Технологии строительства и деревообработки.

Оконный рынок Украины -тенденции развития

За три последних десятилетия весь мир уже успел привыкнуть к такому удобству, как ?евроокна?. Именно за это время отмечен бурный рост их производства.

Домашевская О. Оконный рынок Украины -тенденции развития // Витрина. 2000. №4. C.3-13

На пороге двадцать первого столетия в сознании человечества произошли изменения. Новый век многие называют веком стекла. За три последних десятилетия весь мир уже успел привыкнуть к такому удобству, как ?евроокна?. Именно за это время отмечен бурный рост их производства.




Современные технологии позволяют изготавливать окна из ПВХ, алюминия, дерева, а также комбинировать дерево, алюминий и пластик. Такие окна отличаются прекрасными эксплуатационными характеристиками и современным дизайном. Нельзя не согласиться с тем, что именно качественные окна сегодня в основном определяют комфортность квартиры или дома. Преимущества ?евроокон? по сравнению со старыми моделями давно и всем очевидны. И если еще 7-8 лет назад в нашей стране можно было услышать нелестные отзывы о ?евроокнах? (алюминиевый профиль, дескать, холодный, а ПВХ вообще вреден для здоровья), то сегодня уже никто не ставит под сомнение целесообразность их применения, их практичность и эстетичность. Они заняли свою, довольно прочную нишу на отечественном рынке, которая успешно развивается по своим законам. О тенденции ускоренного развития украинского рынка ?евроокон? свидетельствует то, что за последнее время значительно возросло число производителей этих изделий. Это, в свою очередь, приводит к увеличению конкуренции и, как следствие, к снижению цен на товар, а также вынуждает повышать качество продукции.

В Украине расход топлива на отопление 1 м2 жилой площади в 3-4 раза выше, чем в развитых странах.

Первыми из ?евроокон?, появившихся на рынке Украины в начале 90-х гг., были металлопластиковые окна. Вначале их завозили в виде готовых изделий, в основном, из Германии, затем начали привозить из Польши. Первые ПВХ-окна украинского производства можно датировать 1993-1994 годами. Практически одновременно с ними рынок осваивают пионеры деревянного окностроения. Их продукция, изготовленная из трехслойного клееного бруса, пропитанного многочисленными клеями, смолами и краской, сохраняет от своего ?природного? происхождения только волокнистую структуру, но при этом приобретает новые потребительские качества, такие как долговечность, устойчивость к влаге и атмосферным воздействиям. С развитием частной собственности и повышением требований к энергосбережению возникает потребность в ?теплых? алюминиевых конструкциях, используемых в местах интенсивных человеко-потоков, в магазинах, общественных заведениях и т.д.

В конце XX века в Украине произошло первичное накопление капитала, появились заказчики, готовые, помимо утилитарных качеств остекления, оплачивать и эстетические изыски архитекторов. Появились первые примеры структурного остекления фасадов, удовлетворяющего всем требованиям теплозащиты.

В этой статье мы попытаемся разобраться в ситуации, сложившейся на оконном рынке Украины, определить его емкость, динамику изменений в последние годы, выяснить, сколько окон из различных материалов потребляется сегодня в Украине и каковы перспективы и пути развития этого рынка.

Чтобы определить состояние рынка окон, мы произвели комплексное маркетинговое исследование, некоторые результаты которого будут приведены ниже. Проанализировав оконный рынок Европы (с учетом национальных особенностей разных стран), Германии (как законодательницы оконных технологий), Польши (как страны, опыт которой во многом наследует Украина), а также изменения, происходившие в последней декаде XX века в этих странах, можно предсказать тенденции развития, которые ожидают украинский рынок в ближайшем будущем.

Итак...




Европа




В 1999 году в Европе произвели 2,5 млн. тонн материалов (профилей и бруса), 35% которых ушло на производство окон из ПВХ, столько же - на производство деревянных конструкций, несколько меньше - 30% - составил алюминий (см. стр. 15, рис. 4а). Для сравнения отметим, что в Украине в том же 1999 году было использовано около 8 тыс. тонн материалов, что соответствует 0,32% общеевропейского потребления.

Соотношение количества окон из различных материалов в существующем жилом фонде стран Европы к концу 90-х годов проиллюстрировано в табл. 1. Проведя сортировку по каждому из применяемых материалов, мы определили области наибольшего распространения рам из дерева, ПВХ и алюминия (рис. 1 а, б, в). Очевидно, что дерево, как традиционный материал для изготовления окон, используемый десятки лет, преобладает в проемах по сравнению современными материалами, появившимися в последнем десятилетии (рис. 1 а). Так, наибольшее количество деревянных окон установлено в странах бывшего соцлагеря со старым жилищным фондом (Болгария, Венгрия, Литва, Румыния, Словения и др.), либо в скандинавских странах с обилием лесов и повышенными требованиями к теплоизоляционным качествам остекления. В странах центральной Европы с развитой экономикой, расположенных вне зон экстремального климата (северных или южных районов), отдают предпочтение пластиковым окнам. Так, в Ирландии за последние несколько лет 70,5% окон сменили на окна из ПВХ, в Австрии, Англии и Германии свыше половины всех установленных окон изготовлены из металлопластика (рис. 1 б). Алюминиевым конструкциям отдают предпочтение в южных странах, где не нужно защищаться о проникновения холода или где есть собственные источники сыры (Испания, Греция), и, следователь но, себестоимость комплектующих невысока (рис. 1 в).






