Технологии строительства и деревообработки.

Офис, в котром и стены помогают

Все больше компаний воспринимают офисное пространство как маркетинговый инструмент. И тщательно прорабатывая его дизайн, решают целый ряд важных вопросов

Сырчина М. Офис, в котром и стены помогают // Компаньон. 2004 . №33. C. 54-56

Понятием ?офис? украинские бизнесмены начали оперировать лет десять назад. Именно тогда иностранные мебельные компании пришли на наш рынок и совершили в нем настоящую революцию: серая и черная мебель казалась эталоном красоты по сравнению с желтыми конторскими столами. Однако она все равно оставалась просто мебелью, расставленной на сером ковролине, на фоне белых металлопластиковых окон и гипсокартонных стен. Отличают такие типичные ?безликие? офисы лишь вещицы из личного мира персонала (фотографии, плакаты, календари, статуэтки и т. п.). Возможно, они и согревают душу отдельно взятого сотрудника, но не имеют ничего общего с корпоративным стилем. Сегодня, как утверждают украинские дизайнеры, отношение к своему офису заметно меняется. Появились заказчики, которые уже не просто идут к поставщику или производителю мебели, а с самого начала обращаются к архитектору и дизайнеру. ?Если 2 года назад для обустройства неординарного офиса к дизайнерам в Украине обращались единицы (до 5%), то сейчас, по моим наблюдениям, процент заказчиков нетривиальных офисных интерьеров составляет уже около 10-11%, - говорит Олег Волосовский, архитектор и владелец ?Лофт-бюро?. - В готовые офисы (по минимуму обустроенные прошлыми владельцами, строительной компанией или даже хозяйственным отделом фирмы, но не специально приглашенным дизайнером) вселяются пока большинство компаний - 50%. Почти 20% - те, кто заказывает традиционные интерьеры (часто тяготея к максимализму, нагромождению деталей). И 20% составляют те, кто очень хочет видеть свой офис оригинальным и стильным, однако материально не может себе этого позволить, и поэтому пока вынужден работать в офисах ?без стиля?. Чере

з года два, когда их компании станут мощнее, эти 20% превратятся из потенциальных в реальных клиентов дизайнеров и архитекторов?.

Одной из причин роста количества своих клиентов дизайнеры называют то, что топ-менеджеры стали чаще бывать за границей. В офисах своих партнеров они наблюдают развитую культуру дизайна рабочих помещений. Увиденные идеи или же просто свое вдохновение они привозят в Украину. Подают пример нестандартных решений интерьеров и транснациональные компании, пришедшие на наш рынок. Для них офис - это не только инструмент повышения эффективности работы сотрудников, но и один из способов формирования мнений у клиентов и партнеров.

Загоревшись идеей нестандартного оформления офиса, руководители действуют по двум сценариям. Одни приходят к дизайнеру с готовой идей. Другие полностью доверяются дизайнерам, пытаясь с их помощью создать действительно что-то новое и оригинальное. Работа на уровне проекта, когда архитекторы и дизайнеры решают все вопросы - от идеи до подбора мебели, установки техники и проводки коммуникаций, - новый этап развития этого рынка.

На рост спроса повлиял и временной фактор. Ведь сегодня львиная доля заказчиков стильных интерьеров - это компании, давно существующие на рынке. А в большинстве своем они, как показывают исследования компании ?Энран?, делятся на две группы - одни меняют интерьер раз в 5 лет, другие - раз в 10 лет. И как раз на нынешний год приходится период, когда обе категории занимаются сменой интерьера. И менять, конечно, стараются на более комфортное, стильное и функциональное. Ведь качественные изменения интерьера показывают клиентам, партнерам и конкурентам, что компания развивается, и все у нее идет хорошо. Хотя пока это характерно, в основном, для крупных городов Украины. В небольших региональных городах ситуация напоминает ту, что была около 5 лет назад в Киеве, когда большинство компаний приобретали свои первые стандартные офисы.

О возросшем интересе к оформлению офисного пространства говорит и то, что на всеукраинском конкурсе на лучший интерьер ?ИнтерYear 2004? среди постоянных номинантов - ресторанов и квартир - были представлены и офисы, к оформлению которых их хозяева подошли творчески.



Офис, передающий философию компании



Одним из победителей конкурса ?ИнтерYear 2004? на лучший интерьер стал VIP-клуб BMW Premium Club (часть помещения ?АВТ Бавария?, официального поставщика BMW\MINI в Украину). Авторы проекта - Александр Тимофеев, Александр Дидушок, Сергей Павлюк и Владимир Гайдар.

