Сделаем жизнь красочной
Малиновский Б. Енакиев И. Сделаем жизнь красочной // Галицькі контракти .-- .--27 мая 2002 (№ 21) .-- С. 22-25
Малиновский Б. Енакиев И. Сделаем жизнь красочной // Галицькі контракти . . 27 мая 2002 (№ 21) . С. 22-25
Все, кто побывал на Западе, удивляются, какое там все красочное и будто новенькое. А все благодаря качественным краскам. В апреле начался новый сезон активной продажи лакокрасочных материалов. В этом году не предвидится таких масштабных работ по покраске фасадов, как в прошлом, когда местные власти готовились к первому юбилею независимости и очередным выборам.
Однако операторы рынка в этом году фиксируют примерно 10-процентный рост спроса как на отечественные, и на импортные краски по сравнению с минувшей весной. Значит, мир вокруг станет еще ярче.
Тенденции
Цены на лакокрасочную продукцию ежегодно увеличиваются на несколько процентов
Машиностроители потребляют около 40% всей лакокрасочной продукции. Прежде всего это грунтовки, автоэмали, антикоррозийные краски и покрытия
Объемы закупок красок строительными организациями в 2?2,5 раза превышают объемы приобретения покупателями-индивидуалами
Стремление подчеркнуть натуральность деревянных окон и дверей привело к некоторому снижению спроса на краски для внутренних работ из дерева и повышению спроса на столярные лаки
Предоставление лакокрасочной продукции в кредит торговым точкам сокращается
Перспектива за строительными супермаркетами, а единственным преимуществом специализированных магазинов считается более высокий уровень подготовки продавцов-консультантов
Растет спрос и на водорастворимые виды красок, где вместо токсичного растворителя применяется обычная вода
Массированная реклама эффективна только в высшем ценовом сегменте. Для массовых красок, где покупатели ? строительные организации, вся реклама сводится к демонстрации окрашенных объектов
На рынке представлена почти вся палитра
Украинский рынок лакокрасочной продукции заканчивает формироваться ? здесь можно найти продукцию всех ведущих производителей
Отечественное производство и импорт из Европы растут одинаковыми темпами
Потребность украинского рынка в лакокрасочных материалах специалисты ведущих отечественных предприятий оценивают на этот сезон в 150?200 тыс. т. Примерно 70?80% рынка (здесь и далее ? в весовом выражении) занимают отечественные лакокрасочные предприятия, выпускающие в общей сложности 130?150 тыс. т (по данным Госкомстата ? 120 тыс. т за прошлый год). Среди более чем десятка старых мощных лакокрасочных заводов выделяются Днепропетровский ЛКЗ, один из крупнейших в СНГ, ежегодно выпускающий 30?35 тыс. т лаков и красок, киевское ЗАО ?Лакма? (6 тыс. т в год) и ?Сумыхимпром?.
Начиная с 1994-95 годов стали появляться новые лакокрасочные предприятия малой и средней мощности. Сейчас их количество достигает 50?60, а некоторые из них по объемам производства сравнялись со старыми лакокрасочными заводами, загруженными сегодня в среднем на 30%.
В текущем году опрошенные ?Контрактами? производители прогнозируют рост объемов производства ориентировочно на 5?15%. Такие надежды основаны на медленном, но устойчивом экономическом росте, и на таможенной политике государства. В минувшем сезоне парламент, стремясь освободить от НДС импорт печатных красок, ввел льготы и для других видов красок и отметил их только в декабре. В результате в прошлом сезоне на рынок попало много дешевой продукции из соседних стран. Так, краски российского производства продавались на 20?30% дешевле отечественных аналогов. В нынешнем сезоне импорт лакокрасочной продукции из России и Беларуси значительно сократился, и оттуда ввозились только те виды, которых в Украине либо не хватает (например, автоэмали), либо не выпускаются вообще.
Однако в целом импорт лакокрасочной продукции в текущем сезоне, по прогнозам операторов рынка, возрастет, как и отечественное производство, на 10?15%. Увеличение объемов импорта, как ожидается, произойдет за счет продукции шведских, финских, немецких, голландских, польских фирм, уже хорошо закрепившихся на украинском рынке.
Растет спрос на краски высшего и среднего класса
Рост объемов продаж специалисты прогнозируют в среднем и высшем ценовых сегментах. Так, доля дорогой лакокрасочной продукции впервые превысит 10% в натуральном выражении, а в денежном достигнет 40?50% рынка.
