Сказочный город Антонио Гауди
Сказочный город Антонио Гауди строительная энциклопедия строительный справочник статьи по строительству ремонт офисов банков мед. учереждений проектирование домов коттеджей дач строительство домов дач котеджей ремонт квартир архитектура дизайн архитектурная мастерская классика интерьеры статьи по архитектуре статьи по дизайну статьи и фото об архитектуре история архитектуры статьи по строительству архитектура и дизайн материалы изделия работы и услуги помещений интерьера квартиры офиса архитектор органическая архитектура
Бойко С. Сказочный город Антонио Гауди Строительство и реконструкция 1 октября 2003 (№ 10) С. 46
На протяжении всей истории развития цивилизации, человек работает над тем, чтобы создать для себя комфортные условия жизни. И не случайно, люди устремляются именно в города, где благодаря науке, технике, новым материалам и технологиям решается вопрос строительства красивых и комфортных жилых домов, современных зданий и сооружений.
Важную роль в этом процессе всегда играл архитектор. Конечно, в течение столетий роль архитектора постоянно менялась, чтобы соответствовать нуждам и потребностям времени, но неизменным оставалось историческое предназначение профессии архитектора - используя опыт прошлых поколений зодчих, создавать архитектурные объекты, которые будут служить людям сегодня и в отдаленном будущем.
Учитывая важную роль архитектурной деятельности в развитии мирового сообщества, в 1996 г. Международный союз архитекторов на XX Генеральной ассамблее в Барселоне принял резолюцию об установлении профессионального праздника зодчих - Всемирного дня архитектуры, который отмечается в первый понедельник октября.
Символично, что данное решение было принято именно в Барселоне, городе, в котором творил великий мастер Антонио Гауди - автор самых причудливых и необычных за всю историю архитектуры зданий.
Создатель облика Барселоны
48 лет было отведено Антонио Гауди для занятия любимым делом - архитектурой. За это время он создал архитектурный облик одного из красивейших городов мира - Барселоны. Ведь именно в столице Каталонии прославленный зодчий осуществил почти все свои замыслы. Гауди создал многие архитектурные объекты Барселоны, включая дом Батльо (La Casa Batllo) в В«квартале раздоровВ», построенный в период с 1905-1907 гг. В его плане нет ни одной прямой линии, даже стены искривлены и кажутся обтянутыми кожей.
К числу шедевров современной архитектуры причисляют сегодня дом Мила (La Casa Mila - 1906-1910 гг.), более известный как дом Педрера (Pedrera, в переводе на русский язык - В«каменоломняВ»). Это сооружение напоминает бархан в пустыне. Многие считали архитектурное творение Гауди совершенно непонятным и непригодным для жизни.
Антонио Гауди создал и парк Гуэль (El Parque Guell - 1900-1914 гг.). В этом парке Гауди попытался воплотить идеи, которые есть в природе, но никогда не реализовывались в архитектуре. Постройки кажутся выросшими из земли, все вместе они составляют единое целое, очень органичное, несмотря на многообразие форм и размеров.
Печатью гениальности зодчего отмечена знаменитая криволинейная скамья Зала ста колонн и дом-музей самого архитектора, женский монастырь св. Тересы (Convento Teresiano) и дом Кальвет (La Casa Calvet). Однако особое место в творчестве архитектора занимает одно из самых впечатляющих сооружений Антонио Гауди - храм Саграда Фамилиа или храм Святого семейства (El Templo Expiatorio de la Sagrada Familia).
Храм Святого семейства
Храм Святого семейства -пожалуй, самая значительная из работ Гауди, к сожалению, так и не законченная. Стиль, в котором выполнен собор, отдаленно напоминает готику, но вместе с тем, это что-то совсем новое, современное. Здание собора рассчитано на хор из 1500 певцов, детский хор из 700 человек и 5 органов. Храм должен был превратиться в центр католической религии. С самого начала строительство храма поддерживал Папа Леон XIII.
Работы над созданием храма начались еще в 1882 г. под руководством архитекторов Мартореля (Juan Martorell) и Де Вильара (Francisco de P. Del Villar). В 1891 г. строительство возглавил Антонио Гауди. Зодчий сохранил план своего предшественника - латинский крест с пятью продольными и тремя поперечными нефами, но внес свои изменения. В частности, им была изменена форма капителей колонн крипты, высота арок увеличена до 10 м, лестницы перенесены им в крылья вместо предполагавшегося фронтального их размещения. Он постоянно дорабатывал замысел в ходе строительства. По замыслу Гауди, храм Святого семейства должен был стать зданием-символом, представленного тремя фасадами - грандиозной аллегорией Рождества Христова. Восточный фасад посвящен Рождеству; западный - Страстям Христовым, южный, самый внушительный, должен стать фасадом Воскресения.
