Расчеты искусственного освещения
Нормативные документы, регулирующие искусственное освещение
Ильина Н. Абракитов В. Карпалюк И. Расчеты искусственного освещения // Охрана труда. 2002. №3. C.35-36
Порядок обеспечения оптимальных условий освещения в Украине юридически закреплен в ныне действующем Законе ?Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения?, утвержденном постановлением Верховной Рады 24 февраля 1994 г. Ст. 24 этого Закона провозглашает право граждан Украины на защиту от вредного воздействия неионизирующих излучений, шума и вибрации и т. п., а также других вредных факторов. Это право гарантируется и Законом ?Об охране труда?. Однако подзаконные акты, вытекающие из этих законов и регламентирующие требования к искусственному и естественному освещению, представлены устаревшими нормативными документами, принятыми еще во времена существования СССР. Это ? СНиП II-4-79 ?Естественное и искусственное освещение?; ГОСТ 13828-74, ГОСТ 16703-71 ?Приборы и комплексы световые. Термины и определения?; ГОСТ 8607?82Е ?Светильники для освещения жилых помещений. Общие технические условия?; ГОСТ 15597-82Е ?Светильники для производственных зданий. Общие технические условия?; ГОСТ 17677?82Е ?Светильники. Общие технические условия? и др.
Главным нормативным документом, ныне действующим в Украине в области искусственного и естественного освещения, является СНиП II-4-79 ?Естественное и искусственное освещение?, утвержденный в 1979 г. Он регламентирует нормы освещения помещений и внешних территорий населенных пунктов, но уже морально устарел, имеет ряд недостатков, а поэтому требует корректировки, обновления данными современных исследований, а после этого его можно ввести в действующую систему ДНАОП.
Предлагаем ряд суждений по этому поводу.
Изменения требует прежде всего само название главного нормативного документа в области освещения, так как СНиП (Строительные нормы и правила) II-4-79 (римскую цифру II иногда ошибочно принимают за 1 1 (одиннадцать), не могут считаться обязательными для всех отраслей промышленности и хозяйства нашего государства, а в первичном (ныне действующем) варианте касаются, как вытекает из самого их названия, отрасли строительства. Итак, вместо СНиП II-4-79 обязательно должен быть ДНАОП с индексацией 0.00-1.ХХ-9Х (где знак X означает будущие цифры).
Нормативная документация должна быть представлена не только на русском, но (главное) и на государственном языке.
Необходимо осуществить санитарное нормирование освещения, которое сейчас почти отсутствует; реформировать техническое нормирование освещения (указанный СНиП II-4-79 и ГОСТы), что должно вытекать из санитарного нормирования (так делается в других отраслях нормирования в системе ДНАОП).
При изучении базового текста документа (каким считается СНиП II-4-79) были выявлены недостатки, которые очень мешают пользоваться им и не отвечают современному научному и техническому уровню. Так, в п. 1.2 говорится: ?Помещения по задачам зрительной работы подразделяются на следующие четыре группы...?, которые в дальнейшем тексте СНиП II-4-79 нигде не используются в расчетах естественного и искусственного освещения, то есть непонятно их назначение.
В п. 1.3 нужно увеличить количество степеней нормативных значений освещенности, которые отличаются между собой на одну степень; ввести дополнительные степени освещенности, которые выше 5000 лк.
Все пункты общего положения СНиП II-4-79 составлены непоследовательно, то есть так, что логический порядок использования этого документа непонятен для инженерно-технических работников, руководствующихся им в своей работе.
Таблицы 1 и 2 базового документа, которые содержат главную информацию по нормам освещенности в помещениях, требуют изменений и уточнений. Так, таблица 1 дает нормы в общем виде, таблица 2 ? конкретные примеры для типовых помещений. Но перечень этих типовых помещений составлен алогично, то есть он неполный (с одной стороны), а с другой ? содержит ненужную информацию (например, в перечень входят такие типовые помещения, как экспедиции), к тому же этот перечень составлен не по отраслям, не по алфавиту, а произвольно. На наш взгляд, типовые помещения следует вынести из этого нормативного акта в ведомственные нормативные акты, в которых и привести перечень их с нормами освещения. Если в таблицах 1 и 2 приведены данные об одном и том же понятии (только разными способами), они должны быть согласованы между собой. Но при их сопоставлении этого не наблюдается, то есть их данные имеют расхождения.
