Операторы о рынке
Проблемы лакокрасочного рынка
Операторы о рынке // Лакокрасочные материалы и их применение. 2003 . №6. C. 24-25
Состояние отечественной экономики в настоящее время оставляет желать лучшего, слишком уж много у нее всевозможных ?болячек?, мешающих ей вздохнуть спокойно и радостно полной грудью. Но, как известно, о собственных болезнях люди говорят с большим интересом, чем о чужих, поэтому при подготовке этого рекламно-информационного выпуска мы решили провести ?круглый стол? и поговорить на такую животрепещущую для операторов рынка тему, как ?Болевые точки лакокрасочного рынка?. Всем участникам ?круглого стола? были заданы одни и те же вопросы:
? качество представленных на отечественном рынке лакокрасочных материалов и выполняемых ими робот;
? влияние недобросовестной конкуренции на формирование отечественного рынка;
? отечественная нормативная база, ее влияние на качество и формирование отечественного рынка.
Оценку, данную украинскому рынку лакокрасочной продукции руководителями некоторых ведущих отечественных фирм, мы и приводим в этом спецвыпуске.
Владимир Шевченко, региональный менеджер по маркетингу компании ?Akzo Nobel Decorative Coatings?:
- На украинском рынке в настоящее время представлены лакокрасочные материалы, которые по качеству соответствуют всей существующей палитре, начиная от высококачественных, дорогих и заканчивая дешевыми, низкокачественными, а также откровенными подделками под известные торговые марки. Однако в последнее время наши соотечественники начинают понимать, что в конечном итоге целесообразнее использовать качественные ЛКМ, которыми можно покрасить поверхность всего два раза и получить хороший результат, в то время как материалы более низкого качества приходится наносить 3 или даже 4 раза.
Однако проблема качества осложняется также еще и тем, что в Украине специалистов, которые умеют правильно, грамотно использовать качественные импортные краски, еще немного, у подавляющего большинства отсутствуют необходимые знания, опыт. При выполнении работ специалисты должны четко понимать, на какую подложку будет наноситься краска, обязаны принять правильное решение об используемом фунте, определить какой краской была покрашена поверхность раньше: алкидной или акриловой. Без этого, даже используя хорошую краску, они не всегда могут получить должный эффект. Сотрудники компании ?Akzo Nobel? неоднократно сталкивались с подобными явлениями, поэтому компания, создав во всех областных городах Украины сервисные центры, также возложила на них просветительскую задачу -обучение правильному применению.
Зафиксировано также несколько случаев продаж поддельных, точнее, разведенных чем-либо материалов ?Akzo Nobel?. Несколько таких фактов продаж было обнаружено на базарах.
Есть еще одна очень серьезная проблема. К сожалению, процедура сертификации у нас в стране очень длительная и дорогостоящая. С одной стороны, существующая система очень громоздка, с другой стороны, ныне действующий подход, на мой взгляд, не совсем верный. Существует ряд производителей с хорошей репутацией, их продукция проверяется уже далеко не один год, поэтому у меня вызывает сомнения необходимость проверять каждый раз очередную ввозимую в Украину партию. За качеством следят и в Европе, выдавая сертификат ISO, который действует в течение нескольких лет. Поэтому и у нас, при необходимости можно было бы проверять продукцию выборочно или полностью признавать такие сертификаты.
Ситуация в данном случае затрудняется еще и тем, что на рынке присутствует большое количество ЛКМ, ввозимых полулегально. Выходом может быть, например, составление перечня фирм-импортеров, которые ввозят абсолютно легально, на протяжении многих лет и пусть этот список находится у таможенников.
