О монтаже окон с точки зрения уголовной ответственности или это должен знать каждый!
Об уголовной ответственности за неправильно произведенный монтаж окон, а точнее, за монтаж при отсутствии разрешительных документов - лицензии
Домашевская О. О монтаже окон с точки зрения уголовной ответственности или это должен знать каждый! // Витрина. 2002 . №3. C. 4-7
Полагаю, что многие из вас впервые услышали об уголовной ответственности за неправильно произведенный монтаж окон, а точнее, за монтаж при отсутствии разрешительных документов - лицензии.
Кто из вас, дорогие читатели, не монтировал в своей жизни окна? Думаю, все вы в той или иной степени причастны к этой процедуре. Иначе и быть не может, т.к. установка конструкции в жизни профессионала-оконщика является завершающей операцией перед столь желанным и долгожданным моментом -оплатой своего труда. Все ли вы спите после этого спокойно, не беспокоясь, что час оплаты станет часом расплаты из-за нарушения юридически-казуистических формальностей? Если вы уверены, что знаете формальную сторону вопроса досконально и до зубов вооружены необходимыми документами - эта статья не для вас. Но, если у вас закрадываются хотя бы небольшие сомнения - прочтите нижеизложенное. Ознакомившись с последними постановлениями, принятыми не так давно, мы провели их анализ, а также сформулировали некоторые практические советы по отражению претензий налоговой администрации и органов правосудия на период получения Вами требуемых бумаг.
Полагаю, что многие из вас впервые услышали об уголовной ответственности за неправильно произведенный монтаж окон, а точнее, за монтаж при отсутствии разрешительных документов - лицензии.
Итак, начнем с начала... 1 июня 2000 года Верховна Рада Украины приняла Закон "Про ліцензування певних видів господарської діяльності", который обозначил перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, а также организационно-правовые мероприятия по его обеспечению.
Приведем некоторые основополагающие определения, используемые в законе и других нормативных актах, употребляемые нами в дальнейшем (на языке оригинала):
- ліцензіат - суб'єкт господарювання, який одержав ліцензію на провадження певного виду господарської діяльності, що підлягає ліцензуванню;
- господарська діяльність - будь-яка діяльність, у тому числі підприємницька, юридичних осіб, а також фізичних осіб - суб'єктів підприємницької діяльності, пов'язана з виробництвом (виготовленням) продукції, торгівлею, наданням послуг, виконанням робіт;
- ліцензія - документ державного зразка, який засвідчує право ліцензіата на провадження зазначеного в ньому виді господарської діяльності протягом визначеного строку за умови виконання ліцензійних умов;
- ліцензійні умови - установлений з урахуванням вимог законів вичерпний перелік організаційних, кваліфікаційних та інших спеціальних вимог, обов'язкових для виконання при провадженні видів господарської діяльності, що підлягають ліцензуванню.
В редакции закона от 7 марта 2002 статья 9, п.30 к виду хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, относят "будівельну діяльність (вишукувальні та проектні роботи для будівництва, зведення несучих та огороджуючих конструкцій, будівництво та монтаж інженерних і транспортних мереж)".
Здесь и дальнейшем "От редакции" (ОР): Как видно, на момент 7.03.2002 вопрос лицензирования процесса возведения светопрозрачных ограждающих конструкций оставался философским, спорным и юридически неопределенным.
Закон подробно освещает вопросы, связанные с перечнем документов, предоставляемых для выдачи лицензии, процедуру выдачи и основания для ее отказа. Лицензия должна быть оформлена органом лицензирования в трехдневный срок с момента получения документа о внесении платы за ее выдачу и срок ее действия на проведение определенного вида деятельности, устанавливаемый Кабинетом Министров Украины, не может быть меньше трех лет.
Кабинет Министров утверждает также перечень органов лицензирования, которые совместно с Государственным комитетом по вопросам регуляторной политики и предпринимательства утверждают лицензионные условия.
