Технологии строительства и деревообработки.

Жужжание (т/д)релей

Обзор отечественного рынка электроинструментов

Самбрус Е. Жужжание (т/д)релей // Строительство и реконструкция . . 5 декабря 2002 (№ 12) . С. 27-30

Широчайшее разнообразие строительных работ, их сложность, а зачастую и неудобство их проведения требуют применения не менее широкого набора разнообразных электрических инструментов. Электроинструмент ? неотъемлемый атрибут подавляющего большинства как мелких, так и крупных строительных фирм, существенно облегчающий их труд.



Классификация электроинструментов



Классификацию электроинструментов можно проводить по различным критериям. Например:

? по степени использования электроинструмента;



? по обрабатывающему материалу (металлообрабатывающий, деревообрабатывающий и другие);

? по стоимости и качеству (часто можно слышать: западный, отечественный или китайский инструмент).

Специалисты разделяют электроинструмент по сервисному обслуживанию, начиная с организации продаж (специализированные магазины или рыночные лотки) и заканчивая гарантийным и послегарантийным ремонтом (наличие запасных частей, широта охвата сервисными мастерскими). Но, в основном, специалисты классифицируют электроинструмент по его использованию:

1.1. Профессиональный. Критерии его определения следующие:

? высокая стоимость;



? самый высокий ресурс (временной промежуток) работы на отказ, предполагающий интенсивную эксплуатацию, то есть высокая степень надежности;

? наличие значительных гарантий от производителя (замена или ремонт в период гарантийного срока);

? достаточный запас мощности для стабильной работы без перегрева;

? наличие многофункциональной электронной или механической регулировки (плавное увеличение выходной мощности), предотвращающие резкие рывки при пуске, фиксировании, плавное регулирование скорости вращения привода, стабилизация скорости вращения при увеличении нагрузок, защита от перегрузок (отключение или сигнализация при перегрузках), установление максимального крутящего момента (используется в шуруповертах);

? высокая экономическая отдача (производительность, эргономичное исполнение, повышенный срок службы, в том числе, в агрессивной среде, например, наличие абразивной пыли при резке камня или бетона);

? широкий перечень дополнительных приспособлений, таких как: отсос продуктов (стружки или пыли) из зоны обработки или линеек (шаблонов) для прямолинейного или фигурного реза;

? наличие средств защиты от поражения током, стружки, брызг и т.п.

1.2. Бытовой. Параметры его ?опознания? на рынке такие:

? минимальная цена (основной критерий, определяющий остальные функции);

? минимальный ресурс работы, предполагающий эпизодическое использование в быту: например, пара отверстий в год под новую полку (главное, чтобы инструмент был под рукой);

? минимальные гарантии, а часто и вообще их отсутствие, особенно на инструмент, реализуемый на рынках;

? минимальный запас мощности (часто даже декларируется более высокая мощность, чем есть на самом деле, что предполагает кратковременную работу с перерывами);

? отсутствие, каких либо дополнительных функций и приспособлений.

Между ?профессиональным? и ?бытовым? инструментом многие производители позиционируют изделия со средними показателями ? так называемые ? ?полупрофессиональные? электроинструменты. Как правило, у торговых марок существует от одного до трех классов электроинструмента: ?профессиональный?, ?бытовой? и ?полупрофессиональный?.

Электроинструменты насчитывают множество товарных групп. Самые распространенные товарные группы, это: перфораторы, угловые шлифовальные машины (?болгарки?) и электродрели. В свою очередь, в каждой товарной группе есть своя внутренняя классификация. Так, например, всю гамму дрелей можно разделить на:

? сетевые;



? аккумуляторные;



? пневматические.



Дрели также подразделяются на одно-, двухскоростные, ударные, угловые и многофункциональные.



Ситуация на рынке



На украинском рынке электроинструмента за последние 2-3 года наблюдается стабильный ежегодный рост продаж электроинструмента примерно на 15-20% в год. В первую очередь, это связано с увеличением инвестиций в строительную отрасль, ростом ремонтно-восстановительных и строительных работ во всех крупных отечественных городах. Появились стабильные каналы поставок инструмента на Украину, уменьшилось количество инструмента, ?проникающего? на рынок нелегальным путём.

