Домашние конструкторы
Прежде чем продвигать ноу-хау быстрого возведения зданий, строителям требуется переломить психологию консервативно настроенного потребителя
Смирнова Е. Домашние конструкторы // Эксперт-Урал. 2003 . №33. C. 8-14
Спрос на дорогие квартиры в крупных городах Свердловской области снижается: нестабильность продаж в секторе жилья повышенной комфортности наметилась еще летом 2002 года и до сих пор актуальна. В такой ситуации на рынке недвижимости особенно проявилась проблема дефицита доступного жилья.
Десятки тысяч свердловских семей живут надеждой на улучшение жилищных условий и рассчитывать им приходится лишь на свои силы. Но при стоимости квадратного метра в 400 ? 500 долларов осилить покупку даже небольшой квартиры способны только представители так называемого ?среднего класса? с доходами выше 150 ? 200 долларов на человека. Чем дальше от областного центра, тем таких ?середняков? меньше.
Чтобы быть действительно доступным, жилье должно стоить минимум вдвое дешевле, чем сегодня. И сделать желаемое действительным вполне под силу новым технологиям. Таким, какие применяются при строительстве быстровозводимого малоэтажного жилья.
Перспективность внедрения ноу-хау свердловские строители и бизнесмены осознали недавно: лишь год-полтора назад в Свердловской области начали появляться первые компании, осваивающие нишу быстрого и экономичного строительства. При огромном рынке сбыта эти пионеры могли бы буквально озолотиться, застраивая областные города домами, собранными из готовых блоков как в детском конструкторе.
Но оказалось, что жилищный рынок к предлагаемым новшествам не готов. Причем по мотивам скорее психологическим, нежели экономическим: потребитель с недоверием консерватора относится к материалам, из которых построен быстровозводимый малоэтажный дом, и не желает жить в окружении пенопласта и металлоконструкций, предпочитая кирпич и железобетон. Кроме того, на практике дома нового типа, как и все новинки, вовсе не так дешевы. Единственное, в чем им действительно нет равных, так это в сроках возведения: ?конструкторы? собираются минимум за день, максимум за неделю. Вот почему производители ?быстрых домов? чаще предлагают свой товар не жилищной, а промышленной стройке.
Многоэтажная страна
Перспективность зданий малой этажности в том, что они требуют меньших затрат на возведение по сравнению с высотками. Упрощенные и облегченные конструкции, менее мощный фундамент, более дешевые и при этом столь же качественные и долговечные материалы, сокращение сроков стройки ? все это удешевляет готовый квадратный метр. Почему же, к примеру, Екатеринбург с его стремительным развитием строительного рынка до сих пор не охвачен такими домиками?
Причина в слишком высокой стоимости земельных участков: с каждым годом свободной земли все меньше, так что выделяемые землеотводы обходятся в копеечку даже строителям высоток. А ведь чем выше дом, тем больше в нем квартир, следовательно, выше прибыль от их продажи; кроме того, на первых и последних этажах многоэтажек успешно продаются и сдаются в аренду помещения под технические службы, офисы, магазины.
Как считает старший научный сотрудник института УралНИИпроект Анатолий Раскин, сегодня в Екатеринбурге у малоэтажного строительства нет никаких перспектив: ?Города-миллионники должны застраиваться с учетом эффективности каждого квадратного метра жилой площади. Екатеринбург ? один из самых компактных мегаполисов России. Раздвигая его границы, мы можем потерять бюджетные деньги: придется протягивать километры новых коммуникаций. С точки зрения градостроительной политики это недопустимо?.
Современные екатеринбургские двухэтажки можно пересчитать по пальцам, слишком дорог в них квадратный метр. Отстроенные таун-хаусы сразу попадают в разряд элитных. В таких домах для каждой семьи должны быть предусмотрены отдельный вход и гараж, а также крошечный участок земли под окнами. На других условиях такие квартиры просто не продать: состоятельные горожане предпочитают загородные дома.
Именно поэтому легкие и быстровозводимые конструкции востребованы в областном центре в первую очередь при строительстве офисов, кинотеатров, промышленных зданий и торговых центров. Во-первых, этим зданиям не привыкать к таким стройматериалам, как бетон и металл, а во-вторых, именно объекты коммерческого назначения требуют максимально сжатых сроков монтажа, а значит, меньших вложений.
