Сухо и комфортно
Производители сухих строительных смесей идут по пути расширения и структурирования своего бизнеса
Чекалов С. Сухо и комфортно // Контракты . . 31 мая 2004 (№ 22) . С. 42-43
Производители сухих строительных смесей идут по пути расширения и структурирования своего бизнеса. При этом главной их задачей является удешевление своей продукции.
Бум на рынке смесей: больше, мощнее, дешевле
Настоящий бум на рынке сухих строительных смесей, начавшийся в 2002 году с ростом объемов строительства и удешевления ССС, продолжится и в нынешнем. В частности, объем рынка, по оценкам экспертов, достигнет 400 тыс. т. При этом 70% сбыта будут обеспечивать покупатели-индивидуалы и небольшие ремонтно-строительные бригады. Количество средних и крупных специализированных компаний в отрасли достигло в этом году 30, а еще около 100 производят ССС как сопутствующую продукцию. Все это свидетельствует о том, что до заполнения рынка еще очень далеко.
Однако к увеличению объемов продаж производителей подталкивает не только покупательский спрос, но и потребность удешевления процесса производства. Поэтому многие компании развивают свою сырьевую базу. В частности, в прошлом году ?Кнауф Гипс Киев? инвестировал в предприятие ?Деконский гипс? в городе Соледаре Донецкой области около 5 млн евро. Благодаря этому предприятие увеличило темпы добычи гипсового камня в десять раз ? до 30 тыс. т в месяц, что позволило ?Кнауфу? отказаться от поставок из Молдовы. В этом году ?Кнауф? намерен построить в Донецке, поближе к сырьевой базе, завод по производству сухих строительных смесей на гипсовой основе. Уже сейчас эксперты рынка оценивают намерения ?Кнауфа? как начало нового передела рынка в борьбе за дешевое собственное сырье и географическое распределение производств с целью уменьшения производственных затрат. А на рынке ССС вообще ожидается переворот ? отечественная продукция станет, наконец, конкурентноспособной турецкой по цене и качеству. В результате турецкие производители, которые до недавнего времени доминировали на украинском рынке благодаря очень низким ценам при довольно высоких природных характеристиках используемых гипсов, могут потерять значительную часть покупателей.
Привязывается ближе к сырью (балаклейский цемент и белгородский мел) и ?Хенкель Баутехник? (Украина): в июле компания открывает в Харькове второй свой завод в Украине. Он будет мощнее первого, вышгородского (150 тыс. т в год), и начнет выпускать новые виды продукции. В это предприятие ?Хенкель Баутехник? (Украина) инвестирует около 6 млн евро. Сырье на новый завод будет поставлять ?Балцем?, который уже осуществляет поставки на вышгородское предприятие. По словам генерального директора компании ?Хенкель Баутехник? (Украина) Владимира Сохи, новый завод по производству ССС на основе цемента строится с учетом дополнительного увеличения производственных мощностей ? в следующем году планируется введение дополнительной линии.
Еще одно предприятие из группы лидеров ? ?Фомальгаут? ? тоже поддалось общей тенденции движения к сырью. В апреле фирма купила имущественный комплекс завода-банкрота ?Ковельстройиндустрия? ? производителя извести с собственным карьером.
В другой важной сырьевой базе ? возле Каменец-Подольского (рядом цементный завод и месторождения гипса) ? в конце прошлого года построила свой новый завод мощностью 60 тыс. т смесей в год киевская фирма ?ТРСТ?.
Близость сырья решает не все
Таким образом сырьевой фактор для производителей сухих строительных смесей стал важнее, чем транспортный, или наличие по соседству большого рынка сбыта (города-миллионника). Однако новые предприятия возникают не только вблизи сырьевых баз. Например, ?Павлограджилстрой? начал сооружение нового завода мощностью 100 тыс. т смесей в год (аналогичный первому) в Павлограде, а фирма ?Ювента? строит завод мощностью 20 тыс. т в год в Славуте Хмельницкой области.
Однако в нынешнем году даже приближение производства к сырьевой базе не всегда помогает снизить себестоимость, если, конечно, сырье не собственное. В последнее время наметилась тенденция к росту цен на сырье, стоимость составляет 80% себестоимости смесей. Однако и с этой проблемой предприятия пытаются справляться. Например, ?Хенкель Баутехник? (Украина) совсем недавно объявила о том, что не собирается повышать цены на свою продукцию вплоть до точки безубыточности. Скорее всего, компания будет покрывать недополученные прибыли за счет расширения ассортимента продукции и, соответственно, рынков сбыта. Уже сейчас ассортимент вышгородского завода компании увеличился до 300 позиций.
Тем не менее для отечественных производителей точка безубыточности уже близко. Ведущие производители считают, что отрасль пожинает плоды жесткой ценовой конкуренции ? дальше дешеветь сухим строительным смесям некуда. Поэтому на нынешний год прогнозируется подорожание смесей и отход производителей от ценовых методов конкуренции. Однако повышение цен будет сопровождаться расширением сферы сбыта: производители прогнозируют рост рынка еще на 20%. Впрочем, увеличение спроса будет носить преимущественно экстенсивный характер ? как и во все предыдущие годы самыми популярными будут клеи для плитки, на которые приходится около 40% объемов производства (150 тыс. т в прошлом году).