Токио уходит под землю
Разговор о подземном Токио
Иваненко С. Токио уходит под землю // Строительство и реконструкция . . 7 февраля 2003 (№ 1-2) . С. 49
Как известно, в Токио с землей туго. Во-первых, по плотности застройки японская столица может смело дать фору практически любому многомиллионному городу, включая Нью-Йорк и Лондон.
Скудность места в городе рождает и кошмарные цены на земельные участки. И предела этому нет. Несмотря на все усилия, прилагаемые властями ?земельную лихорадку? остановить невозможно. Во-вторых, столица Японии еще и перенасыщена транспортом. Даже тротуары заняты машинами, а жителям ? остаются лишь жалкие клочки территории для прогулок. Токио задыхается от дефицита земли. В 80-х годах XX-го столетия подумывали о перемещении Токио в другое место, но осуществить это так и не удалось. Слишком уж неподъемным тогда был проект. А вот в начале XXI века городские власти и частные компании не пожалели 10 трлн. йен на реализацию проектов по совершенствованию городского хозяйства.
Японцы, ?прижатые? к стенке, проявляют редкостную изобретательность и предприимчивость в поисках выхода из объективных трудностей. Город успешно отвоевывает площади у моря, строя в Токийском заливе искусственные острова из мусора и прочих отходов, раздвигает свои границы путем слияния с городами-спутниками, которые уже давно превратились в огромную спальню для миллионов токийцев. Кстати, за последние 60 лет было осушено 20 тыс. га водной поверхности. Планируется, что через 60 лет освоят еще столько же территории, построив четыре острова.
Из-за дороговизны земли в Токио промышленники свертывают свои производства, опасаясь постоянно увеличивающихся налогов на недвижимость. Поэтому в 90-х годах Токио рванулся в противоположных направлениях ? вверх, уходя верхушками новых небоскребов в небеса, и вниз, зарываясь под землю в несколько этажей.
Разговор о высотном Токио особый. А вот подземный город ? это своеобразный лабиринт токийского ?Минотавра?, скрытый под тротуаром с полноценными улицами и площадями, с собственной инфраструктурой. Обжитые подземные владения Токио сегодня составляют уже более 300 тыс. м2.
Кстати, подземное строительство в Токио имеет свою историю. Первый небольшой городок, ?упрятанный? под мостовую, появился в японской столице еще в 1932 году при станции метро Судате. Этот опыт часто используется и современными градостроителями.
В 90-х гг. было сооружено 15 подземных городов. Как правило, все они находятся в районах, примыкающим к крупным вокзалам и пересадочным узлам метрополитена. Они представляют собой разветвленный комплекс индустрии услуг. Самый большой из них ? Яэсу. Он разместился под площадью центрального вокзала на огромнейшей территории в 68 тыс. м2. Здесь расположено 250 магазинов, множество кафе и ресторанов, а также отделения крупнейших банков и страховых компаний. Ежедневно здесь бывает от 200 до 300 тыс. чел. Под улицами и площадями находится еще автостоянка на 570 машин. Во многом благодаря инициативе владельцев гаража и вырос красавец Яэсу. Он строился в два этапа и окончательно был завершен в 1969 году. Его стоимость на то время была значительной ?12 млрд. йен. Правда, через некоторое время затраты инвесторов на создание Яэсу оправдались с лихвой.
Формально кураторство над подземными городами осуществляет токийский муниципалитет. Но строительство подземных городов полностью в руках частных компаний. Этим и объясняется высокая рентабельность и эффективность работы функционирующих структур в подземных городах. Существующие там предприятия получают стабильный источник денежных доходов, причем их деятельность оказалась вне контроля финансовых органов Токио. Сегодня, ни одно строящееся здание в Токио не обходится без подземных этажей, уходящих под асфальт на 3-4, а бывает и на все пять этажей. Есть над чем задуматься?
Как считают специалисты, в Японии уже насчитывается около сотни таких подземных городов общей площадью 1 млн. м2: Осака, Кобе, Нагоя, Иокогама, Саппоро, Фукуока и другие 19 урбанизированных центров присоединились к подземному строительству.