Поиск реальных путей решения проблемы энергосбережения в Украине
Проблема энергосбережения актуальна не только для нового строительства, но и для уже построенных по старым нормативам зданий
Забельская М. Поиск реальных путей решения проблемы энергосбережения в Украине // Будмайстер. 2000. №2. C.41-42
Именно этой теме было посвящено очередное заседание Строительного клуба, проведенное Национальным консалтинговым центром 7 декабря 1999 г. В заседании приняли участие представители Госкомитета по энергосбережению, Госкомитета по строительству и архитектуре при Госстрое и фирм, внедряющих в Украине энергосберегающие технологии, материалы и оборудование.
Кризис в энергоресурсах Украина особенно остро ощутила после развала Союза, т.к. собственные ресурсы могут удовлетворить потребности страны только на 10-15%.
Больших затрат энергии требуют предприятия тяжелой промышленности, в основном оснащенные устаревшим энергоемким оборудованием. Затраты на производство 1 Гкал. теплоты составляют 185-190 кг условного топлива/Гкал (газ, твердое и жидкое топливо), этот показатель для развитых стран составляет 140-150 кг у.т./Гкал.
Промышленной и муниципальной энергетикой используется 50% всего топлива, электроэнергетикой - 35-40%. Использование электроэнергии в коммунальной сфере за 5 лет возросло на 7%, в промышленности за тот же период этот показатель снизился на 7,4%.
От скорейшего решения проблемы энергосбережения зависит судьба как промышленного, так и коммунального комплексов страны.
Сейчас политика Украины направлена на сокращение энергозатрат, что отражено в Законе Украины "Об энергосбережении" и Государственной комплексной программе энергосбережения. Поставлена задача до 2010 года сократить расход энергоносителей на 109 млн. т условного топлива.
Перед участниками клуба выступил руководитель управления по гражданскому строительству при Госстрое Украины Л.Х.Муляр. Он рассказал о мерах, принимаемых для снижения расхода энергоносителей в жилищном комплексе.
Удельное потребление энергии на 1 м2 общей площади жилого здания в 3-4 раза выше, чем в европейских странах.
В 1993 году Госкомитетом по строительству и архитектуре были проведены исследования, которые показали, что максимальные потери тепла происходят через ограждающие конструкции зданий. До сих пор для ограждающих конструкций использовались три типа систем: панельные (из керамзитобето-на, легкого бетона), блочные и кирпичные, нормативный коэффициент термического сопротивления которых R=1. Стены из таких материалов холодные и, следовательно, требуют большего расхода топлива для обогрева помещений. На основании анализа нормативов зарубежных стран были разработаны и приняты новые требования к ограждающим конструкциям, согласно которым коэффициент термического сопротивления увеличился до R=2-2,5. Это повлекло изменение технических решений стеновых конструкций, т.к. ранее использовавшийся класс однослойных стен изжил себя. Сегодня для панельного домостроения рекомендовано применение многослойных панелей: бетон - утеплитель -легкий бетон. Кроме того, разработаны и внедряются новые технические решения теплоизоляции чердаков, кровель и перекрытий.
Проблема энергосбережения актуальна не только для нового строительства, но и для уже построенных по старым нормативам зданий. Наиболее эффективными являются системы внешнего утепления фасадов зданий: вентилируемые и невентилируемые. В вентилируемых системах в качестве утеплителя используется минеральная вата, которая сверху закрывается защитным декоративным слоем. Проведен ряд испытаний этой системы, подтвердивших ее эффективность. Однако, это достаточно дорогая система утепления - $90-100 за 1 кв. м.
В невентилируемых системах утеплителем служат пенополистирольные плиты, покрываемые сверху защитным слоем штукатурки. Подобные системы широко применяются в западных странах. В Украине их применение ограничивается действующими пожарными нормами, которые не рекомендуют использовать пенополистирол для утепления многоэтажных зданий. Сейчас Госстроем проведен комплекс работ по внедрению таких систем утепления и вносятся соответствующие изменения в нормативную базу. Недавно прошла пожарные испытания и рекомендована к использованию в зданиях выше 5 этажей американская система утепления "Драйвит".
