Технологии строительства и деревообработки.

Развитие мебельных технологий. Взгляд из Милана

Обзор выставок прошедших в Милане "Sasmil" и "Xylexpo"

Абушенко А. Развитие мебельных технологий. Взгляд из Милана. 18 апреля 2002

24-28 мая 2000 г. в Милане в выставочном комплексе "Фьера Милано" состоялись одновременно две международные выставки "Sasmil" и "Xylexpo" (соответственно "Сасмил" и "Ксилэкспо"). С 1969 г. это мероприятие происходит каждые два года и сейчас представляет на площади почти 200 000 кв. м широкий спектр мировых достижений в области деревообрабатывающего и мебельного производств. При этом "Sasmil" отобразила проблемы материального обеспечения мебельного и деревообрабатывающего производства, то есть сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих, а "Xylexpo" ? вопросы техники и технологии деревообработки.

Выставку посетило около 100 000 гостей из 130 стран. В целом, по широте охвата проблем, это мероприятие соответствует ганноверской "Лигне" и кельнскому "Интерцуму" вместе взятым, хотя и меньше по масштабам. Конечно, в Милане не так велики, как в Кельне и Ганновере, экспозиции германских фирм, но зато значительно шире представительство итальянских предприятий. В меньшей степени, чем на "Interzum", представлены материалы и технологии производства мягкой мебели, стекло и стеклозеркальные элементы, отделочные материалы и ручной инструмент.

Писать о выставках достаточно трудно. Обо всем (а это около 1000 фирм и несколько десятков тысяч экспонатов) не напишешь. Кроме того, человеческий глаз не объектив кинокамеры, поэтому пишу я о том, что привлекло мое пристрастное внимание и побудило к каким-то выводам.

Как утверждают современные психологи, жизнь общества пронизана обманом во всех ее проявлениях и просто не может без него существовать, а обман и самообман так же необходимы человеку, как хлеб и вино. Мебельное производство отнюдь не исключение. Поэтому, вполне естественно, что наибольшая часть выставочных площадей была посвящена главному вопросу: "Как из древесной трухи создать произведение мебельного искусства?" Современная технология весьма преуспела в этом, я и сам постоянно обманываюсь. Конечно, это не особенность миланской выставки, а просто состояние приоритетов современной технологии. Однако именно здесь есть возможность легко зрительно представить, куда направляются и на чем сосредотачиваются интеллектуальные и финансовые ресурсы европейской промышленности.

В Центральной Европе, исторически являющейся законодателем моды и промышленной политики, давно уже существует серьезный дефицит сырьевых и трудовых ресурсов. Поэтому столь активно во всех сферах развиваются автоматизированные технологии, ориентированные на применение дешевого, в том числе привозного, сырья и утилизацию всевозможных отходов. И нельзя сказать, что это нелогично. Более того, плиты - действительно замечательное достижение технологии, и возможности древесностружечных, древесноволокнистых и, вероятно, иных древесных композиций не только не исчерпаны, но даже еще не вскрыты. Сейчас трудно представить себе другой материал для образования больших плоских поверхностей.

Безусловно, "примой" миланской экспозиции были древесностружечные плиты с ориентированной стружкой как серьезная альтернатива фанере и другим материалам, в первую очередь в строительстве. Хорошее впечатление оставляет и постоянно расширяющийся ассортимент древесностружечных и волокнистых плит, в том числе облицованных, и полуфабрикатов из них различных назначений, размеров, толщин и свойств, а также композитные плитные и формованные материалы на минеральных основах со специальными свойствами для рабочих поверхностей, ванных комнат и т.п. И это, безусловно, фундамент европейской мебельной промышленности. Вместе с тем остаются и некоторые вопросы, связанные с производством плит и их применением в мебельной индустрии.