Полный текст редакции закона от 07.03.2002 читайте в ежегодном каталоге "Окно в Украину-2003", издаваемом журналом "ВИТРИНА".
В постановлении № 1698 от 14.1 1.2000 Кабинет Министров Украины назначил Госстрой Украины, Совет Министров АР Крым, областные, Киевскую и Севастопольскую госадминистрации органами лицензирования в строительной области (проектные работы, возведение несущих и ограждающих конструкций). Хозяйственная деятельность на основании лицензий, выданных этими организациями, может осуществляться только на территории их юрисдикции. Т.е. для осуществления деятельности по всей Украине необходима лицензия, выданная Гостроем Украины, а лицензия местных органов исполнительной власти позволяет действовать на территории соответственной административно-территориальной единицы.
Каждому филиалу, каждому обособленному подразделению лицензиата требуется копия лицензии, выдаваемая органом лицензирования, за что взымается соответствующая плата, равная одному необлагаемому минимуму доходов граждан.
Во исполнение Закона Украины "О лицензировании..." Госком по предпринимательству совместно с Госстроем 09.01.2001 издали приказ "Об утверждении лицензионных условий проведения хозяйственной деятельности по изготовлению, монтажу несущих конструкций, монтажу конструкций в строительной, ремонтно-строительной деятельности", в котором, кроме лицензионных условий, также утверждался кодификатор видов работ, для осуществления которых необходимо наличие лицензии. К таким работам относили (из интересующих нашу аудиторию): остекление 2.1 2.01. железобенных и металлических рам фонарей; 2.12.02. витрин и витражей большеразмерным стеклом, стеклопакетами.
До сентября 2001 года практически все фирмы, устанавливающие металлопластиковые, деревянные, алюминиевые и даже стальные конструкции, на совершенно законных основаниях производили монтаж окон, не заботясь о получении разрешительных документов. Но Приказом № 112/182 от 13.09.2001 Госкомпредпринимательства совместно с Госстроем Украины утвердил новые лицензионные условия осуществления строительной деятельности (в частности, возведения несущих и ограждающих конструкций) а также перечень видов работ, требующих лицензирования. Здесь четко обозначено, что "зведення несучих та огороджуючих конструкцій будівель та споруд, будівництво та монтаж інженерних й транспортних мереж (для нового будівництва, реконструкції та капітального ремонту): 3.01.13.02 дерев'яних огороджувальних, 3.01.13.04 клеєної деревини; 3.01.14 металопластикових (вікон, дверей тощо), полімерних, комбінованих, пневматичних та інших видів; скління 3.07.15.01 залізобетонних, металевих, дерев'яних рам ліхтарів тощо; 3.01.15.02 вітрин та вітражів великорозмірним склом і склопакетами; реставраційні роботи 3.01.20.02 дерев'яних конструкцій і виробів; 3.01.20.03 металевих конструкцій і виробів (тобто і алюмінієвих) підлягають ліцензуванню".
Лицензионные условия - указано в Приказе - обязательны для субъектов хозяйствования, которые выполняют вышеуказанные виды работ (полный текст Приказа читайте в каталоге "Окно в Украину -2003")
Ответственность за нарушение действующего законодательства предусмотрена в Законе"О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности" "До суб'єктів господарювання за провадження господарської діяльності без ліцензії застосовуються фінанcoвi санкції у вигляді штрафа у poзмipax, встановлених законом" а также в Уголовном Кодексе Украины Статья 202 п 1 гласит "Здійснення без державної реєстрації, як суб'єкта підприємницької діяльності, що містить ознаки підприємницької та яка підлягає ліцензуванню або здійснення без одержання ліцензії видів господарської діяльності, що підлягають ліцензуванню відповідно до законодавства чи здійснення таких видів господарської діяльності з порушенням умов лщензування якщо це було пов'язано з отриманням доходу у великих розмipax (О.Р.: на сегодня - это 17000 гривен), - карається штрафом від ста до двохсот пятидесяти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян (О.Р.: от 1700 до 4250 грн) або виправними роботами на строк до двох poків, або обмеженням волі на той самий строк" (!) Так что за монтаж окна без лицензии согласно Закону можно угодить на 2 года в тюрьму!
