Автоматизированные промышленные ворота и шлагбаумы
Въездные ворота - визитные карточки фирм
Падалка Д. Автоматизированные промышленные ворота и шлагбаумы // Ватерпас. 2002. №2. C.96-99
Современная архитектура промышленных зданий и объектов не только предъявляет очень высокие требования к функциональности, долговечности, надежности и безопасности установки в целом, но также все в большей степени учитывает аспекты дизайна. Промышленные сооружения больше не рассматриваются только в качестве функциональных производственных единиц, напротив, они являются одновременно ?визитными карточками? фирм. И важной составляющей этой ?визитной карточки? являются въездные ворота. Их сегодня можно встретить не только в классических промышленных сооружениях, но и в выставочных павильонах, в качестве ворот-витрин в демонстрационных помещениях автосалонов, на въездах в многоэтажные гаражи, в автомастерских и сервисных предприятиях, в железнодорожных депо.
Важность промышленных ворот в деловой деятельности все более возрастает, потому что она включает такие аспекты, как сбережение энергии, материально-техническое обеспечение и безопасность. Так, с учетом необходимости экономии энергии в настоящее время многие промышленные объекты снабжают средствами теплоизоляции, которая распространяется также на значительные по размерам средства закрывания отверстий и проемов. Благодаря хорошим воротам речь идет не только о быстром обслуживании транспортных средств, но и о быстром открывании и закрывании ворот на въездах в здания и выездах из них с тем, чтобы свести к минимуму потери энергии, сквозняки и шумовую нагрузку. Ворота рационализируют производственный процесс, а за счет автоматизации сокращают расходы на обслуживающий персонал. А благодаря своей функциональности и отличному дизайну, ворота становятся интегрированными составными частями фасадов, в производственных программах большинства фирм для удовлетворения всех необходимых требований имеется широкая программа готовых промышленных ворот различных видов, которые в своем многообразии размеров, оснащения, цветового и архитектурного оформления дают возможность удовлетворять индивидуальные требования и выполнять отличный архитектурный дизайн.
Какие же типы ворот применяются в качестве промышленных? Наиболее часто применяются секционные, рулонные, складывающиеся и раздвижные ворота. Выделяют также быстроходные, или скоростные, ворота. Расскажем вкратце о каждом виде ворот (подробнее читайте в журнале ?Ватерпас? №38).
Раздвижные ворота используют в случае ограниченного пространства возле ворот. Конструкция таких ворот может быть различной ? с нижним расположением направляющего рельса, с верхним(подвесные), консольного типа (подвесные без верхнего рельса). Привод для раздвижных ворот представляет собой электродвигатель с редуктором и ведущей шестерней. Привод крепится на фундаменте вблизи створки. Регулировка усилия в таких механизмах происходит за счет использования фрикционной муфты или электронным способом. Для передачи усилия на створке ворот крепится зубчатая рейка.
Секционные ворота. В силу большого количества вариантов исполнения секционные ворота сегодня являются наиболее распространенным типом ворот. Такие ворота представляют собой набор сэндвич-панелей, толщина которых зависит от габаритов ворот. Как правило, сэндвич-панель состоит из двух слоев оцинкованной стали, между которыми находится какой-либо наполнитель. Сэндвичи скрепляются между собой мощными петлями. С обоих краев каждого сэндвича стоят ролики со встроенными подшипниками, которые катаются по стальным направляющим. В процессе открытия полотно перемещается по направляющим вертикально вверх, под самый потолок. В качестве наполнителя может использоваться полимер, например, пенополиуретан, впрыскиваемый внутрь под высоким давлением, что обеспечивает высокую прочность панелей, или стекло. Ворота могут быть выполнены с теплоизоляцией или без, с полным или частичным остеклением. Так, для автосалонов и других строений, где желательно, чтобы снаружи просматривалось внутреннее пространство, можно установить ворота-витрины с изоляционным остеклением и термически разделенными алюминиевыми секциями, а также с цоколем из полиуретанового ?сэндвича? или с полным остеклением от пола до перемычки. Подъемный механизм ворот может быть оснащен простой экстензионной либо торсионной пружиной, регулировка которых позволяет выбрать приемлемые усилия для поднятия ? опускания ворот вручную. Электропривод с дистанционным управлением несколько увеличивает стоимость ворот, но делает их эксплуатацию максимально легкой и удобной. Также ворота могут комплектоваться врезными окнами и калитками.
