Оконные системы. Тенденции развития рынка
Рост производства окон в страных Европы и, в частности, в Украине
Оконные системы. Тенденции развития рынка // Будмайстер. 2001. №7. C.12-15
Современные технологии позволяют изготавливать окна из ПВХ, алюминия, дерева, а также комбинировать дерево, алюминий и пластик. Такие окна отличаются прекрасными эксплуатационными характеристиками и современным дизайном. Нельзя не согласиться с тем, что именно качественные окна сегодня в основном определяют комфортность квартиры или дома. Преимущества "евроокон" по сравнению со старыми моделями давно и всем очевидны. И если еще 7-8 лет назад в нашей стране можно было услышать нелестные отзывы о "евроокнах" (алюминиевый профиль, дескать, холодный, а ПВХ вообще вреден для здоровья), то сегодня уже никто не ставит под сомнение их практичность и эстетичность, целесообразность применения. Они заняли довольно прочную нишу на отечественном рынке, которая успешно развивается по своим законам. О тенденции ускоренного развития украинского рынка "евроокон" свидетельствует то, что за последнее время значительно возросло число производителей этих изделий. Это, в свою очередь, приводит к увеличению конкуренции и, как следствие, к снижению цен на товар, а также вынуждает повышать качество продукции.
Применение современных окон в Украине началось значительно позже, чем в Европе. Так, профиль, из которого изготовили первое пластиковое окно, был произведен немецкой фирмой TROCAl-еще в 1954 году. Он значительно отличался от применяемого сегодня жесткого поливинилхлорида, но ознаменовал открытие эры принципиально новых светопрозрачных ограждающих конструкций.
Первыми из "евроокон", появившихся на рынке Украины в начале 90-х гг., были ме-таллопластиковые окна. Вначале их завозили в виде готовых изделий, в основном, из Германии, затем начали привозить из Польши. Первые ПВХ-окна украинского производства можно датировать 1993-1994 годами. Практически одновременно с ними рынок осваивают пионеры деревянного ок-ностроения. Их продукция, изготовленная из трехслойного клееного бруса, пропитанного многочисленными клеями, смолами и краской, сохраняет от своего " природного" происхождения только волокнистую структуру, но при этом приобретает новые потребительские качества, такие как долговечность, устойчивость к влаге и атмосферным воздействиям. С развитием частной собственности и повышением требований к энергосбережению возникает потребность в "теплых" алюминиевых конструкциях, используемых в местах интенсивных человеко-потоков: в магазинах, учреждениях и т.д.
В конце XX века в Украине произошло первичное накопление капитала, появились заказчики, готовые, помимо утилитарных качеств остекления, оплачивать и эстетические изыски архитекторов. Появились первые примеры структурного остекления фасадов, удовлетворяющего всем требованиям теплозащиты.
В этой статье мы попытаемся разобраться в ситуации, сложившейся на оконном рынке Украины, определить его емкость, динамику изменений в последние годы, выяснить, сколько окон из различных материалов потребляется сегодня в Украине и каковы перспективы развития этого рынка.
Чтобы определить состояние рынка окон, мы произвели комплексное маркетинговое исследование, основные результаты которого будут приведены ниже. Проанализировав оконный рынок Европы (с учетом национальных особенностей разных стран), Германии (как законодательницы оконных технологий), Польши (как страны, опыт которой во многом наследует Украина), а также изменения, произошедшие за последнее десятилетие в этих странах, можно предсказать тенденции развития, которые ожидают украинский рынок в ближайшем будущем.
Итак...
Европа
В 1999 году в Европе произвели 2,5 млн. тонн материалов (профилей и бруса), 35% которых ушло на производство окон из ПВХ, столько же - на производство деревянных конструкций, несколько меньше - 30% - составил алюминий. Для сравнения отметим, что в Украине в том же 1999 году было использовано около 8 тыс. тонн материалов, что соответствует 0,32% общеевропейского потребления.
