Европейское сообщество в России. Технологии, производство, перспективы
Развитие взаимовыгодных отношений между странами
Шпаак А. Европейское сообщество в России. Технологии, производство, перспективы // Технологии строительства. 2003 . №5. C. 4-16
Укрепление политических отношений между Европейским Союзом и Россией создает мощный импульс к развитию двусторонних торгово-экономических связей. В настоящее время страны ЕС являются главным коммерческим партнером России. Доля их участия во внешнем товарообороте России уже составляет 40%, а после расширения Союза возрастет до 50%. Вполне закономерно, что углубление сотрудничества с ЕС затронуло такую важную отрасль экономики России, как строительство. В настоящее время на российском рынке строительных материалов и услуг активно работают многие европейские компании, занятые не только продажами различной продукции, но и создающие в России собственное производство.
Германия: торгово-экономическое сотрудничество с Россией продолжается
Российско-германские торгово-экономические отношения традиционно занимают центральное место в общем комплексе внешнеэкономических связей России. Начиная с 1972 года ФРГ является крупнейшим торговым, а с 90-х годов - и финансовым партнером Российской Федерации. Об особенностях современного этапа развития деловых отношений между немецкими и российскими фирмами и перспективах российско-германского сотрудничества, в том числе в строительной отрасли рассказывает менеджер по проектам Представительства немецкой экономики в Российской Федерации г-н Александр ШПААК.
Диалог в сфере экономической политики между нашими странами ведется сегодня весьма интенсивно. С уверенностью можно сказать, что экономические и политические отношения наших стран находятся на очень высоком уровне. На протяжении нескольких лет Германия сохраняет за собой положение ведущей страны среди иностранных инвесторов Российской Федерации. Если в первые 9 месяцев 2002 года из Германии в Россию поступило в целом два миллиарда долларов, то в 2003 году почти такая же сумма была инвестирована только в течение первого квартала.
Успешно развиваются немецко-российские торговые отношения. При общем обороте в 24,47 млрд. евро Германия для российской экономики оставалась и в 2002 году крупнейшим в мире внешнеторговым партнером. При этом немецкий экспорт в Российскую Федерацию вырос на 10,4% и достиг рекордного уровня в 11,4 млрд. евро.
Значительное улучшение делового климата отражается и в продолжающемся росте количества немецких предприятий, действующих в России: только в Москве в настоящее время немецкие фирмы представлены в 2705 различных организационно-правовых формах (по состоянию на 30.06.02).
Безусловно, среди 89 субъектов Российской федерации наибольшей привлекательностью для размещения инвестиций обладает Москва. Более 44% иностранных инвестиций в первой половине 2002 года приходились на столицу. Эта цифра объясняется не только гигантским потенциалом большого города, но и является следствием воплощения в жизнь образцовой политики поддержки экономики, проводимой Московским городским правительством. Несмотря на захватывающую привлекательность столицы, немецкая экономика с большим энтузиазмом продолжает покорять просторы российской провинции. Освоение региональных рынков становится все более доходным делом и происходит это благодаря ощутимому укреплению правовой и плановой надежности в последние два года.
В числе первых инвесторов начала осваивать российский рынок фирма KNAUF ? известный разработчик технологии сухого строительства. Сегодня ни одна современная стройка не обходится без комплектных систем KNAUF. Технологии сухой отделки: перегородки, облицовки, сборные основания для полов и подвесные потолки с обшивкой гипсокартонными и гипсоволокнистыми листами хорошо знакомы подавляющему большинству строителей-отделочников.
Нынешний год для KNAUF ? юбилейный. Десять лет назад с приобретения небольшого предприятия строительных материалов в подмосковном Красногорске началась деятельность компании, которая сегодня является крупнейшим иностранным инвестором строительного комплекса России. Общий объем инвестиций уже составил 350 млн. евро. Более 20 высокотехнологичных предприятий-производителей стройматериалов и маркетинговых фирм, 10 учебных центров ? таковы на сегодняшний день реальные плоды деятельности группы KNAUF не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в различных регионах России вплоть до Урала. Эта статистика убедительно подтверждает правильность и дальновидность стратегической линии, избранной руководством KNAUF в начале 90-х годов прошлого столетия, когда Россия только начинала демократические преобразования, и инвестирование крупных средств в ее экономику было связано с большими трудностями и риском. Столь очевидный успех производственно-коммерческой деятельности компании KNAUF свидетельствует об улучшении инвестиционного климата в России.