Складывающиеся ворота. Складывающиеся ворота считаются классическим типом промышленных ворот. Из-за того, что у них мало изнашивающихся частей, они особенно оптимальны с точки зрения малого объема техобслуживания и обычно устанавливаются в широких цеховых проемах. Они ?справляются? с малой высотой перемычки и не являются нагрузкой для конструкции крыши. Выпускаются такие ворота с одинарной или двойной стенками из стали (без теплоизоляции, а также с теплоизоляционной сердцевиной из полиуретанового жесткого пенопласта или минеральной шерсти), из алюминиевых профилей (с теплоизоляцией или без ), а также в новом, легком исполнении из алюминия в качестве быстроходных ворот. По желанию покупателя поставляются с четырьмя створками по схеме 2:2 или двумя створками по схеме 2:0 или 0:2. Коробка ворот ? стальная. Оснащаются ворота электромеханическим приводом с двумя моторами. Такой тип ворот может использоваться как снаружи, так и внутри помещения, крепиться к стенке или внутренней поверхности свода.
Рулонные ворота. Рулонные ворота оптимальны для высоких проемов, их отличительным признаком является прочность. Поэтому рулонные ворота можно встретить там, где условия эксплуатации не легкие и где ворота иногда должны выдержать более или менее суровые нагрузки. Рулонные ворота изготавливаются из стали или алюминия. Они могут быть с теплоизоляцией или без. Верфи и здания с подъездными железнодорожными путями, являются типичными примерами использования рулонных ворот. При открывании ворота сворачиваются в рулон, который может быть расположен как внутри, так и снаружи помещения. Профили, из которых изготовлено полотно, отличаются не только высокой стойкостью к механическим воздействиям, но и хорошими тепловыми и звукопоглощающими изоляционными свойствами. Кстати, полотно ворот может быть не только сплошным, но и перфорированным ? для его изготовления применяются специальные рулонные решетки. В конструкции предусмотрена защита от прижатия опускающимися воротами. При исчезновении напряжения ворота можно открыть или закрыть при помощи аварийного ручного управления.
Быстроходные (скоростные) ворота. Возможен целый ряд причин, в силу которых ворота должны как можно быстрее открываться и закрываться, например, для уменьшения потерь тепла и холода, для снижения уровня шума и запыленности, для исключения сквозняков. Конечно, основной причиной является беспрепятственный внутризаводской поток транспорта и материалов. Практика использования различает скоростные ворота с гибким полотном, которые используются в качестве внутренних ограждений, в качестве самостоятельных наружных ограждений, а также в комбинации с обычными наружными воротами, служащими для надежного ограждения на ночь. Кроме того, имеются скоростные ворота в форме секционных ворот или складных ворот, которые сочетают в себе быстрое открывание и закрывание ворот с надежным запиранием здания. Скоростные ворота с гибким, при необходимости частично или полностью прозрачным полотном могут быть выбраны в исполнении с вертикальным или горизонтальным открыванием для использования снаружи или внутри помещений. Скорость открывания таких ворот при вертикальном исполнении составляет от 0,8 до 1,5 м/с, закрывания ? от 0,5 до 0,8 м/с. Горизонтальные скоростные ворота имеют скорость открывания в пределах от 2,0 до 3,0 м/с и закрывания ? около 1 м/с. Их самонесущая конструкция обеспечивает возможность легкого монтажа. Привод и система управления поставляются готовыми к работе. Управление ими может осуществляться с помощью клавишей, а также обычных промышленных датчиков импульсов, реле времени и контактных планок. Предохранитель замыкающего контура, контролирующий работу ворот, и световой барьер, контролирующий путь движения транспорта, обеспечивают повышенную безопасность при работе. В зависимости от потребности, гибкое полотно ворот может быть изготовлено из тканого материала с покрытием и комбинироваться с полностью прозрачными смотровыми окнами. Секционные и складные ворота имеют скорость открывания около 1 м/с.