Разряды зрительных работ, регламентирующие освещенность, в тексте СНиП II-4-79 разнесены по группам очень далеко друг от друга. Так, разряды I?VIII приведены только в таблице 16 на с. 23, то есть разделены текстовыми промежутками, несущими информацию на другие темы.
Базовый документ регламентирует методику расчета только естественного освещения. А как же рассчитать искусственное освещение на базе использования СНиП II-4-79? Впрочем, существуют методы такого расчета, то есть нужно ввести их в нормативный документ, а также дополнить техническую терминологию, которая в базовом документе вынесена в приложение 1.
СНиП II-4-79 регламентирует нормирование естественного освещения, которое осуществляется с помощью т. н. коэффициента естественного освещения (п. 2.4) по формуле енI, II, IV, V = енIII тс, где енIII -нормативный коэффициент для III пояса светового климата. Нормативные коэффициенты по другим поясам (I, II, IV, V) пересчитывают относительно коэффициента енIII с помощью коэффициентов m и с, gри этом используют данные таблиц 1, 2, 4, 5 СНиП II-4-79. Данные таблицы 1 для нахождения енIII, к тому же с градацией между следующими зонами: ?в зоне с устойчивым снежным покровом? (как видно по картам, помещенным в СНиП II-4-79, Украина не подпадает под эту зону) и ?на остальной территории СССР? на пояса, приводятся в СНиП II-4-79 на дополнительной географической карте, где наше государство (то есть Украина) подпадает только под территорию IV и V поясов.
Градация в таблице 5 приведена при световых проемах, ориентированных по сторонам горизонта (азимут, градус), без указания, в каком направлении (юг, север, запад, восток) приведены эти цифры. То есть полностью отсутствует наглядность, и это совсем непонятно для обычного пользователя (складывается впечатление, что этот раздел СНиП умышленно сделали так, чтобы никто не в состоянии был ничего понять). Обычный инженерно-технический работник с высшим образованием не в состоянии разобраться в нагромождении каких-то требований, таблиц и азимутов. Впрочем, из вышесказанного вытекает, что 75% информации, приведенной в этом разделе СНиП, не нужны украинскому пользователю, так как они касаются Сибири, Арктики, Дальнего Востока, Среднеазиатского региона, Кавказа и т. п. и не имеют никакого отношения к Украине. Те 25% информации, соответствующие региону, в котором находится Украина, могут быть логично и понятно для пользователя изложены в коротком объеме.
СНиП нормирует освещенность от естественных источников освещения, но никоим образом не нормирует время инсоляции, которое является важной характеристикой при архитектурном проектировании населенных пунктов (в системе нормативных документов СССР инсоляция нормируется другим СНиП). При расчете ориентации окон по сторонам света в здании пользуются такой характеристикой, как время инсоляции, а при расчете распределения света внутри здания ? характеристикой ?освещенность?. Эти термины тесно связаны между собой, в СНиП же эта связь нарушена за счет полного игнорирования характеристики ?время инсоляции?, так как освещенность не может полностью подменить ее.
При нормировании технических показателей осветительных установок используют термины, указанные в ГОСТ 16703?71, но они требуют дополнения и совершенствования. Это же можно сказать и о ГОСТ 1069?78, ГОСТ 13828-74, которые регламентируют типы кривых сил света световых приборов. В частности, в последнем значительным недостатком является отсутствие табличной формы задачи кривых сил света (непонятно, как сравнивать действительные кривые сил света с нормированными). Отсутствуют доверительные интервалы на разрешенное расхождение реальных и нормированных кривых.
Таким образом, существующая нормативная база в области искусственного и естественного освещения несовершенна, устаревшая и плохо адаптирована для использовния в нашей стране. Требуются пересмотр и переработка действующих нормативных документов, создание вместо них новых документов в рамках ДНАОП.