Успешность работы Сергей Павлюк видит в том, что удалось донести до клиентов марки саму философию BMW, передать лаконичность, надежность и технологичность, с которыми у посетителей офиса должен ассоциироваться автомобиль этой компании. Поэтому в то время, когда мир переходит к мобильной многофункциональной офисной мебели, они воздвигли большую барную стойку и массивную витрину, которая делит помещение на две зоны. Визуально эти элементы воспринимаются как некая константа, которую не так-то легко сдвинуть с места. Сергей Павлюк проводит параллель с дверьми BMW, более тяжелыми, чем у других автомобилей (что позволяет владельцам BMW почувствовать себя более сильными). Коснулись эксперименты дизайнеров и света. Они сделали его ?переотраженным? - то есть источника света не видно, он не бьет в глаза, потому что направлен в потолок. (Кстати, такое освещение решает проблему подвального пространства без окон.)

В интерьере офиса и клуба дизайнеры использовали много натурального темного дерева, металла и стекла, а основным цветом стал белый, так как он присутствует на логотипе BMW.

Генеральный директор компании ?АВТ Бавария? Александр Тимофеев лично придумывал идеи оформления своего офиса. ?Одна из задач офиса - комфортные условия для персонала. Ведь если людям приятно находиться в офисе, они будут лучше работать. Другая - маркетинг, ведь продуманный интерьер помогает продать товар. Я могу подтвердить свои слова тем, что, переехав в новый офис в декабре 2003, мы уже увеличили продажи на 30%. Главное, что я хотел, - это уют и эксклюзивная простота дизайна. Офис должен был быть выдержан в стиле техно. То есть в интерьере должны четко угадываться ассоциации с BMW, чувствоваться скорость. Этому способствует и форма самого помещения, которое устроено так, что в нем нет углов - все стены закруглены. И все помещение ?АВТ Бавария? выдержано в одном стиле, только в зале для клиентов стоит мебель из более качественных и дорогостоящих материалов?.



Офис, говорящий о креативности команды



Шотландское сетевое рекламное агентство Pulse сейчас заканчивает строительство своего нового офиса в Киеве. Каждый из пяти этажей здания, в котором он находится, выполнен в своем стиле. Получился fusion - сочетание так называемого постсоветского стиля и factory (когда некоторые сегменты офиса оформляются под интерьеры советских фабрик, но при этом детали для него покупаются у современных компаний, нередко даже иностранных), а также high-tech и гранжа. То, что обычно скрывают, архитектор Олег Волосовский, наоборот, вывернул наружу: провода, вентиляцию, трубы кондиционеров. Правда, эстетически оформил те же провода в графические изображения на стенах, убрав их в металлорукава. Множество осветительных приборов, которые очень напоминают свисающие ?колокола? на советских фабриках, подсвечивают фактуру стен. Здесь решается сразу несколько задач. Во-первых, чтобы, придя сюда, клиент сразу понял, что он находится не в маленькой фирме, а в большом сетевом рекламном агентстве. Во-вторых, чтобы клиент оценил креативные

возможности агентства. А, в-третьих, чтобы посетитель офиса чувствовал, что работает агентство в Украине, на постсоветском пространстве, и четко ориентируется в местных проблемах, тенденциях и пристрастиях. Шотландский бар (мини-копия киевского бара-ресторана Shooters), который находится на последнем пятом этаже здания, - это единственное, что напоминает о шотландском происхождении компании и ее руководителя Роберта МакНила.



Офис, дающий ощущение свободы



Нельзя недооценивать и то, что архитекторы и дизайнеры способны не только сделать офис стильным, но и устранить его архитектурные недостатки. Для Украины, основное количество офисов которой находится в старых зданиях, эта проблема очень актуальна. Как говорят сами архитекторы, идеальных помещений для офисов не существует.

Например, чтобы сделать изначально небольшое помещение максимально функциональным и просторным, архитектор решил оформить помещение в стиле Loft (в дословном переводе данный термин означает ?мансарда, пространство под крышей?). Этот архитектурный стиль предполагает минимум стен и перегородок в помещении. ?Убрав 12 грузовых машин стен и 10 тонн штукатурки, мы получили помещение таким, каким оно было когда-то задумано, нашли скрытые ниши, второй выход, - рассказывает Олег Волосовский, архитектор офиса Loft, который он построил для своего ?Лофт-бюро?. - Таким образом площадь помещения увеличилась с 86 кв. м до 120 кв. м?. Чтобы максимально расширить пространство визуально, потолок и стены офиса выкрасили в один цвет венге, добавив в краску для потолка перламутр. Теперь в свете, проникающем через большие окна без перегородок, потолок переливается. Кирпичную стенку помещения выкрасили краской, меняющей оттенки в течение дня. Оставлять кирпич нетронутым дизайнеры не захотели - так сейчас делают везде, но вот фактур

у сохранили. По словам дизайнеров, иногда достаточно одной оригинальной детали, чтобы интерьер офиса выглядел необычно.

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com