Сделаем это по-быстрому
Вложения в ?быструю? стройку определяются в первую очередь сроками возведения объектов, а отнюдь не стоимостью строительных материалов. Материалы ? это блоки и панели разной геометрии и форм. Они прессуются из цемента и деревянной щепы (немецкая технология Brizolit), формируются из аналога пенопласта пенополистирола (канадская технология Izodom), собираются из цельной древесины (канадский же . Mitek). Если здание, к примеру, строят из сэндвич-панелей (?бутербродов? из стальных листов с базальтовой плитой внутри), то сначала устанавливают каркас из металлоконструкций, на который потом и навешивают ?сэндвичи?.
Скорость достигается за счет того, что на строительную площадку в разобранном виде привозятся практически готовые здания ? их нужно только собрать. Блоки с пустотами внутри плотно укладываются друг на друга по принципу детского конструктора, создавая несъемную опалубку. Остается только закрепить утеплитель (в некоторых технологиях он уже вмонтирован внутри блока), заполнить пустоты арматурой и залить бетоном. Коробка готова, нужна лишь чистовая отделка. Зачастую даже не требуется наружной облицовки здания: поверхность блока может быть покрашена или покрыта декоративной крошкой прямо на заводе.
Благодаря максимальной готовности будущего объекта к монтажу коробку здания площадью 200 кв. метров бригада из трех-четырех строителей может возвести в срок от двух до десяти рабочих смен. В загородный дом с облицовкой и внутренней чистовой отделкой хозяин может въехать примерно через месяц после начала строительства. Для сравнения: только кирпичная коробка аналогичной площади возводится около трех месяцев.
Скорость строительства промышленных объектов впечатляет еще больше. К примеру, производственный корпус площадью 1,5 тыс. кв. метров на основе сэндвич-панелей бригада компании ?Изол? (Первоуральск) из 12 монтажников сдала ?под ключ? (включая установку окон, монтаж офисных перегородок, душевых кабин) меньше чем за месяц.
Такие сроки не может обеспечить ни один традиционный способ застройки. Они и дают экономию: в течение всего строительного цикла от закладки фундамента до чистовой отделки заказчик вынужден оплачивать труд рабочих, в результате фонд заработной платы составляет обычно значительную часть вложений в стройку.
Материалы, используемые в новых технологиях малоэтажного строительства, как правило, стоят ненамного дешевле традиционных кирпича, дерева или железобетона, а иногда и дороже. Дело в том, что практически все внедренные на уральской стройке ноу-хау быстрой сооружения зданий принадлежат авторству зарубежных разработчиков. Производственные линии закуплены за границей смонтированы поставщиком Стоимость такого производств; в зависимости от мощности и объемов колеблется в предела; 0,75 ? 1,2 млн долларов.
Правда, есть и экономичные варианты. Компания ?Старый город? вложила в закуп линии по выпуску деревянно-каркасных блоков только 100 тыс. долларов, но и объемы производства пока невелики: ежемесячно с конвейера сходят блоки для строительства 1 тыс. кв. метров зданий (тогда как большинство производителей нацелено на выпуск 10 ? 20 тыс. кв. метров ежемесячно). Однако фирме приходится каждый месяц платить владельцу технологии 3,2 тыс. долларов за использование арендуемой компьютерной программы, без которой производство невозможно, а в собственность ее не продают.
Понятно, что вложив в покупку оборудования значительные суммы и еще не поставив производство на поток, заводы, нацеленные на выпуск строительных конструкций, просто не могут обеспечить своим изделиям конкурентоспособную цену: реальные объемы выпуска продукции относительно проектных мощностей слишком невелики. Сами фирмы пока тоже молоды ? первые ?конструкторы? стали появляться в Свердловской области чуть меньше двух лет назад.
Сроки роста
Выходя на рынок, производители посчитали: при стабильном спросе на новую продукцию, которую давно оценили стройки всего цивилизованного мира, вложения должны окупиться за 3 ? 5 лет. В частности, именно в течение трех лет промышленное предприятие СТКС-ЖБИ планирует окупить 1 млн долларов, вложенных в течение 2002 года в инвестиционный проект по производству железобетонных плит произвольной длины (2,4 ? 9 метров) методом непрерывного вибропрессования (российско-испанская технология Tensiland). При ежегодной планируемой мощности в 290 тыс. кв. метров это вполне реальный срок.
