Структура предложения рынка сухих строительных
Развитие рынка строительных материалов и отдельных его сегментов
Окольская Л. Структура предложения рынка сухих строительных смесей // Строительные материалы. 2004 . №3. C. 50-51
Начало XXI века в России отмечается увеличением объемов строительства жилья и ремонтных работ. Это связано с постепенной стабилизацией экономического положения страны. В крупных городах платежеспособный спрос оказался выше предложения, что явилось мощным стимулом к активизации деятельности строительных организаций и развитию рынка строительных материалов. Так, за 2003 г. строительными организациями было введено более 36 млн м2 жилой площади, что на 7,2% больше, чем в предыдущем году. В промышленности строительных материалов объемы производства в 2003 г. выросли на 6,4%. Все эти обстоятельства служат стимулом к развитию рынка строительных материалов и отдельных его сегментов.
Сухие строительные смеси ? это материалы, широко используемые в строительстве. Они применяются в большинстве работ, проводимых как организациями, так и частными лицами, и число потребителей этой продукции постоянно растет. Вслед за импортной продукцией появились отечественные материалы, успешно конкурирующие с западными образцами сухих смесей.
Рынок ССС постоянно развивается, представляя вниманию потребителей новые виды продукции, но потенциал его раскрыт не полностью.
В марте 2003 г. агентством ?SYBOL-MARKETING? ( Москва) было проведено исследование с целью описания состояния розничной торговли сухими строительными смесями (ассортимент и марки предлагаемых товаров, а также их доли и уровни дистрибуции). В выборке участвовали 100 точек розничной торговли, из них 70 рыночных и 30 магазинных. Исследование рыночной торговли проводилось на девяти строительных рынках Москвы.
В общем ассортименте розничной торговли сухими смесями было выделено девять основных товарных групп. Результаты исследования показывают, что наибольшую долю в общей структуре занимает клей для плитки (27%), на втором месте находится шпатлевка (22%), на третьем - затирка для швов. Наименьшую долю составляют вяжущие материалы и гидроизоляция.
В целом в розничной торговле сухими смесями присутствуют 115 марок, из них 26 импортных и 89 отечественных. Среди российских марок около половины ? московские производители. В табл. 1 приведена информация о соотношении иностранных, московских и региональных марок ССС по уровню дистрибуции в розничной торговле. Максимально представлены отечественные марки в товарной группе ?Вяжущие материалы?, минимально?в группе ?Затирка для швов?. Московские марки наиболее представлены среди вяжущих материалов, наименее ? в гидроизоляции. Что касается региональных производителей, их продукция имеет максимальный уровень дистрибуции в группе ?Готовая шпатлевка?, минимальный ? в группе ?Наливной пол?.
Таблица 1
Товарные группы ССС
Иностранные марки
Российские марки
московские
региональные
Вяжущие материалы
0%
71%
29%
Гидроизоляция
42%
21%
37%
Готовая шпатлевка
17%
40%
43%
Грунтовка
26%
36%
38%
Затирка для швов
44%
44%
12%
Клей для плитки
32%
60%
9%
Наливной пол
29%
65%
6%
Шпатлевка
33%
51%
16%
Штукатурка
26%
52%
22%
Итого
23%
39%
38%
Ведущие позиции по уровню дистрибуции практически во всех товарных группах ССС занимают такие марки, как Atlas (82% в общей розничной торговле), Старатели (77%) Vetonit (76%), Юнис (74%), Knauf (72%). Высокий уровень представленности марки в общей розничной сети предполагает высокий уровень ее дистрибуции на рынках, а в большинстве случаев и в магазинах. Также было установлено, что практически во всех товарных группах уровни дистрибуции ССС на рынках выше, чем в магазинах. Марки-аутсайдеры, как правило, представлены в торговых точках только одного типа ? в магазинах или на рынках.
В различных товарных группах уровни дистрибуции отдельных марок оказались неодинаковыми Например, марка Atlas, занимающая первое место в розничной торговле в целом, оказалась лидером далеко не во всех товарных группах. Ее доминирующая позиция обусловлена высоким уровнем дистрибуции в крупных товарных группах, таких как ?Затирка для швов? и ?Клей для плитки?.