Даже беглый взгляд на экспозицию с высоты второго яруса выставочного комплекса показывает, что капиталовложения в производство плит и мебели из них, из расчета одного типового мебельного комбината мощностью примерно 100 000 куб. м плит в год, включая вложения смежных производств (бумага, пленки, пластики, МДФ, кромочные материалы, лицевая фурнитура), составляют не один десяток млн. долл. США. Впечатляют размеры и техническая сложность оборудования и энергетические затраты на всех стадиях процесса. Интересно сопоставить, какое количество мебели нужно экспортировать, чтобы окупить эти вложения?

В Европе моральная долговечность такой мебели часто не превышает 10-15 лет, да и физическая недалеко уходит от этих цифр. Проблема утилизации плитной мебели, а это миллионы кубометров, отнюдь не становится проще, в силу увеличения и усложнения ее химической компоненты.

Еще одна проблема плитной мебели ? материалоемкость. Спросите любого мебельщика, сколько весит его шкаф, и вы редко услышите точную цифру. Из опыта знаю, что вес изделий никогда не интересовал наших мебельщиков, а учет материалоемкости велся в кубометрах на млн. руб. товарной продукции. Показатель отнюдь неплох, однако, будучи принят на уровне абсолюта, в качестве единственного, вполне способен завести производство в сторону от технического прогресса, так как весьма далек от чертежной доски, где, собственно, и зарождается продукция. В машиностроении обычно используют показатель массы изделия, хотя и он не исчерпывает всех сторон производства изделия.

Разумеется, никаких нормативов материалоемкости для конкретных изделий мебели нет и быть не может, но в богатой ее истории есть немалое количество образцов оптимальных конструкций, и они хорошо известны. Регулярно появляются и новые интересные модели, которые можно использовать в качестве базы для сравнения. В этом смысле Платон был, может быть, не так уж и не прав. Конечно, искусствоведами было сломано немало копий по вопросу соотношения красоты и массы, но вполне очевидно, что с точки зрения физической материалоемкости и сопротивления материалов многие типовые конструкции мебели из плит весьма далеки от идеалов, хотя я отнюдь не призываю к голому конструктивизму. Наконец есть и опыт "ИКЕА", успех которой в немалой степени связан с решением проблем материалоемкости уже на стадии проектирования.

В данной статье мы не будем описывать чудное многообразие современных специальных мебельных машин и деревообрабатывающего инструмента, так как многие из них читатель сможет увидеть к моменту выхода журнала в сентябре с.г. на выставке "Лесдревмаш-2000" в Москве. Отметим лишь, что естественное стремление мебельщиков к уходу от прямолинейности и плоскостности элементов, свойственных плитным материалам, вызывает усложнение технологи и серьезное увеличение стоимости средств обработки и механизации производства.

Кроме того, жесткая конкуренция на рынке плитной мебели подхлестывает процесс, вовлекая все большие ресурсы в создание внешней привлекательности продукции. Поэтому и растет так быстро предложение облицовочных и кромочных материалов и фурнитуры, и ситуация с производством плитной мебели начинает напоминать чем-то известный "суп из топора".

Таким образом, возникает вопрос: "В какой степени мы должны следовать принятой европейской модели?" Следует ли нам в России и сейчас продолжать идти путем, начертанным в эпоху прошлых пятилеток, когда использование натуральной древесины в мебели считалось почти государственным преступлением?

Вопрос не нов и дискутируется едва ли не с самого начала массового производства и применения ДСП. Ситуация значительно изменилась в последнее время, так как государство перестало осуществлять в промышленности инновационный и инвестиционный процессы, и заботы эти легли на плечи предпринимателей. Не нужно забывать также, что новая генерация российских мебельщиков возникла на сырьевой базе прежней промышленности, частично утратившей прежние мощности и нуждающейся в серьезном техническом перевооружении и уже сейчас сталкивающейся с определенными проблемами в области материального обеспечения.

Мебель - отнюдь не исключительный предмет материального производства и должна бы подчиняться общим законам его развития. Нужно сказать, что понятие "мирового уровня", которое, к сожалению, уже проникло в русский язык и закрепилось в обыденном сознании, понимаемое слишком буквально, отнюдь не всегда приносит пользу.

