Технологии строительства и деревообработки.

Зовущее к истокам Мастерство

Паркет ? лучший выбор для пола во всех отношениях.

Яковенко И. Зовущее к истокам Мастерство // Ватерпас. 2001. №4. C.106-108

Паркет ? лучший выбор для пола во всех отношениях, ведь дерево, экологически чистое, способно служить верой и правдой десятилетия, а его природные, естественные цвета сочетаются с любым, даже самым изысканным дизайном интерьера.

Высокохудожественный (?дворцовый?) паркет веками считался принадлежностью исключительно дворцовых интерьеров. Сегодня, благодаря достижениям и современным технологиям, такой паркет стал доступным более широкому кругу покупателей.

В России первые упоминания о нем относятся к XVIII в. и связаны, прежде всего, с именем архитектора Растрелли.

Однако, несмотря на технические достижения, и в наше время искусство художественного паркета во всем мире по-прежнему ос-ается прерогативой немногих фирм-производителей и мастеров-укладчиков высочайшей квалификации.

Художественный паркет бывает двух видов: художественный геометрический и высокохудожественный (?дворцовый?). Некоторые производители паркета смешивают эти два понятия. Разделение паркета на виды и группы внутри каждой компании-производителя для удобства чаще всего вводится свое.

В дворцовом паркете, в свою очередь, выделяют два вида: наборный и щитовой.

Высокохудожественный (?дворцовый?) паркет характеризуется тем, что все его элементы имеют, как правило, криволинейные очертания. Это наиболее сложный в изготовлении и дорогостоящий из всех видов паркета. При создании рисунков такого паркета могут использоваться десятки различных пород древесины, придающие покрытию неповторимую красоту. Вырезание элементов рисунков дворцового паркета может осуществляться как при помощи лазера, управляемого компьютером, так и механической резкой древесины.

Нельзя не сказать о том, что сравнительно высокие цены на дворцовый паркет привели к тому, что появился его имитатор ? щитовой паркете высокохудожественным исполнением рисунка. Стоимость такого паркета, конечно, ниже настоящего дворцового паркета, но у него есть ряд недостатков: довольно толстые щиты (до 40 мм ? это нужно для обеспечения их прочности) с трудом стыкуются, неодинаково ведут себя при нагрузках, шлифовке, очень чувствительны к колебаниям температуры и уровню влажности в помещении.

Рисунок щитового паркета разбивается на отдельные равные клетки (щиты), самый распространенный размер щита ? 600x600 мм, но производят и другие, такие как 300x300 мм, 400х400мм. Щит с фрагментом орнамента изготавливается в цехе Элементы, вырезанные из заготовок различных пород древесины, собираются в щиты-фрагменты, которые уже на месте тщательно подгоняются друг к другу. Паркетные щиты состоят из двух- трех слоев древесины. Их основания делают из низкосортной древесины, а верхний слой ? из ценных пород дерева. При укладке паркетные щиты очень часто недостаточно плотно стыкуются друг с другом. По этой причине щитовой паркет не пользуется большой популярностью Однако благодаря последним достижениям в области техники и высококачественным материалам, в будущем можно будет в значительной степени улучшить и продлить эксплуатационные свойства готового пола.

Художественный геометрический паркет характеризуется тем, что все элементы его рисунков имеют прямолинейные очертания. Обычно детали рисунков такого паркета изготавливаются мастерами прямо на месте укладки, что делает работу трудоемкой и, следовательно, достаточно дорогой. Однако из указанного правила есть исключение. Компания ?Инекс Укр Паркет? первой (и пока единственной) в странах СНГ освоила серийный выпуск художественного наборного геометрического паркета. Это означает, что все элементы рисунков изготавливаются в заводских условиях и в виде набора готовых деталей поступают на объект вместе со схемой монтажа. На месте укладки фактически осуществляется сборка покрытия, все элементы которого связаны между собой по системе ?шип-паз?. Такая технологическая схема, при которой наиболее трудоемкие и требующие наибольшей точности операции перенесены в заводские условия, позволяет значительно ускорить процесс монтажа покрытия, улучшить его эксплуатационные характеристики, и снизить конечную стоимость готового покрытия для потребителя. Наличие механической связи гарантирует большую долговечность покрытия. Некоторые характерные черты художественного и дворцового паркета:

- при создании рисунков используются различные породы дерева (как отечественные, так и экзотические). Цель ? достижение разнообразной цветовой гаммы, такое напольное покрытие превращается в настоящее произведение искусства;

- дизайн ? проектирование рисунка паркета, исходя из общего стиля интерьера, для которого он предназначен, и придание ему оригинальности, учитывая вкус и пожелания заказчика;

- при выборе пород для рисунка учитываются не только цвет и фактура поверхности дерева, но также и его физические характеристики. Выбранные породы древесины должны одинаково вести себя при воздействии механических нагрузок и изменении температуры и влажности воздуха.

Профессионалы утверждают, что такой паркет не только красив и изыскан, но еще и долговечен. Как правило, если паркет пролежал год и с ним не произошло никаких деформаций, не появились щели и скрип, то он прослужит свой срок, который для качественных паркетных полов составляет до 100 лет.



Производство высокохудожественного паркета





Традиционным методом изготовления такого паркета является ручная резка. В последнее время, при изготовлении высокохудожественного паркета используется механическая высокоточная резка. Она обеспечивает вырезание элементов любой формы, в том числе и фрагменты сложных рисунков (например, растительных орнаментов). К достоинствам механической резки древесины можно отнести большую точность подгонки элементов между собой и меньшую степень воздействия на обрабатываемый материал.

Кроме перечисленных методов, для обработки древесины также используется лазерная резка. Относительная простота исполнительных органов ? ее главное преимущество, так как в процессе лазерной резки не требуется приложения значительных механических усилий

Композиционно рисунки покрытия представляют собой геометрические орнаменты или живописные криволинейные узоры, чаще всего растительного характера. Основные приемы (техника) устройства полов из художественного паркета:

1. Интарсия (инкрустация). Это живописная композиция. В основную породу древесины лицевого слоя (общий фон) вставляются отдельные фрагменты древесины других пород, чаще всего цветных. Элементы паркета подгоняют друг к другу так плотно, как только возможно, и создают узоры, и ?картины? примерно так же, как делают из кусочков стекла цветные витражи. Красота и эффектность интарсии зависят от искусства выбора композиции и различных пород древесины для создания поверхностей различного цвета и текстуры. Важно, чтобы выбранные породы древесины были примерно одной твердости, поскольку, если одновременно применяются твердые и мягкие материалы, то под воздействием тепловлажностного режима, может происходить неравномерная деформация элементов пола.

2. Маркетри (франц. marqueterie). Это геометрическая композиция. Рисунок лицевого покрытия набирается из отдельных элементов, различных по цвету и текстуре. Планки плотно подгоняются одна к другой и приклеиваются на основание щита. Вначале таким способом украшали и без того красивую, богатую резьбой, мебель. Профессионально сочетая текстуру дерева и оттенок, можно создавать уникальные рисунки. Красное дерево, орех, мореный дуб дают темный насыщенный цвет, который становится еще глубже при вскрытии лаком. Из ольхи, дуба, липы, березы, акации, граба получается узор очень широкой цветовой гаммы ? от темного до почти белого. Особенно приятные оттенки дают фруктовые породы дерева: груша, яблоня, вишня. ?Картины?, созданные по технике маркетри, обладают редкой особенностью никогда не надоедать. Они легко притягивают к себе взгляд и излучают живительное тепло дерева.

3. Мастера высокого класса при укладке используют сочетание техник интарсия и маркетри.

4. Графье. Гравировка по дереву. Этим приемом можно создавать разноообразные узоры по основному фону путем срезания тонких желобков. В желобки вставляются волокна черного дерева.

Паркетный пол ? живущая своей собственной жизнью, но стилистически неотъемлемая часть интерьера. И, параллельно с составляющими интерьера, проходя все градации изменении, меняется не паркетный пол, ? а взгляд на то, каким может быть непосредственно рисунок паркета.

От традиционной классической интерпретации, включая ?барокко? и ?модерн?, паркетный рисунок послушно укладывается и в стиле ?минимализм?, и в стиле ?кантри?, и также в стилях: ?комбинаторика?, ?неоарт?, ?студийный дизайн?. И даже сиюмодная направленность ? ?стилизация животных и растительных форм? ? не представляет затруднения, благодаря использованию современных технологий.