Юрий Учускин, генеральный директор компании ?Деко?:
- Качество -понятие относи-тельное для нашего рынка из-за достаточно низкой культуры потребления. Качественную продукцию некоторые определяют по цене, другие по красивой упаковке, третьи по надписям, четвёртые по клейму MADE IN... На самом деле операторы рынка могут определять качество ЛКМ, в первую очередь, по сырью, которое использует производитель, по стабильности качественных показателей продукции от партии к партии, по стандартам производства, имеющимся у производителя, по соответствию заявленного на этикетке содержащемуся в банке и по многим другим техническим показателям. Качественную продукцию можно изготовить только в условиях современного высокотехнологичного капиталоёмкого производственного комплекса, имеющего привязку к высококачественной сырьевой базе, к современным научным разработкам в этой области, к успешной дилерской сети. К сожалению, наши отечественные производители не могут сегодня адекватно конкурировать с иностранными концернами, оперирующими на рынке не первый десяток лет и владеющими всем выше перечисленным. Конкурентная борьба между нашими заводами заостряется не на качестве продукции, а на цене за один килограмм; не на удовлетворении клиента, а на валовом объёме производства для снижения затрат; не на технологических новинках, а на плохом копировании чего-то у кого-то; не на маркетинге в целом, а на замене серой этикетки на полноцветную.
К сожалению, таблица Менделеева едина для всех, и химию никто ещё не отменил. Поэтому все чудеса заявляемые в рекламных компаниях о мировом качестве ЛКМ по украинским ценам - это, скорее всего, недобросовестный рекламный ход оператора рынка, потому что купить большую часть компонентов необходимых для высококачественных ЛКМ можно лишь на мировом рынке и не за украинские деньги.
Не отменили еще и законы физики. Считать стоимость покупаемой краски по цене одного килограмма, это преступление против своего кошелька или бюджета своей организации. По- ( купатель платит за определённый цвет, определённую толщину плёнки с определёнными физико-механическими характеристиками, за безопасность и удобство работы, за сокращение времени и затрат на нанесение, но никак не за один килограмм, он не решает проблему покупателя ЛКМ. Высококачественные лакокрасочные материалы не могут быть дешевыми в пересчёте на единицу объёма или веса. Они могут быть очень дешевыми при расчёте цены владения приобретённым решением, - квадратным метром, или эстетикой, или долговечностью, или ещё каким-то показателем.
Существует проблема недобросовестной конкуренции. Мы её фиксируем при исследовании рынка ЛКМ. Проблема в фальсификации самим производителем данных на этикетке, т.е. не соответствие написанного содержимому. От этой проблемы страдает в первую очередь потребитель, затем бренд, затем оператор, затем рынок в целом. Лучший метод борьбы с этим явлением требовать от оператора доказывать качество предлагаемого материала не на словах, а на тестовых таблицах, на специальных стендах, толщиномерами вискозиметрами и т.д.
Мы встречаем в своей работе много нареканий на низкий уровень квалификации исполнителей. Объясняется это тем, что во всем мире методики использования продвигает тот, кто продает товар. Он объясняет пользователю, что это за материал, особенности приготовления, технологию использования, хранения и утилизации. Я убежден, что знания о новых материалах должны нести операторы рынка. Кроме культуры потребления должна быть культура сбыта. На нашем рынке это скорее исключение из правил, чем правило. А жаль.
Сергей Хоменко, директор компании ?Деловое сотрудничество?:
- Сегодня широким ассортиментом, практически всем спектром видов продукции и торговых марок лакокрасочных материалов (ЛКМ) могут похвастаться очень немногие торговые предприятия. В Киеве, например, среди таких я бы назвал магазины и предприятия ?Анжио?, ?Новая линия?, ?БудМакс?, ?Декор сервис?, в которых, по моим наблюдениям, представленная продукция в максимальной степени отражает ситуацию на украинском рынке. Но сейчас проблема заключается не только в том, чтобы приобрести хорошую, качественную продукцию, а в информированности потребителя, который в большинстве случаев был ?воспитан? на трех видах ЛКМ - масляных, ПФ, нитро. Сейчас же выбор очень большой: в первую очередь, предлагаются акриловые водно-дисперсионные краски, имеющие различные свойства - и антиникотиновые, и паро- и воздухопроницаемые, и антисептические. Цветовая палитра красок очень велика и достигает 7000 цветов. Поэтому львиная доля нашего рабочего времени уходит на то, чтобы сделать покупателя более просвещенным, образованным. Подавляющее же большинство наших соотечественников оценивают ЛКМ только по одному, реже двум критериям. Чаще всего пользуются такими показателями, как расход и стоимость одного литра, и только считанные единицы интересуются долговечностью данного покрытия.