Внедряются также новые системы коттеджного строительства, эффективные с точки зрения энергосбережения, - "Голд план", "Пластбау", "Термодом". Они базируются на том, что в качестве опалубки для бетона используются блоки из пенополистирола, которые при эксплуатации здания выполняют функции термоизоляции. Уже введены государственные нормативы на применение системы "Пластбау". В Николаеве построено 7 экспериментальных домов по технологии "Термодом", которые по стоимости на 15-20% дешевле кирпичных и гораздо эффективнее в плане энергосбережения.
Особое внимание уделяется реконструкции инженерных коммуникаций (трубопроводы, котельные и т.д.). На данном этапе начато внедрение крышных котельных вместо традиционных централизованных, т.к. транспортировка энергоносителей трубопроводами на большие расстояния приводит к потере от 15 до 50% тепла. Существующие теплоцентрали изолируют пенополиуретаном, что значительно снижает потери тепла.
Для контроля потребления тепла, воды, газа устанавливаются домовые счетчики. В дальнейшем планируется поквартирная установка счетчиков. Трудности в установке счетчиков тепла в каждой квартире связаны с тем, что отопление организовано по однотрубной системе, поэтому новые здания оснащаются двухтрубной системой отопления.
Сочетание всех вышеперечисленных мероприятий ведет к значительной экономии энергоресурсов в коммунальной сфере потребления.
Следующим этапом решения проблемы энергосбережения является организация энергетического обследования предприятий, так называемый энергоаудит, о котором рассказал представитель Государственного комитета по энергосбережению Ю.И. Шульга. Он отметил, что основные стратегические направления повышения энергоэффективности и реализации потенциала энергосбережения в Украине заключаются в структурно-технологической перестройке экономики страны и создании соответствующих административных, нормативно-правовых, экономических механизмов.
Энергоемкость отечественных предприятий в,2-5 раз выше, чем в развитых странах.
Структурно-технологическая перестройка экономики Украины в целом, ее отдельных отраслей, предприятий и технологических процессов предусматривает выведение из строя морально устаревшего и физически износившегося оборудования, прекращение выпуска неэффективной (с точки зрения энергоиспользования) продукции, внедрение новейших технологий, оборудования и бытовых устройств.
Энергетический аудит - это одна из форм проведения государственной политики в сфере энергосбережения, которая заключается в проведении на предприятиях и в учреждениях технических обследований с разработкой рекомендаций по внедрению организационных, правовых, технических и технологических мероприятий по энергосбережению, а также оказании помощи в разработке научно-обоснованных норм и нормативов удельных затрат ТЭР.
Энергетическое обследование включает:
- первичное обследование предприятия как потребителя ТЭР, его основных подразделений и технологических процессов. Предусматривается первичный расчет энергопотребления для каждого вида энергии и выдача рекомендаций относительно использования тех или иных видов тарифов, анализ затрат средств, доли энергозатрат в себестоимости продукции;
- создание карты использования ТЭР, анализ энергопотребления в отдельных технологических процессах, подразделениях и оборудовании;
- оценка эффективности использования ТЭР, сравнения фактических затрат с действующими нормативами, подготовка предложений относительно их уменьшения;
- формирование перечня путей и способов экономии затрат ТЭР на предприятии;
- разработка приоритетных мероприятий энергосбережения (с технико-экономическим обоснованием);
- оформление технического отчета.
Энергетическое обследование проводится специализированными организациями на договорных принципах.