Рождественский фасад имеет 3 портала: центральный - Портал Любви, слева - Портал Надежды и правый - Портал Веры.
Друзья советовали мастеру начинать строительство Храма с возведения западного портала, обращенного к Барселоне. Однако Антонио Гауди не внял их советам, ибо восточный фасад, полагал он, важнее для верующих. Гауди говорил: В«Ex oriente luxВ» (свет, приходящий с Востока) означает спасение. Любопытно решение проблемы освещения всего Восточного фасада. Центральная, самая высокая (170 м) башня, олицетворение Христа-Спасителя, должна была освещаться прожекторами со всех 12 башен, окружавших ее. К этому добавляется свет, исходящий из креста в сторону города.
Порталы и башни храма оснащены изобильной скульптурой, воспроизводящей как бы весь живой мир, головокружительная сложность профилей и деталировки превосходит все, что было когда-либо известно готике. Это своего рода готический модерн, в основу которого положен план сугубо средневекового собора.
Несмотря на то что Гауди строил храм на протяжении тридцати пяти лет, ему удалось возвести и оформить только Рождественский фасад, конструктивно являющийся восточной частью трансепта, и четыре башни над ним. Западная часть апсиды, составляющая большую часть этого величественного здания, до сих пор не достроена.
Строительство продолжается
Полемика по поводу того, продолжать или заморозить работы, явилась логическим следствием отношения властей к творчеству великого каталонца. Работы то разворачивались полным фронтом, то сворачивались из-за недостатка средств.
Спустя более семьдесят лет после смерти Гауди, строительство собора продолжается и сегодня. Постепенно возводятся шпили (при жизни архитектора был окончен только один), оформляются фасады с фигурами апостолов и евангелистов, сценами подвижнической жизни и искупительной смерти Спасителя. Уже пятое поколение барселонцев наблюдает рождение архитектурного шедевра. Но даже недостроенный собор стал символом Барселоны и останется им навсегда, как, впрочем, и другие произведения Антонио Гауди. Строительство храма Святого семейства предположительно закончится к 2030 г.
Гауди и современность
Архитектура Гауди - это открытая книга для всех почитателей его таланта. Своим уникальным и в то же время вызывающим столько споров и по сей день творением - собором Святого семейства - Антонио Гауди присоединился к плеяде своих великих земляков - Пабло Пикассо, Сальвадору Дали и Хуану Миро, - своими идеями перевернувших современное искусство.
Сегодня Барселона уже не мыслится без творений Великого Мастера и, особенно без его собора Святого семейства, В«как Париж - без Эйфелевой башни или Нью-Йорк без статуи СвободыВ». И совсем не случайно, 2002 год был объявлен решением ЮНЕСКО годом Антонио Гауди. Это событие было приурочено к 150-летию со дня рождения гениального каталонского архитектора, творчество которого уже по достоинству оценено и зодчими современной архитектуры.
Биографическая справка
Антонио Гауди (Antonio Gaudi у Cornet) родился 25 июня 1852 г. в городе Реусе, недалеко от Барселоны, в семье принадлежащей к роду потомственных каменщиков. С 1868 г. жил в Барселоне где в 1873-1878 гг. занимался в Высшей технической школе архитектуры. На выпускном вечере, вручая выпускнику Антонио диплом, директор школы сказал: "Джентельмены, перед нами либо гений, либо сумасшедший". На что Гауди ответил: "Похоже, теперь я архитектор".
По воспоминаниям современников, Гауди был человеком страстного темперамента и обладал незаурядными умственными способностями. При этом он жил в своем мире, отрекшись от всего мирского. "Чтобы избежать разочарований, не надо поддаваться иллюзиям", - оправдывался он, утверждая при этом, что каждый человек должен иметь Родину, а семья - свой дом. "Снимать дом - все равно, что иммигрировать", - убеждал гауди других, всю свою жизнь не имевший ни семьи, ни своего дома.
Антонио Гауди погиб в Барселоне 7 июня 1926, сбитый трамваем неподалеку от собора Sagrada Familia. В бессознательном состоянии, в ветхой одежде, его доставили в больницу Святого Креста - специальный приют для бедных, из которого ему уже не суждено было выйти, чтобы продолжать украшать мир гением своего мастерства. Останки Гауди покоятся в склепе собора Sagrada Familia.