Возвращенная слава
Об украинской строительной керамике
Науменко И. Возвращенная слава // Голос Украины . . 16 июля 2003 (№ 130) . С. 1, 5
...Вот уже второе столетие операционные залы старейших банков Швейцарии сверкают мозаичным полом, выложенным метлахской плиткой с маркировкой южноукраинских заводов. На красных кирпичах патриархальных германских городов, умиляющих иностранцев остроконечными крышами, любознательный турист увидит клеймо промышленников из Бахмута, нынешнего Артемовска. В гостиницах начала прошлого века можно еще встретить первые в Европе, извините, ватерклозеты, оборудованные сантехникой немецкой марки ?Ditmar?, произведенной, между тем, в Славуте из наших же украинских каолинов.
Во времена большевистской индустриализации керамические материалы не жаловали. Железобетонные конструкции отражали как бы несокрушимую мощь коммунистической идеи. Кирпич вообще считали бесперспективным материалом. Унылое однообразие крупнопанельного домостроения архитектурно подчеркивало всю убогость утопии всеобщего равенства. Об украинской строительной керамике в Европе забыли, казалось, навсегда.
Индустриальный брэнд
Весной этого года произошло знаменательное событие. Лицевой керамический кирпич марки СБК, преодолев четыре тысячи километров, появился в динамично строящейся Астане ? новоиспеченной столице Казахстана.
Три скромные буквы СБК ? сегодня известны в Москве и Кишиневе, Минске и Санкт-Петербурге.
СБК ? брэнд непереводимый, а значит ? великолепный полпред украинского языка. Сегодня провинциальные Ромны, где и работает ЗАО ?Слобожанська будівельна кераміка?, эффективнее и надежнее, чем порой столичные дипломаты и политики, утверждают украинскую идею в условиях глобализации. Ведь совершенно очевидно: чем больше наше государство будет иметь индустриальных брэндов, тем более уважаемым скоро будет в мировом сообществе.
Климату плохому вопреки
Для начала ? немного цифр. В 1990 году в Украине насчитывалось 300 заводов, выпускающих 10 миллиардов штук кирпича в год. Производство лицевого ? в пределах 2?3 процентов. Фигурный лицевой кирпич ? его особенно ценят архитекторы ? не выпускали вообще. В то же время в экономически развитых странах его объемы (в том числе и фасонного) составляли и составляют 90 процентов всего выпуска.
Причина такой отсталости, как уже отмечалось, ? железобетонная идеология в гражданском строительстве. На кирпичных заводах упрощались и без того устаревшие технологии. Работа на кирпичных заводах становилась непрестижной.
Инвестиции
Можно бегать с протянутой рукой по всему миру, сетуя при этом на невыносимый украинский инвестиционный климат. А можно расчетливому иностранному бизнесмену предъявить безупречный в своей реальности бизнес-план. Во всяком случае, команде И. Телющенко удалось получить в целом 7,5 миллиона долларов США прямых инвестиций от международного фонда ?Western NIS Enterprise?.
Янки ? далеко не альтруисты. Копейку считать умеют. И хотя ?Western NIS Enterprise Fund? первые свои 150 миллионов долларов капитала получил от американского правительства, на ветер бросать их он не собирался и не собирается. Работает как венчурная компания. Финансирует малый и средний частный бизнес в Украине, Молдове и Беларуси, вкладывая деньги в уставные фонды предприятий.
Дивиденды для фонда ? не самоцель, хотя он их получает регулярно как возврат вложенных средств. Главное ? способствовать выходу проинвестированного предприятия на такой уровень, когда цена его акций значительно, если не в несколько раз, превысит номинал. Тогда осуществляется их продажа, а полученная выгода перекрывает многократно все произведенные фондом затраты.
Словом, фонд не портфельный инвестор, спекулирующий на бирже, но и не окончательный собственник. А своеобразный, очень привлекательный для серьезных предпринимателей мостик между финансовым и промышленным капиталом. Остается лишь сожалеть, что нашим доморощенным олигархам, увлеченным поиском головокружительных схем вывода собственных капиталов в оффшоры, подобный финансовый бизнес не интересен.
На модернизированном в Ромнах заводе тепло человеческих рук заменил интеллект думающих машин. Цифровые технологии сопровождают (управляют и контролируют!) все производственные процессы: подготовку шихты, формовку, прессование, обжиг, отпуск, упаковку и отправку готовой продукции конечному потребителю-заказчику. Посадчика сырого кирпича в печь ? вечно полупьяного дядьку в оборванной кацавейке как неотъемлемую принадлежность большинства отечественных кирпичных заводов ? в цехах ЗАО ?СБК? заменили операторы автоматических линий, одетые в изящную фирменную спецовку.
Именно компьютеризация производства позволила роменчанам решить, казалось бы, неразрешимое противоречие между взаимоисключающими качественными характеристиками керамического кирпича ? теплопроводностью и прочностью. При практически нулевой теплопроводности ? он выдерживает сжатие почти в 160 килограммов на квадратный сантиметр. Конечно, не сталь, но все же... Морозоустойчивость ? до 100 циклов ?зима?лето? с перепадом температур в 60?70 градусов по Цельсию.