Особую нишу на российском рынке занимают немецкие компании-производители системного профиля из ПВХ. Пластиковые окна появились в Германии в 1954 году. Слава изобретателя первого окна из ПВХ принадлежит фирме НТ TROPLAST AG. Однако в России новые оконные технологии получили признание лишь в середине 90-х годов. На сегодняшний день в этом секторе рынка наши фирмы составляют, пожалуй, наиболее многочисленную группу: КВЕ, TROCAL, KOEMMERLING, KNIPPING, REHAU, VEKA, BRUGMANN, ALUPLAST.
Осенью 2002 года на российском рынке пластикового профиля появился новый серьезный игрок ? НТ RUS. Появление лидера, контролирующего в общей сложности 30% рынка, произошло в результате слияния четырех немецких фирм, производящих оконные профили известных торговых марок: КВЕ, KNIPPING, KOEMMERLING и TROCAL. В Германии эти фирмы входят в состав НТ TROPLAST AG ? одного из крупнейших химических концернов Европы. Каждая торговая марка вошла в объединенную структуру с солидным ?приданым?, что позволяет концерну НТ RUS полностью удовлетворять любые запросы современного строительства, в том числе элитного.
Достаточно активно осваивают российский рынок фирмы-производители светопрозрачных конструкций, изготавливаемых на базе алюминиевых профилей. Эталоном качества и образцом современного дизайна справедливо считается продукция фирмы SCHьCO. Почти неограниченные возможности для выполнения заказов любой степени сложности предоставляют оконные, дверные и фасадные системы на базе профилей HUECK/ HARTMANN. Фирма SKS-STAKUSIT поставляет в Россию системы безрамного остекления.
Важное место в структуре германского экспорта занимают отделочные материалы. В этом секторе рынка лидируют такие фирмы как MEFFERT, CAPAROL, FEIDAL и BAU-COLOR, специализирующиеся на производстве широчайшего спектра лакокрасочной продукции для фасадных и внутренних работ. Напольные покрытия представляют компании TARKETTSOMMER, FREUDENBERG, DWL, KORODUR, PARADOR, HARD-SPORTS. Обширную программу подготовительных, гидроизоляционных и клеевых составов для устройства плиточных облицовок, укладки паркета, натурального линолеума, ПВХ-покрытий и ковролинов предлагают компании FORBO и UZIN. Разнообразную гамму продуктов поставляет в Россию концерн HENKEL BAUTECHNIK ? известный производитель большого ассортимента материалов строительной химии, в том числе клеевых, грунтовочных и штукатурных смесей для систем фасадного утепления CERESIT.
Больших успехов добились германские фирмы в области производства сантехнического оборудования для душевых и ванных комнат. Изделия торговых марок GROHE, VILLEROY & ВОСН, DURAVIT, JOERGER отличаются предельно простой функциональной схемой, оригинальным дизайном и высоким уровнем исполнения. Надеюсь, российский потребитель в этом уже успел убедиться.
Заслуженной популярностью во всем мире, и Россия в данном случае - не исключение, пользуются электроинструменты BOSCH, HILTI, KRESS, METABO, FESTO. Эти марки не нуждаются в особой рекламе, поскольку настоящие специалисты и без того знают, что этим инструментам действительно можно доверять. Успешно работают в России фирмы-поставщики отопительно-водогрейной техники (VAILLANT, VIESSMANN, WOLF, BUDERUS) и насосного оборудования (WILD, GRUNDFOS и ODESSE).
Необходимо отметить, что немецкие предприниматели занимаются в России не только коммерческой деятельностью. В последнее время объемы продаж некоторых видов продукции, экспортируемой из Германии, настолько возросли, что многие фирмы-производители приняли решение развивать на местах собственное производство, приобретая российские или строя новые предприятия. По этому пути пошли KNAUF, CAPAROL, FEIDAL, HTTROPLAST AG, BRAAS. Если российская экономика будет развиваться теми же темпами, то объем инвестиций и количество предприятий, безусловно, увеличится.
