Новый облик старой Одессы
О реконструкции и реставрации памятников и жилых домов Одессы
Данич В. Новый облик старой Одессы // Будмайстер. 2002. №6. C.6-7
Одесса - уникальный город, созданный зодчими удивительно соразмерным человеку. На его площадях, улицах и бульварах чувствуешь себя свободно, комфортно. Одесса покоряет "лица необщим выражением". Однако нестойкие строительные материалы, почвы с пустотами, технологии начала XIX века - все вместе привело к тому, что старый город разрушается. Его спасение - огромная экономическая, социальная, архитектурная проблема. К счастью, есть в Одессе профессионалы, способные возродить уникальные архитектурные памятники и ансамбли. К их числу с полным основанием можно отнести одесское специализированное научно-проектное архитектурно-реставрационное бюро "Архпроект-МДМ", возглавляемое Михаилом Григорьевичем Повстанюком.
Бюро занимается проектированием новых зданий, сооружений всех назначений, однако его "визитной карточкой" является реконструкция и реставрация памятников архитектуры. Одесса богата подобными зданиями, несущими на себе отпечаток разных эпох и стилей. Готика здесь мирно соседствует с модерном, классицизм с барокко. В европейскую мелодию вплетаются восточные мотивы. Аристократическая, купеческая, многонациональная Одесса обрела благодаря архитектуре неповторимый колорит. Поэтому застройка центральной части Одессы имеет огромную историко-культурную ценность. Необходимость ее сохранения подтверждена специальным Указом Президента Украины.
Во всем мире признано, что эффективным способом дать памятникам истории и культуры новую жизнь при максимально возможном сохранении их былого облика является реставрация. Стоит ли говорить, что архитекторы, специалисты в области реставрации, должны, прежде всего, руководствоваться принципом "не навреди"? Что они должны обладать абсолютным чувством стиля, художественным вкусом, тактом? К счастью, все эти качества присущи архитекторам группы М.Повстанюка.
Имидж фирмы создали реконструированные здания, которые стали украшением современной Одессы. Первой крупной работой такого рода были так называемые "Сабанские дома". Один из них построен по проекту знаменитого Алессандро Бернардацци, но снесен в 80-х годах XX века. Прорисованное на первоначальном "модуле" здание спроектировано фирмой в духе стилистики автора. Такой же метод был избран для реставрации соседнего дома: архитекторы ввели в проект мотивы Сабанских казарм - образца стиля классицизма. Оба здания тактично вписались в ансамбль старинных особняков Маразлиевской улицы.
Другое направление работы "Архпроект-МДМ" - реконструкция культовых зданий. На основе бывшей часовни Стурдзовской богадельни построена церковь в честь Иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". Совершенно иного рода объект - Арабский культурный центр, первый подобного рода в Украине за все XX столетие. Фирма осуществляла дизайнерскую "доводку" здания. Суть концепции - современная аранжировка классических арабских мотивов. Здание в белых "одеждах", окаймленных зеленой с золотом лентой, смотрится благородно, изысканно.
В проекте реконструкции и регенерации легендарного рынка "Привоз" старая архитектура сохранена, но бережно дополняется решенными в подобном стиле надстройками и новыми корпусами.
Одну из последних работ фирмы можно назвать грандиозным архитектурным проектом. Реконструкция так называемого "Шахского дворца" - огромный комплекс работ: реставрация уникального особняка, в архитектуре которого сочетается ранняя английская готика и средневековое французское зодчество; восстановление поражавших некогда роскошью, но почти полностью утраченных интерьеров; благоустройство территории усадьбы; соединение дворца в единый комплекс с соседними зданиями.
О высоком авторитете фирмы М.Повстанюка свидетельствует то, что ей поручают реставрацию памятников зодчества в историческом центре Одессы, который можно назвать колыбелью города. С этим уникальным историко-архитектурным и историко-культурным комплексом, ограниченным всего тремя-четырьмя кварталами, связаны имена выдающихся людей - Дерибаса, Ришельє, Ланжерона, Александра I, Воронцова, Пушкина. На протяжении существования города исторический центр Одессы неоднократно менял облик. Хозяева зданий и земель - крупные промышленники, коммерсанты, чиновники, военачальники - Волконский, Рено, Маразли, Огон, Ипсиланти, Ралли и другие перестраивали старые и сооружали новые здания в соответствии со стилем времени и своими вкусами. Сменявшие их хозяева привносили в архитектуру веяния своей эпохи. Некоторые памятники зодчества были разрушены в 1941 году в период обороны Одессы.
В архитектурный ансамбль, дошедший до наших дней, органично вписываются два жилых дома. Один из них (ул. Ланжероновская, 13) строился в период 1850-1880 годов, второй (ул. Ланжероновская, 9) построен в конце XIX века, архитекторы неизвестны. Оба здания являются памятниками архитектуры и градостроительства местного значения. По стилю их можно назвать близнецами. Расположенные симметрично по обе стороны Ришельевской улицы, они завершают архитектурный ансамбль Театральной площади.