Товарные группы различаются между собой по числу представленных в них марок. В большинстве товарных групп лидера легко выделить по очевидному превосходству над остальными марками. Больше всего марок ССС представлено в группах ?Клей для плитки? и ?Шпатлевка? (47 и 45). Напомним, что эти товарные группы имеют наибольший удельный вес в структуре розничной торговли. Вяжущие материалы, которые встречаются в продаже реже всего, представлены наименьшим количеством марок, что говорит о сравнительно низком уровне конкуренции. Интересно, что в такой небольшой товарной .группе, как готовая шпатлевка, присутствует 35 марок, то есть конкуренция здесь очень высока.
Уровни дистрибуции каждой марки, за исключением некоторых случаев, сильно различаются в магазинах и на рынках. В целом в магазинах было зафиксировано 80 марок ССС, в рыночной - 65.
Другой тип структуры рынка, выявленный в ходе исследования, ? это доли продукции различных марок в общем числе наименований сухих смесей, зафиксированных в точках розничной торговли (табл. 2). За 100% принято количество всех наименований товаров, всех производителей и во всех товарных группах.
Таблица 2
Товарные группы ССС
Лидирующие марки
Общее число марок в розничной торговле
1-е место
2-е место
3-е место
Вяжущие материалы
Контакт НЦ (9%)
Старатели (6%)
Тектор, Unis, Трим (2%)
14
Гидроизоляция
Глимс (44%)
Победит (23%)
Ceresit, Knauf, Сторомикс (3%)
24
Готовая шпатлевка
Старатели (33%)
Быт-Сервис (9%)
Акрон, Мастер (7%)
35
Грунтовка
Старатели (30%)
Глимс (18%)
Knauf (13%)
39
Затирка для швов
Atlas (40%)
Vetonit (20%)
Глимс (17%)
25
Клей для плитки
Юнис (72%)
Atlas (69%)
Старатели (52%)
47
Наливной пол
Глимс (48%)
Vetonit (41%)
Старатели (36%)
17
Шпатлевка
Vetonit (62%)
Старатели (55%)
Глимс (48%)
45
Штукатурка
Knauf (62%)
Старатели (41%)
Vetonit (35%)
23
Доли марок в разных товарных группах различаются между собой. Неодинакова и структура лидерства для каждой товарной группы (табл. 3). Так, например, марка Старатели занимает максимальную долю по грунтовке и готовой шпатлевке, Глимс ? по гидроизоляции и составам для устройства самовыравнивающихся покрытий пола, Vetonit ? по шпатлевке.
Таблица 3
Товарная группа ССС
Лидирующие марки
1-е место
2-е место
3-е место \
Вяжущие материалы
Контакт НЦ (24%)
Старатели (16%)
Трим (16%)
Гидроизоляция
Глимс (40%)
Победит (18%)
Сторомикс (8%)
Готовая шпатлевка
Старатели (40%)
Быт-Сервис (9%)
Акрон (5%)
Грунтовка
Старатели (22%)
Глимс (11%)
Оптимист (7%)
Затирка для швов
Sopro (32%)
Mapei(21%)
Atlas (19%)
Клей для плитки
Юнис (22%)
Atlas (13%)
Старатели (11%)
Наливной пол
Глимс (26%)
Vetonit (23%)
Победит (17%)
Шпатлевка
Vetonit (25%)
Глимс, Старатели (18%)
Pufas (9%)
Штукатурка
Knauf (23%)
Старатели (15%)
Глимс (13%)
Соотношение импортных и отечественных марок сухих смесей оказалось одинаковым для магазинной и рыночной торговли. Около 44% продукции принадлежит зарубежным производителям, 56% ? российским компаниям.
Мониторинг розничной торговли дает богатую информацию о состоянии розничной торговли сухими смесями в Москве, позволяет отслеживать динамику рынка и оценивать перспективу развития данного направления.