Мебель все же предмет обихода, а обиходы у разных народов в существенной степени разнятся, несмотря на общую интернационализацию жизни. Нужно помнить также об экономической географии, которая вполне определенно утверждает, что мы живем в стране, пока еще довольно богатой лесными и другими природными ресурсами. Естественными и определяющими принципами любого базового производства являются доступность материала и простота, то есть экономическая возможность его обработки.

К сожалению, ограниченное пространство статьи не дает возможности привести интереснейшие примеры развития взаимосвязей техники, технологии, материалов с объектами архитектуры. Не менее интересны примеры нарушения этих взаимосвязей, поэтому интересующихся отсылаю, например, к уникальной книге профессора А.И.Некрасова "Теория архитектуры" или другим учебным пособиям.

Поэтому мне как-то ближе идея того, что дальнейшее развитие мебели в России связано с расширением ее производства из древесины, фанеры, пластмасс, стали и алюминия, стекла, то есть тех конструкционных материалов, которыми мы богаты, и с технологиями, которыми российская промышленность в целом владеет, а потребные капиталовложения относительно невелики. Немаловажно также, что подобное производство может возникать везде, где есть хотя бы минимальные условия, сырье, деньги и рабочая сила и, разумеется, мыслящие предприниматели, хотя и плитные производства нужно всяческими способами развивать и поддерживать. И убеждение мое зиждется не на теоретических рассуждениях, а на опыте относительно молодых российских производителей, таких, как "Формекс", "Северсталь" и др. Примеров пока немного, но они не единичны.

Здесь я хотел бы сделать маленькое, но очень важное примечание. Как ни странно, но мебель, в части формообразования, совершенно не консервативна и, сохраняя прежние или приобретая новые функции, может принимать в умелых руках весьма разнообразные формы и находить самое благоприятное восприятие широкой публики, обеспечивая серьезный коммерческий успех.

История мебельного производства собственно и состоит из таких примеров. Необходимо только чуть-чуть отодвинуть в сторонку стереотипы и преодолеть присущую всем нам аберрацию привычного. Я имею в виду результаты выставки "Евроэкспомебель-2000", где при общем существенном росте уровня ассортимента проявилось и значительное его однообразие.

Если с производством металлической, пластмассовой и стеклянной мебели многое ясно, и миланская выставка продемонстрировала широкий ассортимент материалов, технологий и комплектующих для этого, то с производством деревянной корпусной мебели, напротив, полной ясности у меня не возникло.

Чем интересно производство деревянной мебели? Преимущества известны: привлекательность натурального дерева, меньшая единичная капиталоемкость производства, снижение удельного веса комплектующих и других привлекаемых материалов, долговечность, экологичность, легкость формообразования и, не в последнюю очередь, существенное снижение массы изделий, в силу высокой удельной прочности дерева, то есть факторов, прямо влияющих на снижение относительной и абсолютной цены. Кроме того, для многих психологически приятнее участвовать в производстве именно такой мебели, а мотивация к труду, как известно, весьма действенный, если не главный, экономический и производственный фактор.

Как показала выставка, современная западная технология многое предлагает мебельщикам в области деревообработки. Прогресс очевиден, но эволюция техники обработки дерева имеет вполне линейный характер и мало изменяет суть технологии. Да и судя по представительности этих видов техники на международных выставках, отнюдь не мебельное направление является главным бизнесом европейских машиностроителей, а его развитие, исключая, может быть, специфическое стульевое производство, происходит благодаря развитию машиностроения в целом и потребностям стройиндустрии и других отраслей. Процесс концентрации капиталов в машиностроении приводит при этом к широкой унификации узлов и элементов машин, а также к выпуску машин общего назначения, которым все равно, что пилить, строгать или сверлить: древесину, плиты, легкие металлы и пластмассы, не вглядываясь в тонкости мебельного производства. Иногда при этом возникает даже некоторое ощущение несоразмерности массы и стоимости машин с размерами и стоимостью обрабатываемых деталей

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com