Изюминка не от Госстандарта
Сегодня ЗАО ?Слобожанська будівельна кераміка? выпускает кирпич 45 фасонов и шести цветов. Идеальные геометрия и цвет этого материала наконец-то развязали руки украинским архитекторам, чей творческий потенциал десятилетиями прозябал под тяжестью железобетонных панелей.
Но современные технологии дают полную отдачу лишь в условиях современного менеджмента. И на предприятии внедрен международный стандарт менеджмента качества ? ISO-9001-2000. Что и подтверждено внешним аудитом.
ISO - не чудачество, а борьба за качество
В середине 70-х годов прошлого века на предприятиях бывшего СССР централизованно, под эгидой Госстандарта, повсеместно была внедрена АСУ КП ? автоматизированная система управления качеством продукции. Результат, однако, был нулевым. Конкурентоспособность советских товаров на международном рынке оставляла желать много лучшего. Исключение составляла разве что продукция ВПК.
Программа ?пятилетки качества? не достигла цели по той простой причине, что АСУ КП практически требовала лишь соблюдения технологий. Человек, использующий технологии, ? прежде всего качество труда управленцев среднего и высшего звена, качество труда линейных инженеров ? оставался за пределами системы. Международный стандарт ISO?9001-2000, наоборот, в центр процесса борьбы за качество ставит человека. От рабочего до генерального директора.
Один лишь пример. До внедрения стандарта ISO-9001-2000 на роменском кирпичном заводе, как и на большинстве отечественных предприятий, ремонтные службы работали, так сказать, дискретно, по факту. Сломался узел или агрегат ? бегут к нему слесари и инженеры, ремонтируют, проявляя свою смекалку и знания, если таковые имеются. Нет поломок ? трудятся на подхвате на других участках, если просто не ?забивают козла?.
Стандарт ISO?9001-2000 нацеливает на системную профилактику. Строго по дням и часам регламентирует действия всех сотрудников ремонтной службы, от слесаря и инженера до главного механика, чтобы вообще не допустить аварийных ситуаций. В результате в ЗАО ?Слобожанська будівельна кераміка? неплановые простои оборудования сведены к нулю.
Регламент работ по профилактике оборудования задает и их выполнение контролирует компьютерная программа. Компьютеры же анализируют эффективность самого регламента и при необходимости корректируют его в сторону повышения надежности работы всего технологического оборудования.
Аналогичным образом обеспечивается высокое качество работы всех других служб. И не только инженерных. Менеджеры отдела продаж, например, каждый из которых обслуживает определенные зоны потенциальных потребителей, распределенные по территориальному принципу, ежедневно выполняют предписание стандарта ISO?9001-2000, обеспечивая производство продукции исключительно под заказ, а не на склад. Товар уходит потребителю, что называется, с колес. Это, в свою очередь, ускоряет оборачиваемость текущего капитала, повышает финансовую эффективность работы всего производственного комплекса.
ISO обеспечивает и регулярную обратную связь с заказчиками, что гарантирует учет всех пожеланий покупателя. Они анализируются специальной программой ?Уровень удовлетворенности потребителей? по строго выверенным алгоритмам. Интуиция менеджеров, сводимая в реальной жизни к пресловутому ?авось?, уступила место математическим расчетам. Что и позволило сухой аббревиатуре СБК. превратиться в настоящий индустриальный брэнд международного класса. Завоевавший сердца архитекторов и строителей на просторах СНГ. Пока. Следующий шаг, несомненно, ?выход слобожанского кирпича на Европу. Возвращение украинской строительной керамике ее былой славы.
Хронология успеха
1988 год ? болгарские специалисты (своих не нашлось!) в рамках действующего в те годы социалистического СЭВ (экономического противовеса объединенной Западной Европы) сдают в эксплуатацию на Сумщине новый кирпичный завод с производительностью 60 миллионов керамического кирпича в год. За предшествующие 40 лет в СССР новые предприятия подобного профиля не строились. Но и здесь технологии далеки от современности. Из-за чего проектная мощность оказывается недостижимой. ?
1994 год ? роменский кирпичный завод дышит на ладан. Политика открытых дверей выбросила на украинский рынок Импортные стройматериалы. Отечественные очень проигрывают им из-за низкого качества. Украина импортирует не только унитазы и облицовочную плитку, но и обыкновенный кирпич. Чтобы выжить ? необходима современная технология. А значит, инвестиции. В стране денег нет. Годовая ставка по банковским кредитам в условиях галопирующей инфляции достигает 1200 процентов. Тем не менее, инженеры завода под руководством гендиректора И. Телющенко разрабатывают, проект (бизнес-план) модернизации производства. Начинается поиск зарубежного инвестора.
1997 год ? роменчане получают первую зарубежную инвестицию в размере 1,5 миллиона долларов США.
1998 год ? запуск первой линии модернизированного производства. В Украине появился конкурентоспособный строительный материал ? лицевой керамический кирпич.
2002 год ? вступила в строй вторая очередь обновленного завода. Производительность предприятия достигла расчетной ? 5 миллионов штук лицевого кирпича в месяц.