Отечественные ЛКМ высокого качества -продукция Днепропетровского и Одесского заводов; киевского завода ?Лакма?. В то же время несколько десятков отечественных изготовителей при производстве своей продукции продолжают ориентироваться только на два уже названных показателя - цена и расход на квадратный метр, совершенно не заботясь при этом об эксплуатационных свойствах. Стремясь к снижению себестоимости продукции, ряд отечественных производителей используют более дешевые и, соответственно, более низкого качества ингредиенты, что, разумеется, отражается на качестве конечной продукции.
Говоря о качестве, необходимо также вспомнить и тот факт, что на рынке присутствует большое количество подделок продукции известных торговых марок. В первую очередь это касается ЛКМ, выпускаемых ведущими отечественными производителями. Изготавливают эти фальсификаты, как правило, кустарным способом, что называется ?в гараже?, так как сейчас приобрести основные компоненты, тару, этикетки проблем не составляет, а потребитель выявляет качественные параметры свойства только спустя месяц-два, когда предъявлять кому бы то ни было претензии уже поздно. Но цена такой, с вашего позволения сказать, продукции - низкая, что и привлекает определенную категорию потребителей.
В значительной мере проблема качества обусловлена также тем, что отечественные стандарты очень устарели, они не отвечают нынешней ситуации. Но большинство импортной лакокрасочной продукции в Украине имеет сертификат ISO 9001, который уже сам гарантирует качество, причем на всех этапах, начиная от поставок компонентов и заканчивая утилизацией тары. Но несмотря на то, что в настоящее время ЛКМ не состоят в перечне материалов, которые должны проходить обязательную сертификацию, я считаю, что даже при наличии стандарта ISO нельзя отказываться от проверки импортной продукции на экологическую безопасность, которую проводит украинский НИИ им.Медведя. В данный момент, по моему мнению, достигнут оптимум контроля. Другое дело, если предлагать, например, огнезащитную краску, в этом случае среди контролирующих органов должен быть также и НИИ пожарной безопасности.
Игорь Болдырев, коммерческий директор компании ?Химрезерв?:
Сегодня на украинском рынке присутствует продукция, качество которой имеет очень широкий диапазон: от очень низкого до очень высокого. Существует и довольно много импортных материалов хороших, можно даже сказать, отличных, и, мягко говоря, удовлетворительных. Много низкопробной продукции поступает к нам из Польши, Словакии, Румыния, Болгария. Однако в последнее время наш потребитель уже понял, что к чему, и сейчас низкокачественные ЛКМ ввозят из Германии, стран Скандинавии, то есть из государств, в которых выпускаются всемирно известные торговые марки. Иногда этикетки на банках с этими красками имитируют популярные у нас бренды.
Представлен целый ряд и отечественных ЛКМ, имеющих очень даже приличные характеристики, но обладающих в то же время одним немаловажным достоинством - их цена приемлема для отечественных кошельков. Основная беда украинских производителей - неумелое ведение маркетинга: слабая организация техники продаж, рекламы, мало внимания уделяется упаковке товара, ее привлекательности.
Еще одна наша острая проблема - низкий уровень квалификации специалистов, применяющих ЛКМ, их слабое знание технологий нанесения. Например, в Киеве есть техникум, готовящий маляров, преподаватели которого до сих пор учат студентов, что перед нанесением ЛКМ стены следует проолифить. Поэтому вполне естественно, что выпускники этого техникума не знакомы с новыми ЛКМ, не умеют их применять.
Другой причиной, влияющей на качество работы с ЛКМ - наш менталитет, наша бедность, стремление везде и на всем сэкономить. На банках производители указывают, что поверхность следует подготовить, прогрунтовать и только после этого уже красить, выдерживая при этом необходимый временной интервал между нанесен