По крайней мере, в половину этого срока легко уложился завод по выпуску сэндвич-панелей ?Изол?. При почти равных со СТКС-ЖБИ затратах и аналогичных мощностях ООО ?Изол? ? пока единственный в области проект производства быстровозводимых зданий, который уже приносит предприятию реальные доходы. Вложения окупились через полтора года после запуска линии. Правда, выпускаемый первоуральским заводом товар не нов для строительного рынка Урала: крупные производства легких металлоконструкций и сэндвич-панелей базируются в Москве (?Вентал?) и Санкт-Петербурге (?Петропанель?), эти компании давно снабжают своим товаром всю Россию.
После оценки растущей популярности сэндвич-панелей и было решено открыть в Первоуральске новое производство. Тем более что особенно высокий спрос на ?сэндвичи? оказался в регионах с коротким строительным сезоном, то есть в северных районах Урала. По словам начальника отдела сбыта компании ?Изол? Василия Ермошкина, на это завод и сделал ставку: ?Столичные заводы-гиганты за счет больших объемов способны предложить хорошие цены. Мы же сделали цену конкурентоспособной за счет того, что ближе находимся к заказчику, к тем же северянам, и смогли сократить транспортные расходы. Кроме того, важный аргумент в нашу пользу ? москвичи и питерцы только продают панели, но сами здания не монтируют. Мы же как торгуем материалом, так и сдаем помещения "под ключ"?.
Конечно, популяризировать на рынке новую технологию труднее, чем ту, что хорошо знакома потенциальному потребителю. Даже если по сути своей она проста и привычна. К примеру, компания ?Старый город?, строящая коттеджи на основе самого обычного деревянного каркаса, но полностью готового к быстрой сборке (ничего не надо колотить ? только сложить панели в нужном порядке), столкнулась с необходимостью доказывать заказчикам вполне русскую сущность канадской технологии. В результате за год присутствия компании на рынке одним из самых экономичных способов коттеджного строительства решили воспользоваться меньше десятка свердловчан.
Еще одна проблема в продвижении ноу-хау ? как переломить устаревший подход строителей. Обычно, глядя на смету, бригадир видит в ней 30 ? 40% своей зарплаты. И чем не удачнее и затратнее по выполнению проект, тем охотнее строитель соглашается с ним работать, как можно дольше получая зарплату за свой монотонный труд. Но отличие новых технологий как раз в том, чтобы максимально сократить трудозатраты на стройке: бригаде монтажников достаточно по-шагово следовать инструкции, и дом будет готов в считанные дни. Строители к этому просто не привыкли, им это невыгодно, вот почему они предпочитают по старинке работать с кирпичом. Чем менее раскручены ноу-хау, тем меньше желающих производить новый продукт, и наоборот. Так, одновременно с ?Изолом? открылись сэндвич-заводы в соседней Челябинской области, в кемеровском Новокузнецке. А сколько еще вокруг заводов, располагающих базой для изготовления металлоконструкций ? достаточно лишь немного переоснастить производство под выпуск ?сэндвичей?. Выходя на рынок, конкуренты моментально отхватывают сбытовой кусок у варягов ? также, как это сделали полтора года назад первоуральцы.
Их ответ конкурентам
Именно с целью создания конкурентных преимуществ производители и торопятся освоить все ниши сбыта по максимуму. Во-первых, в стремлении сделать продукт дешевле предпочитают не закупать конструкции, а самостоятельно производить их. Так, Центр новых технологий строительства ?Лего-дом? приобретает детали ?конструктора? в Москве, а его потенциальный конкурент компания ?Трансспецмашстрой?, входящая в состав Уральского финансового холдинга, готовит к запуску нынешней осенью собственное производство изделий из вспененного полистирола (инвестиции оцениваются в 1,2 млн евро).
Более того, очевидна выгода не только собственного производства, но и применения в нем собственных материалов. Неслучайно тот же ?Изол? в дополнение к цеху пр