Характер рисунка лицевого покрытия всегда связан с оформлением стен и потолка помещения. В относительно строгих помещениях правильной прямоугольной формы, без излишеств в украшениях, устраивается паркет с геометрическим орнаментом. В круглых и криволинейных помещениях, с лепными украшениями и богатой отделкой потолков, укладывается паркете рисунком живописной композиции. При этом рисунок лицевого покрытия сочетается с оформлением потолка.



Правила ухода за художественным и дворцовым паркетом те же, что и за обычным штучным паркетом



Для ежедневного ухода его достаточно подметать или пылесосить. Можно протирать хорошо отжатой тряпкой Паркет не рекомендуется мыть с применением большого количества воды и моющих средств, которые разрушают лаковое покрытие. При появлении пятен их следует незамедлительно удалить. По обе стороны входной двери положите коврик, чтобы грязь и песок не попадали на паркет. Под ножки столов, стульев и кресел следует класть специальные войлочный подкладки, которые можно приобрести в специализированных магазинах, занимающихся продажей строительных материалов для внутренней отделки квартир.В течение первых 7-12 дней после нанесения лака не рекомендуется проводить влажную уборку, поскольку она замедляет затвердение лака.

Чрезвычайно важно сохранять постоянную влажность. Древесина является гигроскопичным материалом, то есть она обладает свойством поглощать и отдавать влагу. В жилом помещении относительная влажность должна быть в пределах ? 50-60% и температура около +18+22 (такие параметры оптимальны как для здоровья человека, так и для сохранения деревянных напольных покрытий).



Вместо послесловия.





Не так уж много в Украине компаний-производителей, которые могут предложить клиенту художественный и ?дворцовый? паркет На сегодняшний день этот рынок еще не сформировался. В России несколько иная ситуация ? ?Интеграф?, ?Золотое сечение?, ?Коробов?, ?Янтарная прядь?, ?Ковчег?, ?Дубрава?, ?Мир паркета? ? это только некоторые из работающих операторов на российском рынке. Их число постоянно увеличивается. Хотя рынок напольных покрытий еще не сформировался, но уже сегодня потребитель все чаще обращает внимание на марку, ассортимент, отзывы специалистов, наличие комплектующих, гарантии по эксплуатации пола. Клиент больше доверяет профессионалу-мастеру, а не продавцу. Оценить качество паркета потребитель может лишь в процессе эксплуатации. Уже в ближайшее время покупатели будут все чаще обращаться за паркетом в хорошо зарекомендовавшие себя фирмы, которые, в свою очередь, будут укреплять свои позиции на рынке.

Свою точку зрения о дизайне дворцового паркета высказывает Ирина Бржезицкая, дизайнер интерьера и художественного паркета: ?Дизайн дворцового паркета так же, как и само понятие ?дизайн?, требует в первую очередь знания законов композиции и применения этих знаний в направлении последовательной цепи:

?интерьер?-?пол?-?паркетный пол?.



И, не забывая о том, что художественный паркет имеет свою особенную логику и даже, пожалуй, философию материала, можно заключить ? дизайн дворцового паркета, как и все стоящее в жизни, трудоемкий, сложносоставной, но благодатный процесс, ?...ибо творение переживает творящего?.

Дерево, как материал, не любит выверенной линии.



Дерево, как материал, не любит не свойственного своей природе декоративного стиля и ?плоских? рисунков.

Дерево не принимает непрофессионализма как на стадии ?идея?, ?так и на стадии ?воплощение идеи?, и никогда не подчиняется амбициозному своеволию работающих с ним.

Дерево достойно уважения/и нужно просто изначально почувствовать, в каком рисунке, в каком изгибе линии оно хочет зазвучать гармонично...

И тогда дворцовый паркет живет в интерьере объемно и роскошно, поражая стройной закономерностью, богатством формы, глубиной, сочностью оттенков.

Говорить об этом можно было бы бесконечно. Однако давайте делать. Делать правильный грамотный дизайн и сквозь все приложенные ус&#

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com