Соотношение количества окон из различных материалов в существующем жилом фонде стран Европы к концу 90-х годов проиллюстрировано в таблице. Очевидно, что дерево, как традиционный материал для изготовления окон, используемый десятки лет, занимает лидирующие позиции. Наибольшее количество деревянных окон установлено в странах бывшего соцлагеря со старым жилищным фондом (Болгария, Венгрия, Литва, Румыния, Словения и др.), либо в скандинавских странах с обилием лесов и повышенными требованиями к теплоизоляционным качествам остекления. В странах центральной Европы с развитой экономикой, расположенных вне зон экстремального климата (северных или южных районов), отдают предпочтение пластиковым окнам. Так, в Ирландии за последние несколько лет 7 0,5% окон сменили на окна из ПВХ, в Австрии, Англии и Германии свыше половины всех установленных окон изготовлены из метал-лопластика.
Алюминиевым конструкциям отдают предпочтение в южных странах, где не нужно защищаться от проникновения холода или где есть собственные источники сырья (Испания, Греция), и, следовательно, себестоимость комплектующих не высока.
Германия
За последние десятилетия Германия прочно заняла место лидера в развитии современных оконных технологий. Около 70% фирм, производящих оборудование, профильные системы, фурнитуру и расходные материалы для окон, находятся в Германии, которая стала своего рода испытательной лабораторией, где на практике опробуются новейшие разработки. Поэтому динамика изменений объемов производства окон в последнем десятилетии, популярность тех или иных материалов и технологий в Германии представляют для нас наибольший интерес как самый передовой и разнообразный опыт.
Емкость немецкого рынка окон достаточно стабильна и составляет 21-25 млн. окон в год. Наибольшее количество конструкций было произведено в 1995 году - 25,5 млн. штук. К 1999-2000 произошло насыщение рынка и наблюдается даже небольшое снижение объемов производства. В 2000 году в Германии произведено 20,9 млн. изделий -наименьший показатель последнего десятилетия. Понятно, насколько привлекательными стали открывшиеся рынки Восточной Европы для Германии.
Если мы рассмотрим материалы, используемые для производства оконных рам в Германии в 1990-2000 годах, то увидим неуклонный рост популярности окон из ПВХ. Их потребление выросло за 10 лет более чем в 1,5 раза и стало доминирующим на немецком рынке. Производство металлопластико-вых окон достигло показателя 55%. Это означает, что каждая вторая конструкция изготавливается из жесткого поливинилх-лорида. Интенсивно растет производство деревоалюминиевых окон (с 2% до 3,9%), которые, тем не менее, занимают незначительный сектор рынка.
Отметим, что популярность алюминия как конструкционного материала в последние годы значительно возросла. Он незаменим при остеклении фасадов зданий, изготовлении зимних садов и крышных фонарей, все чаще проектируемых архитекторами при строительстве новых или реконструкции старых зданий. Алюминий превосходит ПВХ по своим прочностным характеристикам, но уступает ему по теплоизоляционным свойствам. Окна из ПВХ вполне соответствуют и техническим, и экономическим требованиям, предъявляемым к ним, будучи к тому же дешевле алюминиевых окон. Поэтому, по-видимому, из алюминиевого профиля стали производить меньше обычных окон, все больше направляя его на решение сложных конструкторских задач.
Интересна также ситуация, наблюдаемая в секторе деревянных окон. Хотя общее количество изделий уменьшилось за 10 лет на 39%, качество их изменилось принципиально. Новые деревянные "евроокна" имеют сосвоими предшественниками только одну общую черту - исходное сырье. В начале 90-х большинство рам производились из цельного дерева. Такие окна реагировали на температурно-влажностные изменения атмосферного воздуха, требовали ежегодного ухода, рассыхались и не соответствовали требованиям теплосбережения. Но уже к 1998 году подавляющее большинство изделий были выполнены из трехслойного клееного бруса, обеспечивающего постоянство размеров и долговечность конструкции.
В качестве исходного сырья состоятельная Германия может себе позволить не только обычную сосну, но и импортируемую мягкую породу красного дерева - меранти. Это дерево становится все более популярным и по объемам производства к 1998 году меранти обгоняет хвойные породы. Вот уж где очень мало общего с Украиной, где наиболее употребимыми являются сосна и дуб! Производство окон из ели в Германии также достаточно стабильно и составляет порядка 10% объемов рынка. В то же время для отечественного рынка рамы из ели, равно как и из меранти, являются совершеннейшей редкостью. Пожалуй, это единственный опыт Германии, который Украина вряд ли будет наследовать.