Вывод однозначен - лицензию (которую можно получить при соблюдении всех лицензионных условий) должна иметь каждая фирма если ее работники хотя бы прикасаются к окну с целью установить его в проем Вопросов нет - собирайте все необходимые документы и подавайте их в областные госадминистрации Но что делать если уже завтра к вам придут представители специально созданного органа по вопросам лицензирования с плановой или неплановой проверкой?
У нас имеются два момента за которые можно зацепиться при временном оправдании перед проверяющими:
1) возведение или монтаж оконных конструкций Понятие монтажа оконных блоков приведено в Межгосударственном Стандарте "Блоки оконные" ДСТУ Б В.2.6.-23-2001. Дата введения 01.01.2001 (О.Р. полный текст напечатан в каталоге "Окно в Украину 2002", п.9 "Общие требования к монтажу и эксплуатации", стр. 144). Прежде всего, монтаж оконных блоков подразумевает исполнение монтажных узлов примыкания окон к стенам. Если фирма не изготавливала узел примыкания в полном объеме, включая оконные откосы, согласно проектной документации, следовательно, она не производила монтаж оконного блока. На самом деле, окна, которые доставили представители фирмы на объект, были закреплены в оконном проеме с целью регулировки фурнитуры, открывания створки, что возможно сделать только на зафиксированном окне. Это и было произведено с помощью крепежного материала, а существующие щели были задуты монтажной пеной. Такие действия нельзя классифицировать как монтаж и возведение ограждающей оконной конструкции. По сути, оконные блоки, изготовленные некоей фирмой, были всего лишь доставлены на стройку. Их можно было оставить стоящими, например, у стены, но в этом случае опасность, что их разобьют, значительно выше. Следовательно, безопаснее закрепить их в проеме, произвести необходимые регулировки, а задувание пеной является бесплатной услугой фирмы уважаемому клиенту. Главное - старайтесь избегать в договоре пункта, касающегося установки или монтажа конструкций!
2) Возведение ограждающих конструкций (для нового строительства, реконструкции или капитального ремонта) - указано в Приказе об утверждении лицензионных условий. Упоминается только капитальный ремонт! Операции по выполнению текущего ремонта не лицензируются!
Что же такое текущий ремонт? Юридически это четко закреплено в письме Госстроя Украины № 7/11 от 13.01.98 "Об определении понятий текущего и капитального ремонтов жилых и общественных зданий". В частности, в п.8 "Прорізи" "Переліку основних ремонтно-будівельних робіт квартального та поточного ремонту житлових i громадських будівель та споруд. Поточний ремонт" зазначено, що 1) "виправлення віконних рам та дверей із заміною до 5% вciєї площі зимових рам та до 3 % загальної кількості дверей, 2) заміна несправних віконних, дверних приладів та встановлення тих, що бракує" относится к текущему ремонту. Следовательно, если вы сможете доказать, что вашей фирмой выполнялись работы по замене оконных блоков в рамках 5 % площади остекления или замене неисправных, то такие работы относятся к понятию текущего ремонта и не требуют лицензирования.
Повторимся, такие рекомендации позволят вам "отбиться" от проверяющих органов только по претензиям на одном отдельно взятом объекте и помогут "продержаться" до получения лицензии. Для того, чтобы спать спокойно и чувствовать себя уверенно необходимо получить это право - лицензию.
P.S. Если у вас, дорогие читатели, есть другие вопросы, касающиеся регулирования тех или иных моментов деятельности - просим обращаться в редакцию и мы попытаемся разобраться, получить квалифицированные рекомендации специалистов и изложить это на страницах нашего журнала.