учетом высокой арендной платы и услуг участие в международных выставках недоступно многим предприятиям. Практически во всех странах с развитой рыночной экономикой имеются государственные и муниципальные программы по участию национальных предприятий в выставках как за рубежом, так и внутри страны. Эти программы в обязательном порядке дотируются из государственных средств. В ФРГ на эти цели ежегодно выделяется 100 млн. DM, в Японии - 22 млн. долл. США, в Англии - 20 млн. долл. США. Такая материальная поддержка обеспечивает масштабность иностранных экспозиций. Поэтому необходимо предусмотреть нашим предприятиям компенсацию расходов по выставочной деятельности и содействовать в получении дополнительной выставочной площади на Красной Пресне.
Имеющаяся техника и сложившаяся технология на мебельных предприятиях обеспечивают крупносерийное производство конкурентоспособной мебели среднего уровня качества по ценам предприятий. Ее нельзя отнести к дорогостоящей мебели, на которую, согласно Федеральному Закону от 31.07.1998 №150-ФЗ "Об основах налоговой системы Российской Федерации" установлен налог с продаж в размере 4%. Об установлении налога с продаж только на дорогостоящую мебель также говорится в Законе Москвы "О налоге с продаж" от 17.03.1999 №14. Однако этот налог в настоящее время взимается и с простейшего табурета. Нам кажется, что это несправедливо. Необходимо налог с продаж на мебель дифференцировать. Не способствует эффективной ценовой политике предприятий и вновь установленный дополнительный страховой взнос 3,8% от фонда заработной платы. Указанные налоги повышают розничные цены на мебель, приводят к снижению объемов продаж и в конечном счете - к большим потерям в городском бюджете.
Все вышесказанное не сводится к "выколачиванию" средств из бюджета города. Как следует из результатов работы промышленности за 1999 год, дополнительные налоговые выплаты в городской бюджет увеличились на 51 млн. руб. В 2000 году они должны увеличиться еще на 44 млн. руб. Поэтому упорядочение цен за аренду земли и частичная компенсация выставочной деятельности полностью окупаются дополнительными доходами городского бюджета.
Чем лучше работает предприятие, тем меньше средств остается в его распоряжении. Все съедают налоги. Наряду с этим крайне высокие процентные ставки на кредитные ресурсы не позволяют предприятиям пользоваться кредитами под оборотные средства, в результате всю получаемую прибыль производители, в ущерб техническому прогрессу и социальному развитию, вынуждены направлять на пополнение оборотных средств.
Мебельное предприятие, как производитель конечной продукции, находится между двух огней: с одной стороны, надо получать максимальную прибыль, быть законопослушным плательщиком и осуществлять техническое перевооружение за счет собственных средств, что можно сделать при увеличении оптовых и розничных цен; с другой стороны, рост цен на 5-7% переводит мебель установившегося конкурентоспособного уровня в другую ценовую категорию, ликвидируется "ценовая конкуренция", идет затоваривание и, как следствие, потеря рынка сбыта.
Настало время, когда требуется приоритетное финансирование предприятий, обеспечивающих рост объемов производства и реализации продукции, для пополнения оборотных фондов, приобретения нового оборудования и материалов. Его источниками могут стать долгосрочные льготные кредиты сроком на 3 и более лет на возвратной основе, а также краткосрочные безвозмездные кредиты за счет части прироста налоговых платежей в городской бюджет, которым город может поделиться с предприятиями. Желательно оставлять предприятиям ежеквартально 70% прироста налоговых платежей по сравнению с уровнем платежей за 1999 год. Доходами надо делиться.
Еще одним источником финансирования является "Фонд занятости". Программа предусматривает увеличение рабочих мест на предприятиях и было бы желательно, чтобы наши предложения по увеличению рабочих мест, начиная с 2000 года, учитывались и средства из этого фонда выделялись мебельщикам в установленном порядке.
При производстве мебели используются импортные материалы, инструмент, запасные части, технологическое оборудование. В марте с.г. на мебельных предприятиях организованы три деловые встречи по режущему инструменту, два совещания по запасным частям и технологическому оборудованию и одно - по отделочным материалам. Можно с уверенностью сказать, что пути организации импортозамещения на условиях партнерства со смежниками уже просматриваются, это приведет к дополнительной загрузке мощностей у смежников.
