Комментарий к Постановление КМУ от 26.07.2001 г. № 915
Утверждены тарифы на обязательные услуги по сбору, сортировке, транспортировке, переработке и утилизации использованной тары (упаковки)
Мосейчук В. Комментарий к Постановление КМУ от 26.07.2001 г. № 915 // Дебет-Кредит. Документы для работы . 2001 . 1 января 2001 (№ 33) . С. 74-75
Утверждены тарифы на обязательные услуги по сбору, сортировке, транспортировке, переработке и утилизации использованной тары (упаковки)
Постановлением Кабинета Министров Украины от 26.07.2001 г. №915 "О введении системы сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации отходов в качестве вторичного сырья" (далее - Постановление) утверждены тарифы на услуги по сбору, сортировке, транспортировке, переработке и утилизации использованной тары (упаковки) для всех предприятий, использующих тару для упаковки продукции (в том числе и для импортеров), и установлены минимальные нормы утилизации использованной тары (упаковки) для предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, производящих или импортирующих продукцию в таре (упаковке).
Минэкономики удалось "узаконить" существование созданной под своей эгидой этого государственной компании "Укртарапереработка" и обязать всех производителей продуктов в упаковке платить за ее предполагаемый сбор и переработку отходов. Подобные проекты постановления уже принимались в течение двух последних лет, что вызвало бурный протест как со стороны производителей, так и потребителей, которым в конце концов приходилось оплачивать тарифы на переработку тары.
В то же время производителям уже не стоит волноваться из-за того, что Постановление вступило в силу и теперь всем необходимо платить за услуги по утилизации тары. Ситуация несколько иная. Тарифы касаются только договоров предприятий-производителей (импортеров) с подконтрольным Министерству экономики предприятием "Укрэкокомресурсы", и пока нет Закона, обязывающего предприятия заключать с "Укрэкокомресурсами" договоры на переработку (очевидно, какой-то Закон вскоре появится, иначе Постановление будет "мертвым").
Тарифы также вступают в силу только после утверждения Порядка сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации использованной тары (упаковки) и Порядка осуществления таможенного оформления импортных товаров в таре (упаковке) и применяются только к минимальным нормам утилизации использованной тары (упаковки). А эти порядки пока Кабинетом Министров Украины не утверждены, поэтому тарифы остаются недействительными. К тому же предприятиям необходимо будет оплачивать тарифы не за всю использованную тару, а только по минимальной норме утилизации, составляющей в процентах к общей массе тары (упаковки): в 2001 году - 5, 2002-м - 5, 2003-м - 10, 2004-м - 15, 2005-м - 20.
Таким образом, в 2001-2002 годах необходимо будет уплачивать тарифы только за двадцатую часть использованной тары (5 процентов), но и это не будет содействовать удешевлению продукции, для которой используется тара.
Существуют и льготы по применению тарифов: действие Постановления не распространяется на тару (упаковку) экспортной продукции, хлеба, хлебобулочных изделий и молока, продукции гуманитарной и технической помощи. А для продукции детского питания и медпрепаратов применяются скидки в 50 процентов.
Также Постановлением установлено, что предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, использующие тару (упаковку) для упаковки и транспортировки продукции, могут самостоятельно обеспечивать ее прием и утилизацию или заключать договоры с другими специализированными предприятиями о предоставлении им услуг по сбору, сортировке, транспортировке, переработке и утилизации их использованной тары (упаковки). А выполнение вышеназванных условий дает право не оплачивать установленные тарифы на переработку тары государственному предприятию.
Тарный сбор будет контролировать Государственная комиссия по контролю за ценами
Негативный оттенок Постановлению придает тот факт, что "тарные" тарифы фактически являются новым налоговым платежом (предприниматели и бухгалтеры, вероятно, назовут его тарным сбором), тем более что непосредственно на переработку и утилизацию тары в "Укрэкокомресурсы" будет поступать только 5 процентов полученных от предприятий денежных средств. Остальные будут распределяться через централизованные фонды, связанные с переработкой тары.
Это косвенно подтверждает, что за переработку отходов упаковки Постановлением введены экономически необоснованные тарифы, ведь если 5 процентов обеспечат прибыль государственному переработчику, то почему надо переплачивать 95 процентов?
Отрадно, что контроль за выполнением Постановления возложен не на ГНА Украины, а только на Государственную инспекцию по контролю за ценами, хотя по экологическим вопросам контролировать выполнение Постановления должно Минэкоресурсов (в то же время, в соответствии с частью третьей статьи 13 Закона Украины от 03.12.90 г. №507-XII "О ценах и ценообразовании", государственные органы, осуществляющие контроль за ценами, и их должностные лица имеют права, выполняют обязанности и несут ответственность, предусмотренные Законом Украины "О государственной налоговой службе в Украине", кроме полномочий, предусмотренных пунктами 6 - 9 статьи 11 указанного Закона). Государственная инспекция по контролю за ценами должна контролировать цены, а не процесс переработки тары.
Ничего не сказано об обязательных тарифах на переработку тары для всех предприятий и в Положении о Государственной инспекции по контролю за ценами, утвержденном Постановлением Кабинета Министров Украины от 13.12.2000 г. №1819 "Вопрос Государственной инспекции по контролю за ценами" (см. "Документы для работы" №1/2001).
В то же время утвержденные Постановлением тарифы являются государственными, однако это не значит, что прочие переработчики не имеют права устанавливать их ниже или выше. Поэтому Государственная ценовая инспекция по контролю за ценами здесь ни при чем. Ведь, в соответствии с Приказом Минэкономики и Минфина от 07.07.98 г. №93/141 "Об утверждении Инструкции о порядке применения экономических и финансовых санкций органами государственного контроля за ценами", нарушениями порядка установления и применения цен, за которые налагаются экономические санкции, считаются, в частности:
- начисление не предусмотренных законодательством наценок к регулируемым ценам и тарифам;
- применение свободных цен и тарифов на продукцию (работы, услуги) при условии введения для них режима государственного регулирования;
- применение цен на продукцию (работы, услуги) с рентабельностью, уровень которой превышает установленный в соответствии с законодательством предельный;
- применение цен (тарифов) с нарушением введенного порядка обязательного декларирования их изменения;
- завышение или занижение размера предусмотренных законодательством налогов и обязательных сборов, включаемых в структуру цены, или их невключение в структуру регулируемой цены;
- включение в структуру регулируемых цен (тарифов) не предусмотренных законодательством расходов или расходов сверх установленных размеров;
- включение в стоимость продукции и услуг, цены на которые регулируются, фактически не выполненных или выполненных не в полном объеме услуг (работ);
- применение торговых и снабженческо-сбытовых надбавок (наценок) сверх установленного предельного уровня;
- применение цен и тарифов с нарушением других введенных методов регулирования.
Что касается тары, применить какое-либо из перечисленных выше оснований для применения санкций трудно.
Другое дело - в отношении Министерства экологии и природных ресурсов. Так, в соответствии с пунктом 7 Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 29.05.2000 г. №724/2000, данное министерство осуществляет, в соответствии с законодательством, государственный контроль за соблюдением норм и правил в сфере обращения с отходами, каковыми является использованная тара.
Тем более, что именно это министерство выдает лицензии для проведения операций по заготовке макулатуры, полимерных отходов и материалов текстильных вторичных. Значит, логично, если операции по утилизации тары будет контролировать Минэкоресурсов, а не Государственная ценовая инспекция.