Технологии строительства и деревообработки.

Резина для полов

Обзор рынка поливинилхлоридного линолеума

Бек Ш. Резина для полов // Бизнес . . 27 января 2003 (№ 4) . С. 30-32

Исследования БИЗНЕСа показали, что рынок линолеума сейчас пребывает в уникальном состоянии. Он представляет собой настоящее Эльдорадо для фигурантов, но пока золотишко там намывают в основном заграничные производители. Более 80% продаваемых в стране напольных ПВХ-покрытий ? иностранного происхождения, и объемы импорта линолеума в сто с лишним раз превосходят размеры экспорта. Подобная картина наблюдалась несколько лет назад на рынке обоев. Но стоило прийти в отрасль дальновидному инвестору, и ситуация преобразилась: среднеценовой сегмент полностью отдан на откуп отечественному товару. Производство ?половых? покрытий сегодня тоже ждет не дождется инвестора с $5-15 млн. Нужно немного: приобрести современные оборудование и технологии, да еще убедить родные власти в необходимости защищать внутренний рынок от иноземцев (читай ? ввести ощутимые пошлины на ввоз линолеума). Кстати, два предприятия отрасли уже сделали первый шаг ? установили новое ?железо? и начинают активно лоббировать свои интересы.



ПАСПОРТ ОТРАСЛИ




Количество предприятий, производивших линолеум в 2002 году, ? девять. В 2001 году ? восемь.

Объемы производства линолеума в Украине в 2002 году ? 3153,5 тыс.кв.м. В 2001 году ? 3047,1 тыс.кв.м.

Объемы экспорта линолеума за 10 месяцев 2002 года (код УКТ ВЭД 391810000) ? 27,658 тыс.кв.м на $43,43 тыс. (FOB). В 2001 году ? 5,54 тыс.кв.м на $39,85 тыс. (FOB).

Объемы экспорта линолеума за 10 месяцев 2002 года (код УКТ ВЭД 590400000) ? 82,6 тыс.кв.м на $566,7 тыс. (FOB). В 2001 году ? 40,9 тыс.кв.м на $104,23 тыс. (FOB).

Объемы импорта линолеума за 10 месяцев 2002 года (код УКТ ВЭД 391810000) ? 11950,8 тыс.кв.м на $8741,26 тыс. (CIF). В 2001 году ? 2581,36 тыс.кв.м на $9949,04 тыс. (CIF).

Объемы импорта линолеума за 10 месяцев 2002 года (код УКТ ВЭД 590400000) ? 808 тыс.кв.м на $646,75 тыс. (CIF). В 2001 году ? 672 тыс.кв.м на $890,66 тыс. (CIF).

Данные Госкомстата




СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ



Отечественный линолеум популярностью пока не пользуется. Отсталые технологии, допотопное оборудование не позволяют большинству предприятий выпускать конкурентоспособную продукцию. Без основательных и быстрых ?вливаний? в ?железо? и методологию производства отрасль может в ближайшее время ?загнуться?.

Полимерные напольные покрытия в Украине производят уже более полувека. Еще в 1951 году в Киеве была запущена первая линия по выпуску рулонного и плиточного линолеума.

Сейчас отечественные ?линолеумные? предприятия переживают, мягко говоря, не лучшие времена. Если раньше изготовляли более 20-30 млн кв. м ?мягких половых покрытий? в год, то сегодня ?объемные? показатели снизились в десять раз. Например, в 1990 году в стране произвели 32156,4 тыс.кв.м линолеума, а в 2002-м ? всего 3153,5 тыс.кв.м.

Одна из основных причин падения объемов производства, как считают специалисты, ? техническая и технологическая отсталость отечественных предприятий. Заводы работают на устаревшем оборудовании, не позволяющем выпускать продукцию, качество и ассортимент которой отвечали бы современным требованиям рынка. Вторая причина ? отсутствие нормальной сырьевой базы. Большую часть сырьевых компонентов приходится завозить из-за рубежа, что существенно повышает себестоимость продукции.

Третья ? резкое падение объемов жилищного и гражданского строительства, финансируемого государством. А частные строительные компании предпочитают импортные отделочные материалы.