Изложенные выше предложения обеспечивают за 4 года рост выпуска и реализации мебели на 1 млрд. руб., увеличение рабочих мест и отчислений в городской бюджет в 2,3 раза. При поддержке Правительства Москвы имеется возможность на действующих предприятиях уточнить и осуществить предложенную Программу развития мебельной промышленности, для участия в выполнении которой мы приглашаем все мебельные предприятия города.
6 апреля с.г. состоялось заседание Объединенной Коллегии по промышленной политике при Департаменте науки и промышленной политики Правительства Москвы, на котором были заслушаны доклад генерального директора АОЗТ ?Центромебель? А.Г.Митюкова о ?Программе развития мебельных предприятий г. Москвы в 2000-2003 гг.? и выступления генеральных директоров ведущих мебельных предприятий. Решение по обсуждаемому вопросу публикуется ниже.
О "Программе развития мебельных предприятий г. Москвы на 2000-2003 гг."
Обсудив сообщение генерального директора АОЗТ "Центромебель" Митюкова A.Г. о состоянии производства, реализации мебельной продукции московских предприятий и о "Программе развития мебельных предприятий г. Москвы в 2000-2003 гг." Объединенная Коллегия по промышленной политике отмечает:
Объем выпуска мебели по учитываемому статистикой кругу московских" предприятий в 1999г. составил 1169,6 млн.руб., что в 1,45 раза выше уровня 1998 г. в сопоставимых ценах, а такие предприятия как ЗАО "Интерьер", ЗАО "МО Москва" и ЗАО "Москомплектмебель" превысили -объемы производства по сравнению 1990 г.
Отчисления в бюджет города московскими мебельными предприятиями составили около 100 млн. руб., что в 2 раза выше уровня 1998 г. в сопоставимых ценах.
Повысилась конкурентоспособность мебельной продукции, выпускаемой московскими предприятиями, которая по своим потребительским показателям рассчитана на широкий круг покупателей.
Разработана Программа, предусматривающая основные направления развития мебельной промышленности г. Москвы и некоторые меры поддержки ее городскими структурами.
Вместе с тем загрузка производственных мощностей мебельных предприятий города составляет ниже 60%.
Большинство предприятий отрасли оснащены импортным оборудованием и инструментом, причем износ оборудования составляет более 60%.
Многие мебельные предприятия из-за отсутствия качественных отечественных обивочных материалов, лаков, фурнитуры и других комплектующих изделий используют импортные, доля которых в себестоимости продукции составляет около 50%.
Предприятия мебельной промышленности испытывают трудности в рекламе выпускаемой продукции.
Низок уровень организации фирменной торговли - более 50% мебели реализуется через магазины, организованные в приспособленных производственных помещениях, расположенных на территории предприятий.
На основании вышеизложенного Объединенная Коллегия по промышленной политике решила:
1. Просить Правительство Москвы в соответствии с Законом г. Москвы "О промышленной деятельности" признать приоритетной для города мебельную промышленность, продукция которой рассчитана на конечного массового потребителя.
2. Предложить АОЗТ "Центромебель" совместно с заинтересованными предприятиями и организациями во 2-м квартале 2000 г. доработать отраслевую "Программу развития мебельной промышленности г. Москвы на 2000-2003 гг." как составную часть "Комплексной программы промышленной деятельности в г. Москве на 2001-2003 гг.", которая должна предусматривать:
увеличение объемов производства и реализации продукции к 2004 г. не менее, чем в 2 раза;
предложения по техническому перевооружению предприятий, по созданию импортозамещающего оборудования, режущего инструмента и комплектующих изделий;
участие предприятий мебельной промышленности в обслуживании городского заказа;
привлечение на предприятия мебельной промышленности для технического перевооружения производства и пополнения оборотных средств льготных кредитных ресурсов с частичной компенсацией процентной ставки за счет средств на поддержку промышленности;
внесение предложений по предоставл