Если в предыдущие годы продавался, в основном, бытовой инструмент, то за последние 2 года возрос интерес к профессиональному инструменту. Электроинструмент невозможно представить без расходного материала, объём продаж которого также вырос: если ранее ?расходники? составляли 25-35% в общем объеме продаж, то сейчас ? почти 50%.

Отечественный рынок электроинструментов насквозь ?импортный?. Зарубежной продукции ?отдано? 85-90% емкости данного рынка (в денежном выражении). Отечественным производителям, пока приходится довольствоваться скромными 10-15%. В физическом же выражении доля электроинструмента украинского происхождения будет больше (в основном, за счет больших объемов продаж бытового инструмента). По данным операторов, за этот год рынок электроинструментов вырос на 20-25%, и связано это с увеличением объема ремонтно-строительных работ в столице и других крупных украинских городах.



Структура и соотношение продаж



Специалисты данного рынка говорят, что бессменными лидерами продаж являются следующие товарные группы (см. круговую диаграмму):

Структура продаж электроинструмента






? перфораторы;



? угловые шлифовальные машины (так называемые ?болгарки?);

? дрели.



На эти три товарные группы приходится до 60% всех продаж, остальные 40% ? на продажи инструмента прочих товарных групп.

Около 60% продаж приходится на бытовой электроинструмент и примерно 40% ? на профессиональный.

По оценкам операторов, продажа расходников и электроинструмента находится в соотношении 50% на 50% (в денежном выражении). Такая ситуация на сегодняшний день наблюдается как в специализированных торговых точках, так и на хозяйственных рынках. Торговцы считают расходный инструмент обязательным дополнением при продаже электроинструмента.



Импортный товар



Украинский рынок электрических инструментов пестрит разнообразием торговых марок. Продавцы ?выводят? на рынок довольно широкий ассортиментный ряд под торговыми марками: Bosch, AEG, Atlas Сорсо, Cedima, Metabo, Solo (Германия), Black&Decker, DeWalt, Elu (США), Makita (Япония), Eltos, Sparky, Skill, (Болгария), Dauer, Rebir (Прибалтика), Hilti (Лихтенштейн), Kinzo (Голландия), DWT (Турция, Китай) и другими.

Многие западные компании уже имеют в Украине свои торговые представительства, например, Bosch, Black&Decker, DeWalt, Hilti.

Также в небольшом количестве на рынке Украины представлены пермские (ПНППК, торговая марка ?Ритм?) и конаковские изделия от российских производителей.

Электроинструмент завозят в Украину около 10 крупных импортеров.



Торговые марки



На украинском рынке можно выделить четыре категории торговых марок (именно марок, а не производителей). Это известные мировые брэнды, отечественные марки, а также из стран СНГ и Прибалтики, китайские брэнды, и развивающийся рынок инструментов, произведенных преимущественно в Китае, но под торговыми марками немецких, австрийских или других компаний. Причем, велика вероятность, что за европейскими фирмами стоят отечественные, а в первую очередь, российские владельцы. Так, на рынке производства электроинструмента усиливается значение' кооперации, то есть существуют, например, сборочные предприятия в Китае, которые производят инструмент по документации или аналогам известных торговых марок, при этом комплектация и материалы закупаются там же в Китае. В зависимости от того, сколько готов заплатить покупатель, меняется качество комплектующих и материалов, уровень контроля над производством, инструмент маркируется лейблом. А затем поступает на рынки различных стран, в том числе, Украины. В итоге, на рынке представлены коллекции инструмента под одной торговой маркой, произведенные на различных предприятиях и в разных странах. Такую практику используют известные западные брэнды. Многие из них имеют собственные заводы, например, в Китае, или же, одни брэнды производят инструмент ?под? или для другого брэнда. Поэтому растет специализация отдельных заводов по узкому виду продукции.

Так как уровень качества потребитель определяет не по декларациям продавцов, а по своему опыту, то для профессионального инструмента характерна высокая лояльность потребителя к торговым маркам, уже зарекомендовавшим себя. Появление новых марок в этом сегменте ограничено высоким входным барьером (необходимо завоевать доверие).