Применение того или иного вида ворот определяется видом обслуживаемого объекта. Так, ворота часто применяются внутри производственных цехов и складских помещений в качестве промежуточных ограждений, служащих для уменьшения распространения пыли, горячего воздуха или шума и не создающих при этом препятствий для внутренних транспортных потоков. В такой ситуации необходимо применять скоростные ворота, открывающиеся в горизонтальном или вертикальном направлении. Во многих областях, например в цехах для грузовиков большой грузоподъемности, необходимо обеспечить закрывание проема в стенке, имеющего очень большую высоту и часто одновременно значительную ширину. В этом случае лучшим решением являются рулонные ворота.
Применение секционных ворот особенно оправдано в тяжелых условиях эксплуатации в мастерских, так как они крепятся сзади проема, обеспечивая тем самым надежный въезд транспортных средств. Кроме того, чаще всего применяется особенно прочная конструкция ворот, например из стали и алюминия, с большой площадью остекления, нижней секцией из стальных ламелей с двойными стенками и вспененным полиуретаном и снабженными остеклением панелями ворот из трубчатых алюминиевых профилей. В тех случаях, когда речь идет об особенно широких и требующих прочного ограждения проемах в стенах цехов, рекомендуется использовать ворота с двойными стенками из стали с полиуретановым заполнением, не содержащим фреонов. Большинство предприятий выбирают ворота с приводом для более бережного обращения с воротами и снижения затрат. При отсутствии отдельного прохода для персонала чаще всего используются конструкции ворот со встроенными в них калитками.
Широкое применение секционные ворота, часто в комбинации с регулируемыми рамами и уплотнениями ворот, получили на различных транспортно-складских предприятиях, имеющих в ряде случаев сотни мест погрузки-разгрузки грузовых автомобилей.
С учетом увеличивающегося дефицита мест стоянок автомобилей в центрах городов и районах массовой застройки, все возрастающее значение приобретают подземные и многоэтажные гаражи. Для их защиты от несанкционированного вторжения, кражи и т.д. такие гаражи, не имеющие охраны, нуждаются в надежных воротах, снабженных приводом. Для этого могут использоваться как секционные ворота, так и рулонные решетки. Однако рулонные решетки не защищают гаражи от проникновения грязи и листвы, так что предпочтительным является использование ворот, конструкция которых обеспечивает надежную вентиляцию, за счет, например, перфорированных листов или дающих обзор филенок исключает проникновение листвы и крупных загрязнений.
Чрезвычайно высокие и (или) широкие ограждения представляют собой традиционную область применения рулонных ворот. В свое время классический тип ворот для тяжелых условий эксплуатации, рулонные ворота в настоящее время превратились во внешне-привлекательное средство ограждения проемов, хорошо гармонирующее с имеющими высокий дизайн производственными помещениями, будучи при этом достаточно прочными для безотказной работы в условиях тяжелой повседневной эксплуатации.
Скорость ? это один из важнейших качеств пожарной службы, так как пожар необходимо подавить в самом начале. В связи с этим оборудование скоростными воротами является необходимым условием при оснащении зданий пожарных депо.
Более широкие возможности внешнего оформления зданий возможны за счет использования разнообразных цветов и остекления. Современная архитектура промышленных зданий все в большей степени отражает ?корпорационный облик? фирмы, и при этом большую роль играют цвета. Фасады и строительные элементы приобретают окраску фирменных эмблем соответствующей фирмы и расставляют акценты в архитектурном дизайне. Цвет может иметь также функцию указания дороги. Так, например, цветные ворота могут уже издалека указывать водителям цель их движения или же, как это