Жилой дом на ул. Ланжероновской, 9 представляет собой массивное трехэтажное здание. Боковым фасадом с декорированной верхней частью, с нишей, где установлена скульптура рабочего, здание выходит в сквер Театральной площади. По проекту фирмы "Архпроект-МДМ" проведена его полная реконструкция (за исключением находящегося в правом крыле первого этажа ресторана "Кобэ"). Кроме того, произведена надстройка мансардного этажа в стиле архитектурного первоисточника. Дом находился в таком запущенном состоянии, что пришлось усиливать стены, менять перекрытия. Благоустроена прилегающая территория. Восстановлена лепнина фасадов. Появились кованые ворота с гербом Одессы, чем сделан акцент на историческом значении памятника архитектуры. Двор вымощен плиткой. Окрашено здание в теплые светло-коричневые и красно-коричневые тона, что соответствует характеру южного города. По сравнению с видом до реконструкции, дом стал выглядеть наряднее, богаче, но в целом сохранил прежний облик.
Решенный в подобном стиле трехэтажный жилой дом на ул. Ланжероновской, 13 также выходит боковым фасадом в сквер. Главный фасад был невыразительным. Средняя часть с центральным входом декоративно не выделялась, окна имели декор только в верхней части здания. Техническое состояние дома было крайне неудовлетворительным. Оказалось даже, что правая его часть - без фундаментов. Массивное здание сооружено прямо на грунте! С подобным архитекторы столкнулись впервые.
После реконструкции здание предназначалось под отель, соответственно появились новые требования к внешнему виду. Фасады были частично изменены. Поскольку прежде это был жилой дом, вестибюль у него отсутствовал. Архитекторы предложили оформить вход визуально, то есть над первым этажом по обе стороны центральной части появились мощные кованые козырьки. Они ажурные, потому выглядят легкими. Архитектурно и колористически усилен декор окон. Таким же образом подчеркнута центральная часть с аркой. Надстроен мансардный этаж. Его легкие арочные окна перекликаются с контурами декора второго этажа. Восстановлен дворовой двухэтажный флигель с подвалом и открытой летней площадкой. Посетители ресторана, который будет оборудован на ней, смогут любоваться прекрасным видом на оперный театр и перспективу Ланжероновской улицы, спускающейся к морю. Согласно проекту, были открыты глухие ниши, организован выход из ресторана на Театральную площадь. 15 февраля состоялось торжественное открытие четырехзвездочного отеля "Моцарт". Скульптура композитора будет установлена в нише бокового фасада.
Построенное в 1872 году (архитектор не установлен) двухэтажное здание на углу улиц Преображенской и Дерибасовской - одна из самых старых жилых построек города. В 1985 году дом взят под охрану государства как памятник градостроительства и архитектуры местного значения. Одесситы хорошо знают это здание, поскольку в нем находится престижный ювелирный магазин "Радуга". До реставрации оно внешне выглядело скромнее, чем другие особняки в этом аристократическом районе. Техническое состояние строительных конструкций на момент обследования было крайне неудовлетворительным: рассыпались стены, гнили поврежденные грибком деревянные перекрытия, все системы инженерного обеспечения находились в аварийном состоянии.
В ходе реконструкции пришлось усиливать фундаменты, менять все капитальные стены второго этажа и частично первого. Чердачное пространство было преобразовано в мансардный этаж, заменены все системы инженерного обеспечения, восстановлена разрушенная лепнина фасадов. По традициям старой одесской архитектуры угловые дома были выше, имели башенки. Сооружена башенка, крытая металлочерепицей, и над реконструированным зданием. Отреставрированный дом стал смотреться, как игрушка: легкий, светлый, украшенный арочными окнами мансардного этажа, с тонкими колоннами и кованой решеткой над центральным входом. Здание окрашено по классическим канонам старой архитектуры - в теплые красно-коричневые и светло-коричневые тона с белым декором.
Масштабность проектов и тщательная их проработка - отличительные черты почерка группы М.Повстанюка. Здания, построенные и отреставрированные по проектам талантливых архитекторов, возвращают Одессе ее уникальный исторический облик и хорошо вписываются в современный городской ландшафт.
СПРАВКА ?БМ?
?Архпроект-МДМ? - одесское специализированное научно-проектное архитектурно-реставрационное бюро. Оно выполняет работы, которые под силу далеко не каждой фирме Украины и ближнего зарубежья. Проекты фирмы "Архпроект-МДМ" неоднократно признавались лучшими в различных конкурсах, отмечены дипломами и грамотами Национального союза архитекторов Украины, престижных международных выставок. Доказательством тому служат присужденные одесситам дипломы международных выставок: "DENKMAL-2000" и "Строительство и архитектура-2001". Фирма "Архпроект-МДМ" - это директор Михаил Григорьевич Повстанюк, его сыновья-близнецы Дмитрий и Михаил, такие опытные архитекторы, как Александр Пляцун, Нонна Тумашек, и молодые выпускники Одесской государственной академии строительства и архитектуры, уже заявившие о себе на национальных и международных конкурсах. В проектах группы М.Повстанюка запечатлена их любовь к родному городу, понимание большой ответственности перед ним, высокий класс профессиональных решений.