Отсюда вытекает и четвертая причина снижения объемов производства линолеума в Украине ? массовый импорт аналогичной продукции. В Украине сегодня линолеум продают такие компании, как Tarkett Sommer AG (Франция, Люксембург), Forbo (международный концерн), Juteks (Словения), IVC (Бельгия), Grabo (Венгрия), Sintelon (Югославия), Lentex (Польша), LG (Южная Корея), Armstrong (Великобритания), Gerflor (Франция), Polyflor (Великобритания), Domo Gent (Бельгия), ?Синтерос? (Россия) и др.

Заводы работают на устаревшем оборудовании, не позволяющем выпускать продукцию, качество и ассортимент которой отвечали бы современным требованиям рынка. Выход из неблагоприятной ситуации ? полное техническое и технологическое перевооружение.

Успешное продвижение продукции иностранцев на украинский рынок объясняется просто: их продукция по физико-техническим, дизайнерским и прочим показателям лучше отечественной. Сей факт подтверждают и украинские производители.

Выход из неблагоприятной ситуации для отечественных предприятий ? полное техническое и технологическое перевооружение. Безусловно, это потребует больших капиталовложений, но иначе на отрасли скоро можно будет поставить крест.

По словам специалистов, ?бэушная? линия стоит как минимум $2-3 млн, новая ? $6-12 млн. У абсолютного большинства отечественных ?делателей? линолеума таких денег нет. Поиски внутренних и внешних инвесторов успехом пока не увенчались.

Но с прошлого года сложившаяся ситуация, кажется, стала меняться. Наконец-то в отрасль пошли деньги. В июне 2002 года в Калуше (Ивано-Франковская обл.) был открыт новый завод по производству ПВХ-линолеума (ширина полотна ? до 2 м), а в январе нынешнего года стало известно, что и СП ?Днепромайн? (г.Днепропетровск) закупило новый комплекс по производству ПВХ-линолеума.

Судя по всему, это только начало. Отечественные производители не прочь поэтапно обновлять технический парк своих предприятий и осваивать выпуск современных ПВХ-линолеумов, но они хотят, чтобы государство подсобило отрасли. В частности, украинские ?половики? хотят, чтобы держава повысила таможенные пошлины или ввела квоты на ввоз ПВХ-линолеума (ширина полотна ? до 2 м).



ГОВОРИТ РЕЦЕНЗЕНТ



Нина ПЯТИГОРСКАЯ, заведующая лабораторией украинского научно-исследовательского проектно-конструкторского института строительных материалов и изделий (НИИСМИ), г.Киев:

? Наконец БИЗНЕС обратился к одной из самых животрепещущих тем. О производстве линолеума необходимо было писать еще три-четыре года назад. Но лучше поздно, чем никогда.

Относительно статьи хочу сказать следующее. В ней приведены вполне достоверные официальные данные о рынке, производителях, об экспортно-импортных отношениях. Но, к сожалению, недостаточно внимания уделено сырьевой проблеме, зато о технологической отсталости отечественных предприятий написано верно. Предлагаемая в статье информация о рынке и его фигурантах поможет производителям линолеума, компаниям, торгующим этим материалом, потенциальным инвесторам правильно оценить ситуацию в отрасли. Хочу добавить, что существующие сегодня производственные мощности каким-либо образом модернизировать, реконструировать бесполезно. Необходимо покупать новые готовые линии по производству ПВХ-линолеума на вспененной основе.



ГОВОРИТ ЭКСПЕРТ



Мнение специалиста, пожелавшего остаться неназванным:

? Сравнивать линолеумную продукцию отечественных и зарубежных производителей бессмысленно. Наши заводы используют всего четыре-пять печатных рисунков, а у западных предприятий ? коллекция из 200-300 рисунков. Причем эта коллекция обновляется почти ежегодно. А украинские предприятия как зарядили 20 лет тому назад один рисунок, так и штампуют его поныне. В Украине линолеумные предприятия выпускают продукцию по отсталой технологии. Весь мир производит ПВХ-линолеум на вспененной основе, у нас же до сих пор прозрачную пленку с рисунком наносят на тканевую или синтетическую подоснову. Технологию производства тисненого линолеума в стране пока не освоили. Наши заводы, за редчайшим исключением, могут производить ПВХ-линолеум толщиной до 2 мм, шириной полотна до 1,5 м, зарубежные предлагают линолеумные полотна шириной до 4 м и толщиной до 4,5 мм. Естественно, потребитель отдает предпочтение импортному товару.