Среди дорогой продукции, представленной на украинском рынке, следует отметить прежде всего марки Tikkurila (Финляндия), Sadolin (концерн Akzo Nobel), Vivacolor (концерн Baltic Color, Швеция), Сaparol (Германия), CAP, Oikos (Италия). Их краски для строительства стоят минимум 17 грн/л, а в среднем 30?40 грн/л. Качество дорогой, впрочем, как и дешевой, продукции, по отзывам специалистов, в целом отвечает уровню цены.
Вышеупомянутые производители предлагают широкий ассортимент лакокрасочной продукции, каждый вид которой максимально приспособлен для определенного вида работ. Примером могут служить лак для саун, выдерживающий температуру до 120 градусов, или выпускают краски с текстурной поверхностью (имитация мрамора, шелка и т.п.).
К конкурентным преимуществам скандинавских производителей на украинском рынке относится широкий ассортимент лаков и красок для дерева, а также то, что они идеально подходят для нашего климата.
Отечественные производители осваивают специальные краски
Средний ценовой сегмент (цена краски для строительных работ ? 8?25 грн/л) занимает до 40% украинского рынка и также демонстрирует тенденцию к росту. Он представлен продукцией ряда достаточно раскрученных на украинском рынке марок, главным образом европейских ? Sniezka, Hajduki, Hirsch-Pol (Польша), Feidal, Dufa, Mipa (Германия), Jobi (Голландия), Marshall (Турция), Eskaro (Эстония), ?Лакокраска? (Лида, Беларусь). В этом сегменте работают и некоторые отечественные производители, применяющие иностранные технологии ? украинские заводы Sniezka и Jobi, австрийско-украинское СП ?БНС-Краска? и еще одно предприятие, построенное немцами в Днепропетровске. Сейчас в этот сегмент рынка входит ?Лакма? ? в прошлом году предприятие первым в отрасли получило сертификат качества ISO 9001.
Производители продукции средней ценовой категории подтягиваются к скандинавам, насколько это позволяет технология, как по ассортименту, так и по качеству. Среди отечественных производителей сегодня модернизируют производство и осваивают специальные виды продукции (краска для разметки дорог, антикоррозийное покрытие для металлоконструкций) ?Лакма? и ?БНС-Краска?. Первая стремится выпускать широкий ассортимент красок на все случаи жизни, другая сейчас готовится начать выпуск алкидных смол ? сырья для эмалей.
Среди этой ценовой группы на рынке, по словам специалистов, наблюдается заметная разница в качестве, что объясняется наличием у одних и тех же польских и немецких фирм различных видов продукции ? специально предназначенных для обеспеченных и бедных покупателей. Например, у Dufa есть продукция такой же ценовой группы, как Tikkurila, но на украинском рынке она представлена в основном дешевыми видами красок. Кроме того, ?раскрученные? в Украине импортные марки активно подделывают.
К нижнему ценовому сегменту относится продукция отечественных лакокрасочных заводов и многих небольших предприятий по цене до 8 грн за литр пентафталевой эмали ? самой ходовой из дешевых красок. Ассортимент у таких производителей насчитывает иногда 5?10 позиций, а конкурируют они между собой исключительно за счет цены.
Они в значительной степени ориентируются на индивидуальных покупателей, а также на бюджетные организации, жэки и на строительные организации, выполняющие заказ местных властей в регионах. Поэтому в связи с тем, что работы, приуроченные к юбилею независимости, закончились, объемы продаж дешевой продукции, по оценкам операторов рынка, не возрастут, а, вероятнее всего, даже сократятся. Однако нижний ценовой сегмент продолжает занимать 40?50% рынка.
Богдан МАЛИНОВСКИЙ
Лучший клиент тот, кто покупает вагонами
Производители и импортеры лакокрасочных материалов больше всего ценят строителей, хотя значительные надежды возлагают на машиностроителей
По статистике, наибольшие объемы лакокрасочной продукции покупают производители и владельцы транспортных средств и других машин и оборудования. Однако машиностроители сейчас переживают трудные времена. Поэтому производители и поставщики красок больше внимания обращают на строительные организации, все больше перебирающие на себя выбор красок даже при ремонте квартир. А их клиенты с каждым годом выдвигают все более высокие требования к качеству, долговечности и экологичности красок. Цены на краски стабильны, как курс гривни, ? продукция ?Лакмы?, например, подешевела за год аж на 3%. Динамика цен остальных производителей подобная.