Табл. 1 . Состояние рынка оконных рам в Европе в конце 90-х гг. %







Страна


Дерево


ПВХ


Алюминий





Австрия


33


52


15





Англия


25


52


23





Бельгия


51


27


22





Болгария


78


9


13





Венгрия


72


20


8





Германия


27,5


51


21,5





Греция


42,5


10,5


47





Дания


38,5


34


27,5





Ирландия


12


70,5


17,5





Испания


20


9


71





Италия


49


12


39





Латвия


62


20


18





Литва


67,5


14,5


18





Нидерланды


46,5


32,5


21





Норвегия


70


2


28





Польша


58


39


3





Португалия


7,5


1,5


91





Румыния


67,5


18,5


14





Словакия


49


40


11





Словения


64,5


29,5


6





Финляндия


61


14


25





Франция


35


39


26





Чехия


46,5


45,5


8





Швейцария


55,5


23,5


21





Швеция


60


2,5


37,5





Эстония


64


20


16





Европа


48,6


26,5


24,9






Германия




За последние 30 лет Германш прочно заняла место лидера в раз витии современных оконных технологий. Около 70% фирм, производящих оборудование, профильные системы, фурнитуру и расходные материалы для окон, находятся в Германии, которая стала своего рода испытательной лабораторией, где на практике опробуются новейшие разработки. Поэтому динамика изменений объемов производства окон в последнем десятилетии, развитие популярности тех или иных материалов и технологий в Германии представляет для нас наибольший интерес как самый передовой и разнообразный опыт.






Табл. 2. Доля германского рынка в млн. окон









Год


Всего





1992


21,973





1993


23,423





1994


25,164





1995


25,523





1996


24,544





1997


24,325





1998


22,617





1999


21,330





2000


20,981









Табл.3. Млн. м2 окон, произведенных в Германии







Год


Всего





1992


37.134





1993


39.585





1994


42.527





1995


43.136





1996


41.480





1997


41.109





1998


38.223





1999


36.052





2000


35.457







Емкость немецкого рынка окон достаточно стабильна и составляет 21-25 млн окон в год (табл. 2). Наибольшее количество конструкций было произведено в 1995 году -25,5 млн штук. К 1999-2000 произошло насыщение рынка и наблюдается даже небольшое снижение объемов производства . В 2000 году в Германии произведено 20,9 млн изделий -наименьший показатель последнего десятилетия. Понятно, насколько привлекательными для Германии стали открывшиеся рынки Восточной Европы

Площадь среднестатистического немецкого окна составляет 1,69 м2. В Украине по статистике окна чуть больше -2,08м2

Количество квадратных метров окон, производимых ежегодно в Германии, приведено в табл. 3.

И хотя рынок в целом стабилизировался и внешнего развития не наблюдается, внутри он продолжает изменяться. Если мы рассмотрим материалы, используемые для производства оконных рам в Германии в 1990-2000 годах табл. 4, 5; о увидим неуклонный рост популярности окон из ПВХ Их потребление за 10 лет выросло более чем в 1,5 раза и стало доминирующим на немецком рынке. Производство металлопластиковых окон достигло показателя 55%. Это означает, что каждая вторая конструкция изготавливается из жесткого поливинилхлорида. Еще интенсивнее растет производство деревоалюминиевых окон (с 2% до 3,9%), которые, тем не менее, занимают незначительный сектор рынка.

Отметим, что кривая, отвечающая за производство алюминиевых изделий , отражает количественные изменения в этой области, но никак не качественные. На самом деле популярность алюминия как конструкционного материала в последние годы значительно возросла. Он незаменим при остеклении фасадов зданий, изготовлении зимних садов и крышных фонарей, все чаще проектируемых архитекторами при строительстве новых или реконструкции старых зданий. Алюминий превосходит ПВХ по своим прочностным характеристикам, но уступает ему по теплоизоляционным свойствам. Окна из ПВХ вполне соответствуют требованиям, предъявляемым к светопрозрачным ограждающим конструкциям, будучи к тому же дешевле алюминиевых окон. Поэтому, по-видимому, алюминиевый профиль вместо производства обычных окон стали направлять на решение сложных конструкторских задач, где он незаменим.








Табл. 5. Конструкции оконных рам в Германии. Материалы, используемые для производства оконных рам в 1 990-2000 годах в %







Год


Дерево/AL


Дерево


ПВХ


AL





1990


2


39,5


35


23,5





1991


2


35


41,5


21,5





1992


2,3


34,8


41,4


21,5





1993


2,3


34,6


42,7


20,5





1994


2,4



Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com