А в нижнем сегменте электроинструмента ? бытовом ? обратная ситуация: очень часты появления новых торговых марок. Как правило, под новой торговой маркой завозится дешевый инструмент, активно распространяющийся через рынки, но по причине низкого качества интерес к нему со временем падает, и об этой марке забывают. В этом процессе главную роль играет мнение розничных продавцов: готовы ли они решать вопросы по рекламациям с потребителями этого инструмента за ту прибыль, которая у них остается от продаж.

В сфере профессионального оборудования лидируют западные, а также японские брэнды. А в сфере бытового ? отечественные торговые марки.

На имидж торговой марки, продажи и соответственно на цену влияет дизайн инструмента (отличие от конкурентов и узнаваемость торговой марки). Особенно это ощутимо в среднем ценовом диапазоне. Так как для профессионалов важнее эргономика и надежность, и они могут не брать во внимание, насколько красиво выглядит инструмент. Хотя часто для работы у эксклюзивного заказчика (например, ремонт элитных квартир), используется инструмент известных торговых марок, с использованием самых последних технических усовершенствований (вызвать доверие, лишний раз подчеркнуть важность и значение заказчика, и соответственно получить от него максимальную оплату). А для потребителей с ограниченным бюджетом главное, чтобы инструмент ?жужжал?, а то, что он топорного вида, так ведь цена низкая.

В целом, на лидерство того или иного брэнда влияет качество, цена и сервис. Причем, чем выше запросы потребителя, тем меньшее значение имеет цена и тем большее ? сервис.

Трейдеры отмечают, что ежегодно на отечественном рынке появляются как минимум два новых торговых брэнда, которые на слуху. И около 5-7 ?не раскрученных?. Так, в этом году на специализированной выставке электроинструментов и оборудования ?INTERTOOL-2002? были представлены новые брэнды: AEG, DWT, Klarus, Wolf. Появилось также много новых брэндов расходников. Из известных торговых марок назовем: S&R power, B&D, Elu, DeWalt, Piranha, BBV, DGR.

Лидирующий брэнд среди прочих на протяжении уже многих лет ? Bosch. Примерно 30% продаж приходится на долю инструмента именно под этим брэндом. Изделия под этой торговой маркой и становятся чаще всего покупкой украинского потребителя. Популярность изделий Bosch объясняют наиболее оптимальным соотношением ?цена-качество?, а также раскрученностью этой торговой марки.



Отечественные производители



Отечественных производителей на данном рынке ?раз, два и обчелся?. Дело в том, что во времена Советского Союза электроинструменты практически никем не выпускались. Поэтому в наше непростое время наладить производство ?с нуля?, без какой бы то ни было производственной базы очень трудно. И все же некоторые отечественные предприятия отважились наладить производство электроинструмента в местных условиях и работают, невзирая на все эти трудности. Итак, небольшой сегмент украинского рынка электроинструментов занимают изделия отечественных производителей. В основном, постсоветские предприятия специализируются на выпуске бытового электроинструмента. Хотя уже налажено производство и профессионального инструмента, но при этом все еще они не могут предложить широкого ассортиментного ряда. Для бытового использования вполне достаточно качества украинских изделий. Отечественный инструмент при значительно более низкой цене, в сравнении с известными марками, имеет качество значительно выше инструмента, ввозимого из юго-восточной Азии, и подкреплен доступностью запасных частей и широкой сервисной сетью.

Крупнейшим отечественным производителем является ОАО ?Завод Фиолент? (г. Симферополь), выпускает электроинструмент также завод ?Сом? (г. Одесса), предприятие ?Мотор-сич? и некоторые другие. Объемы поставок электроинструмента под торговой маркой Phiolent в 2001 году составили 330 тыс. единиц, а за 9 месяцев 2002 ? 280 тыс. Более половины изделий (до 70%), выпущенных симферопольским ?Фиолентом?, экспортируются, прежде всего, в страны СНГ, в основном, в Россию. Кро&

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com