Польша
Рынок нашего западного соседа во многом напоминает бурное развитие рынка " законодательницы оконной моды" начала 90-х годов. И хотя, к сожалению, мы не обладаем полной информацией о состоянии рынка в целом, постараемся проанализировать наиболее быстро развивающийся сектор ПВХ-окон.
Наиболее популярной системой, несмотря на потерю 4% рынка в 1999 г., на польском рынке являются профили немецкой фирмы VEKA. На втором месте - профили KOMER-LING, представленные на украинском рынке двумя-тремя фирмами, в основном, импортирующими готовые изделия из Польши. На третьем месте польский профиль PANORAMA, совсем не присутствующий в Украине, в отличие от своего венгерского родственника и тезки. И, наконец, далее идут хорошо знакомые украинским производителям немецкие системы TROCAL, КВЕ, REHAU.
Что касается использования оконной фурнитуры, то практически вся она производится в Германии. 90% польского рынка распределено между четырьмя лидирующими марками: ROTO, SIEGENIA, WINKHAUS и AUBI, занимающими разные по величине ниши, но значительно превосходящие по размеру следующих за ними.
Украина
В 1999 г. в Украине было произведено 1,14 млн. окон (0,43 - жилой фонд, 0,2 - нежилой фонд, 0,51 - замена существующих). Для сравнения: в Польше в 1999 г. произведено 7,52 млн. окон (из них 2,93 млн. штук из ПВХ).
По данным проведенного нами комплексного маркетингового исследования, для изготовления окон в Украины в 1999 г. было использовано составила около 8 тыс. тонн материалов (ПВХ, алюминиевых профилей и деревянного бруса).
Из них 3,508 тыс. тонн ПВХ, 0,865 тыс. тонн алюминиевого профиля использованы при производстве "евроокон" и 0,54 тыс. тонн дерева импортировано в виде готовых окон.
Для сравнения: в 1998 г. Украина потребила только лишь 2,631 тыс. тонн ПВХ-про-фильных систем и 1,06 тыс. тонн алюминия. Импорт готовых деревянных окон в Украину составил 0,894 тыс. тонн.
В 1999 г. объем завозимого в Украину алюминиевого профиля уменьшился. Это, по-видимому, можно объяснить следующими причинами:
- российским финансово-экономическим кризисом 1998г.;
- использованием новых схем ввоза алюминиевого профиля, позволяющего достаточно эффективно камуфлировать его для корректировки таможенной пошлины в нужную для импортера сторону. Такие схемы влияют на общий объем импорта, однако, по нашему мнению, не могут корректировать его больше чем на 20-30%. Здесь мы приводим данные без поправочного коэффициента, полученные, так сказать, "чистым" способом.
Вместе с тем, огромное количество остекленных фасадов, появившихся в последнее время, убедительно свидетельствуют о росте популярности алюминиевых конструкций. Так, в 1999 г на украинском рынке алюминиевых изделий появились три новых поставщика: американская фирма EXCEL, польский METALPLAST и российский "Агрисовгаз". Украинские производители - Киевский (ранее Броварской) завод алюминиевых конструкций, днепропетровский "Югчермет" ; и Донецкий алюминиевый завод, совокупная производственная мощность которых составляет 21000 тонн, не составили серьезной конкуренции иностранным поставщикам. Наиболее потребляемыми в последние годы на рынке Украины остаются турецкие алюминиевые профили. И хотя довольно часто приходится слышать нарекания по поводу их качества, ценовая компонента, по-видимому, оказывает решающее влияние при выборе системы. Удивителен феномен турецких фирм, ни одна из которых не имеет своего представительства в Украине, более того, некоторые украинские поставщики профиля вынуждены держать своих представителей в Турции. Пожалуй, ни в одной другой области оконного рынка отечественные фирмы не сделали так много для продвижения иностранной продукции.
Бельгийская фирма REYNAERS, прочно удерживающая третью позицию, убедительно доказывает, что роль играет не только цена, но и качество продукции, а также умение ее продавать. Как известно, профиль REYNAERS - один из достаточно дорогих, и его позиция на украинском рынке - прекрасный пример сочетания правильной политики продаж и сервиса.
На популярности окон из ПВХ финансово-экономический кризис в России никак не отразился. Более того, пî