Порядок предъявления, оформления, выдачи и продления срока действия документов об аттестации специализированных организаций на право проведения энергетических обследований, единая форма свидетельства на право их проведения, а также нормативные и правовые требования для его получения определены в "Положении о порядке проведения энергетических обследований", которое утверждено приказом Госкомитета Украины по энергосбережению от 09. 04. 99.
Для получения лицензии на право проведения энергетического аудита специалистам-энергетикам необходимо пройти обучение в центе Энергоменеджмента при КПИ.
В указе Президента от 16 июня 1999 года № 662 "О мероприятиях по сокращению энергопотребления бюджетными учреждениями, организациями и казенными предприятиями" запланировано ежегодное сокращение энергопотребления на 3-6%, начиная со второго полугодия 1999 г., с достижением в 2004 году общего объема экономии 25% сравнительно с базовым 1998 годом.
Вопросы практической организации и методического обеспечения проведения энергоаудита возложены на Центральное агентство по энергетическим обследованиям.
Одним из аспектов решения проблемы энергосбережения является информационная поддержка. О положении дел в этой сфере собравшимся рассказал директор Международного центра энергоэффективных технологий Е.Е.Никитин. Он отметил, что обеспечение доступа всех заинтересованных организаций и специалистов к информации о законодательной базе по энергосбережению, новых технологиях, демонстрационных проектах и т.п. является одной из важных составных частей Государственной программы энергосбережения. Правительством принят ряд законодательных актов, направленных на расширение информационной сферы. Закон "О задачах национальной программы информатизации" предусматривает создание экспертно-аналитической системы для принятия решений по проблемам энергосбережения. В Украине начата реализация проекта TACIS "Создание национальной информационной сети по энергосбережению". Поставлена задача создать единый информационно-координационный центр в Киеве и 8 региональных центров, которые будут предоставлять информацию по вопросам энергосбережения специалистам, организациям и населению.
В рамках расширения информационной сферы по энергосбережению Международным центром энергоэффективных технологий в Интернете создана WEB-страничка, содержащая информацию о фирмах, оборудовании, технологиях, специалистах в области энергосбережения.
В решении проблем энергосбережения в Украине готовы оказать помощь зарубежные страны, международные финансовые организации и сообщества. О сотрудничестве с этими организациями присутствуюим рассказал зам. начальника управления инвестиционных проектов национального агентства европейской интеграции В.А. Макуха.
В частности, ведется тесное сотрудничество с Мировым банком реконструкции и развития. Банк предоставляет кредиты надежным партнерам под проекты дающие максимальный положительный эффект для экономики страны. Заём выдается на 20 лет под "плавающую" ставку 7%. В течение первых пяти лет выплачиваются только проценты, далее кредит погашается за счет экономии бюджетных средств. Внутригосударственное финансирование подобных проектов составляет всего 20-30%. Банком отработана жесткая политика контроля использования кредитных средств.
Проекты, финансируемые МБРР, должны быть ратифицированы Верховной Радой, выступающей правительственным гарантом возврата кредита. К сожалению, для Украины уже потеряны два проекта: жилищное строительство и реконструкция систем теплоснабжения в Севастополе, т.к. они не были утверждены на Верховной Раде.
На сегодняшний день потребности промышленности и хозяйства составпяют 210-220. млн. тонн условного топлива, из них 34% приходится на строительный и жилищно-коммунальный комплексы.
Приоритетным направлением международного сотрудничества в вопросе энергосбережения является муниципальная сфера. С 1999 г. осуществляется проект по реконструкции систем отопления в Киеве. Реконструированы котельная на Позняках (экономия 20 тыс. т. у. т.), ТЭЦ 5 и 6, а также произведена замена 78 тыс. км магистральных теплосетей.
Разработан и готов к подписанию в Верховной Раде проект по энергосбережению в административных и общественных зданиях Киева, предусматривающий проведение энергоаудита на предприятиях и организацях, закупку оборудования, подготовку проектной документации, установку счетчиков. Расходы соответствующей статьи городского бюджета при этом сократяться н