Рынок движется к углублению специализации
Уже довольно долгое время на лакокрасочном рынке универсальные виды красок сдают позиции специальным, предназначенным для определенного ограниченного набора работ. И, соответственно, у каждого вида красок есть свой круг потребителей, выполняющих эти работы.
Наибольшие объемы красок, ввиду коррозионной устойчивости, традиционно наносятся на металлические поверхности ? автомобили, станки, сельхозтехнику, трубопроводы и т.п. Например, в России с ее более развитой, чем в Украине, автомобильной промышленностью машиностроители покупают свыше половины всего объема красок. В Украине они потребляют около 40% всей лакокрасочной продукции. Прежде всего это грунтовки, автоэмали, антикоррозионные краски и покрытия.
Рынок автоэмалей имеет свои характерные особенности. Здесь, в отличие от лакокрасочного рынка в целом, преобладает импорт. Наибольшее количество красок (в тоннаже) импортируется из России (ТМ ?Вика? ярославского завода ?Русские краски?) и Беларуси (ОАО ?Лакокраска? из Лиды). Сейчас их используют в основном для ремонта автомобилей, выпущенных в странах СНГ. Этот сегмент рынка они вынуждены делить с ?Лакмой? и все больше ? с западными производителями (Sadolin, Helios, Tikkurila). Во всяком случае, представители ?Лакокраски? в Украине сетуют на резкое снижение объемов реализации в нынешнем сезоне по сравнению с предыдущим. Специалисты считают, что благодаря более низкой энергоемкости краски западных производителей, не требующие воздушной сушки, становятся более популярными при ремонте автомобилей даже несмотря на то, их цена заметно выше (до 60 грн/кг при 9?19 грн/кг у ?Лакокраски? и ?Лакмы?).
Производители другой машиностроительной продукции, по словам красочников, ориентируются на отечественные краски, причем не самые дорогие, ввиду финансовых затруднений. Поэтому в нынешнем году ожидается незначительный прирост потребления краски машиностроителями ? в пределах 5?10%.
По этим же причинам медленно осваивает украинский рынок и революционная новинка в лакокрасочной промышленности ? полимерные порошковые краски. На сегодняшний день они завоевывали 15% мирового рынка красок благодаря своей экономичности (вместо трех слоев на поверхность наносится один, производительность труда возрастает в 1,5?2 раза). Сейчас на украинский рынок поступают краски французского, немецкого, чешского и турецкого производства, а ряд предприятий развивает услуги по нанесению порошковых красок.
Строители уже перебирают красочными ?харчами?
Продукция, используемая в строительстве и ремонтно-отделочных работах, ? интерьерные и фасадные краски, лаки для столярных изделий и паркета, грунтовки, по сравнению с красками для металла, ? гораздо более динамичный сегмент рынка. В текущем году операторы рассчитывают на дальнейшее увеличение объемов реализации строительных красок, хотя такой кампании ?косметических? ремонтов, как в прошлом перед юбилеем независимости, не намечается.
Сегодня строительство потребляет около половины лакокрасочной продукции, продающейся в Украине. Операторы рынка делят ее на два сегмента ? интерьерных и фасадных красок. Первых потребляется в среднем ценовом сегменте в 1,5, в высшем ? в 3 раза больше, чем вторых. Однако покупают их все чаще одни и те же клиенты ? строительные организации. По мнению специалистов, это вызвано тем, что теперь меньше граждан выполняют ремонты самостоятельно.
По оценкам фирмы ?Евроколор?, объемы закупок красок строительными организациями в 2?2,5 раза превышают объемы приобретения покупателями-индивидуалами. Поэтому поставщики красок сейчас заманивают строительные фирмы тем, чем до кризиса 1998 года ?баловали? торговую сеть ? скидками, отсрочками оплаты. Строители теперь запросто могут напрямую заказать у импортеров и части отечественных производителей 20 и даже 10 кг краски. Импортеры также организовывают обучение персонала наиболее лояльных строительных фирм в тренинг-центрах ведущих западных фирм-производителей. В то же время объем предоставления лакокрасочной продукции в кредит торговым точкам сокра