На рынке строительных услуг немецкие компании тоже нашли свою нишу. В качестве примера можно привести HOCHTIEF AG ? крупную строительно-монтажную фирму, которая пришла в Россию в начале 90-х годов и сегодня может похвастаться участием в реализации достаточно серьезных проектов. Среди них здание Сбербанка России, торговый центр ?Мега? в Теплом Стане, сервис-центр ?Аудио-север? на Ленинградском шоссе. Другая германская компания, WIRTGEN ? осуществляет поставки дорожно-строительной техники.
Относительно перспектив на будущее можно сказать следующее. Немецкие компании собираются занять еще одну нишу на российском строительном рынке. Это ? технологии санации и модернизации панельных домов. Комплексная санация панельного жилого фонда тема очень актуальная для многих городов России. Возможность привлечения германских фирм к участию в процессе комплексной санации жилых зданий обсуждалась еще в 2000 году. Однако о реальном сотрудничестве по программе санации и модернизации мы можем говорить лишь сегодня. Согласно решению, принятому консорциумом немецких фирм, в г. Королеве в ближайшем будущем будет осуществлена показательная санация жилого дома без отселения жильцов. Основная задача пилотного проекта ? показать жизнеспособность немецких технологий и отработать схему финансирования. Надеемся, что усилия немецких специалистов увенчаются успехом, и предложенные ими технологии начнут внедряться в российскую строительную практику, а совместно с партнерами из России удастся решить все проблемы, включая использование сэкономленной энергии.
Несмотря на то, что модель наших торгово-экономических отношений с Россией пока еще далека от идеальной, нельзя отрицать тот факт, что начавшийся процесс реформ все больше завоевывает доверие иностранных, в том числе немецких инвесторов. Даже если сегодняшняя Россия не ?тихая гавань?, следует отметить, что экономический климат в стране последовательно улучшается, налоговые реформы воздействуют на поддержку инвестиций, возросли возможности деловой активности, уменьшились кредитные риски, улучшился и инвестиционный климат, а участники рынка все чаще придерживаются международно признанных ?правил игры?.
К тому же наметились положительные тенденции в развитии предпринимательской культуры в России. Российские предприниматели представляют новое поколение высококвалифицированных и последовательно, рыночно ориентированных руководителей, с которыми немецкие предприниматели наилучшим образом сотрудничают на протяжении вот уже нескольких лет.
Претерпела существенные изменения и кадровая политика. В России все больше появляется хорошо подготовленных менеджеров, в том числе благодаря так называемой Президентской программе, одной из наиболее впечатляющих программ повышения квалификации руководящих кадров российской промышленности. Начиная с 1997 года более 26 тыс. молодых российских менеджеров прошли переподготовку в различных учебных заведениях. Из них около 6 тыс. повышали свою квалификацию за рубежом. В 2002 году только на немецких предприятиях стажировалось около 2 тыс. российских менеджеров. Следует отметить, что участие немецкой стороны в процессе повышения квалификации российских специалистов выходит далеко за рамки Президентской программы. Многие немецкие фирмы самостоятельно проводят мероприятия по повышению квалификации российского персонала, поскольку рост профессионализма значительно облегчает деловое взаимодействие, позволяет немецкой продукции выдерживать конкурентное давление со стороны других производителей.
Одним словом, сегодня можно с уверенностью сказать, что Россия находится на подъеме. Обширные возможности на российском рынке стали более ощутимыми. Теперь настало время воспользоваться ими, несмотря на риски и несовершенное законодательство, которые пока нельзя упускать из вида. Через два или три года конкурентные условия станут более жесткими: конкуренты из западных промышленных государств все активнее выходят на российский рынок, да и сами российские предприятия становятся все более конкурентоспособными.
Финляндия и Россия: соседи и партнеры
Присутствие финских компаний на российском рынке строительных материалов и услуг сегодня ощущается все более отчетливо. Основательность и вдумчивость, с которыми финны подходят к рà