Да и качество сырья, которое используют украинские заводы в производстве ПВХ-линолеума, оставляет желать лучшего. В результате ? отечественный линолеум в жару ?лезет на плинтус?, а в холод, наоборот, ?съеживается?.



ПРОИЗВОДСТВО И ПОТРЕБЛЕНИЕ



Рынок линолеума в прошлом году вырос на 15,6%, но развивается он преимущественно за счет роста импортных поставок.

Сегодня в Украине линолеум производят следующие предприятия:

ООО ?Линолеумный завод ?Большевик? (г.Одесса);



СП ?Винисин? (г. Калуш, Ивано-Франковская обл.);



ОАО ?Тернопольский завод искусственных кож ?Винитекс?;

ООО ?Искож? (г.Одесса);



ОАО ?Киевгорстройматериалы?;



ОАО ?Луцкий картонно-рубероидный завод?;



ОАО ?Строительные материалы и строительство? (г. Днепродзержинск, Днепропетровская обл.);

ОАО ?Сумской завод резинотехнических изделий?;



ОАО ?Славянский завод ?Торэласт? (Донецкая обл.);



ООО ?Химическое объединение им. Г. И. Петровского? (пос. Петровское, Луганская обл.).

Среди них только СП ?Винисин? наращивает объемы производства. Остальные с каждым годом их снижают.

По оценкам специалистов, производственные мощности отечественных предприятий позволяют изготовлять более 30 млн кв.м линолеума, оборудование в среднем загружено всего на 10%.

В Таможенном тарифе для экспортно-импортных операций линолеум и аналогичные напольные покрытия обозначены кодами УКТ ВЭД 391810000 и УКТ ВЭД 590400000. По обеим товарно-номенклатурным позициям в 2001 году в Украину было ввезено 13,253 млн кв.м линолеума, а вывезено всего 46,44 тыс.кв.м., которыми в расчетах можно пренебречь. В Украине за тот же период было произведено почти 3,05 млн кв.м линолеума. Получается, что в позапрошлом году отечественный потребитель в общей сложности закупил свыше 16 млн кв.м ПВХ-покрытий для пола.

Такие же нехитрые расчеты показали, что за 10 месяцев 2002 года в Украину было ввезено 12,759 млн кв.м ПВХ-линолеума.

Среднемесячные объемы импорта линолеума ? 1,276 млн кв.м. Предположим, что в ноябре и декабре (точных данных пока, увы, нет, но они вряд ли будут сильно отличаться от приведенных расчетов) ввезено 2,552 млн кв.м ПВХ-покрытий, следовательно, за весь год импортировано 15,311 млн кв.м линолеума. За весь 2002 год в стране произведено 3,15 млн кв.м линолеума, следовательно, всего рынок потребил около 18,5 млн кв.м ?половых? покрытий, что на 2,5 млн кв.м, или на 15,6%, больше, чем в позапрошлом году.

Объемы импорта линолеума за 10 месяцев 2002 года, тыс.кв.м




Страна


Код УКТ ВЭД 391810000


Код УКТ ВЭД 590400000





Бельгия


1223,9


152,5





Люксембург


469


39,66





Нидерланды


688,7


9,86





Германия


942,6


18,3





Словения


1591,8


39,5





Венгрия


547


5,3





Франция


224,24


4,76





Швеция


75,2


7,4





Великобритания


112,6


0





Югославия


5738,6


412,2







Объемы производства линолеума по областям, тыс.кв.м




Область (регион)


2000 г.


2001 г.


2002 г.





Украина, всего


3412,2


3047,1


3153,5





Волынская


49S


652


478





Днепропетровская


563,3


164


26,4





Донецкая


28


15


451,8





Ивано-Франковская


0


0


919,8





Луганская


280


109


78,1





Николаевская


24,5


28,5


0





Одесская


1375,1


1604,1


894,6





Сумская


67,7


5,5


3,1





Тернопольская


13,9


2


5,4





г. Киев


564,7


467


296,3









ЭКСПОРТ ? ИМПОРТ



Объемы импорта линолеума превышают экспорт в сто с лишним раз. Рынок нужно срочно лечить от зарубежной зависимости.

Линолеум в основном завозится по коду 391810000. Объясняется такой перекос очень просто. Размер льготной ставки ввозной пошлины на продукцию, соответствующую коду УКТ ВЭД 391810000, составляет 5%, а полной ? 10%.

А размеры льготной и полной ставок ввозной ï

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com