Стремительные ступени
Обзор украинского рынка стремянок
Момот И. Стремительные ступени // Строительство и реконструкция . . 7 апреля 2003 (№ 4) . С. 25
Прежде чем рассматривать украинский рынок стремянок, неплохо было бы определить: что же такое стремянка. Так, например, толковый словарь В. И. Даля гласит: ?Стремянка ? небольшая подручная лесенка для книжных шкафов, для уборки комнат, на ножках, или складная, или доска с прорубами, лазня, или с набитыми брусками, сходня, или веревочная подвесная лестница?.
Сегодня специалисты относят стремянки к классу специальных лестниц, в который, помимо стремянок, входят приставные, чердачные и пожарные лестницы и дают им следующее определение: ?Стремянки ? это специальные лестницы, не требующие в использовании опоры на вертикальную поверхность, Л-образно раскладывающиеся для выполнения определенной задачи ? ремонта, монтажа оборудования и т. д.?
Классификация
На украинском рынке представлен поистине огромный ассортимент стремянок, предназначенных для выполнения самых разнообразных работ.
По словам специалистов, существует несколько принципов классификации ?стремительных ступеней?: по сфере применения, материалу изготовления, конструкции.
Классификация стремянок по сфере применения предполагает разделение товарного ассортимента на бытовые и профессиональные модели, отличающиеся друг от друга по:
? высоте подъема. Высота бытовых лестниц-стремянок составляет всего 2-3 м, в то время как профессиональные конструкции ограничиваются по высоте только соображениями безопасности;
? максимальной нагрузкой на ступень. По словам специалистов, чем выше возможная максимальная нагрузка на ступень лестницы, тем она ближе к классу профессиональных. Бытовые стремянки, как правило, могут выдерживать нагрузку в пределах 120-150 кг;
? функциональности. Бытовые стремянки выполняют, в основном, только роль лестницы, а профессиональные могут использоваться в качестве подмостей.
На украинском рынке представлены стремянки, изготовленные из следующих материалов: алюминия, стали, стеклопластика, дерева и из различных комбинаций вышеперечисленных материалов.
Кроме классических Л-образных стремянок, на отечественном рынке представлены стремянки универсальной конструкции и, так называемые, ?трансформеры?.
Конструктивно классические Л-образные стремянки состоят из двух секций и бывают двух видов: с одно- и двухсторонним всхождением.
Конструкция универсальной стремянки предполагает ее использование как в качестве стремянки, так и в качестве приставной лестницы. Такие модели состоят из нескольких (как правило, 2-3) выдвижных (телескопическая стремянка) или раскладных секций, из которых можно собрать либо стремянку, либо приставную лестницу. Места соединения секций закрепляются специальными крючками или автоматическими фиксаторами.
Лестницы-трансформеры, состоят, в основном, из четырех секций. Возможности трансформеров гораздо шире, чем у универсальных лестниц. При необходимости, они могут использоваться и как стремянки, и как приставные лестницы, и в качестве подмостей.
Ситуация на рынке
В последние несколько лет специалисты отмечают стабильный ежегодный рост объемов продаж стремянок примерно на 15-20%. Как рассказали профессионалы, рост продаж стремянок связан не только с ростом объемов ремонтно-строительных работ практически во всех крупных городах Украины. На рост сбыта оказывает влияние и активизация других сфер хозяйственной деятельности (увеличение количества промышленных, монтажных, рекламных и других компаний).
По мнению специалистов, на украинском рынке преобладает импортная продукция. По самым скромным подсчетам ?иностранцы? занимают порядка 75-80% емкости рынка (в денежном выражении), оставляя на долю отечественной продукции примерно 35-20%.
Как отмечают специалисты, сегодня наиболее востребованы стремянки бытовых серий. Объясняются покупательские предпочтения довольно просто: определяющим фактором покупки той или иной модели лестницы выступают ценовые характеристики товара, а не надежность конструкции и безопасность работ, проводимых на стремянке. По мнению экспертов, около 80% продаж составляют бытовые модели стремянок, хотя операторы отмечают постепенное смещение потребительского спроса к продукции профессиональной серии.
Импортная продукция
На украинском рынке представлена продукция многих именитых зарубежных производителей. Среди наиболее заметных торговых марок можно отметить: Cenlaure (Франция), Zarges, Krause (Германия), Faraone, Svelt (Италия), Drabex (Польша), Elkop (Словакия) и др.
Некоторые иностранные производители открыли в Украине свои представительства, занимающиеся продвижением продукции на нашем рынке. Однако большинство импорта реализуется на принципах дистрибьюции. Импортом стремянок занимаются порядка 10 крупных компаний: ?Ависта? (Faraone, Centaurе), ?Укрхозимпекс? (Zarges), ?Мета XXI век? (Svelt), ?MBM-Арнхольд? (Orabex), ?Будстар? (Krause) и др.
Помимо лестниц известных производителей, в хозяйственных магазинах и на рынках можно встретить стальные и алюминиевые бытовые стремянки от малоизвестных производителей ? турецких, итальянских, немецких, российских и т. д.
Отечественное производство
Из отечественных производителей, можно выделить следующие компании, в товарный ассортимент которых входят лестницы-стремянки: з-д ?Атек? (г. Киев), з-д алюминиевых конструкций (г. Бровары), з-д ?Сокольники? (г. Харьков) и др.
Ассортимент отечественных производителей формируется, в основном, за счет стремянок бытовых серий. Многие украинские производители начинают уделять все больше внимания грамотно выстроенной сбытовой политике, активно использовать в своей работе современные методы маркетинга и возможности рекламы. Для того чтобы не потерять занимаемых рыночных позиций, с каждым годом необходимо прикладывать все больше усилий ? ведь конкуренция в секторе бытовых стремянок достаточно серьезная.
Реализация
Сегодня в Украине стремянки можно приобрести как в хозяйственных магазинах и на рынках, так и непосредственно на складах производителя или импортера.
Отечественная продукция в своем большинстве реализуется, как правило, через хозяйственные магазины и рынки. К сожалению, многие украинские производители не спешат создавать разветвленную систему сбыта, хотя некоторые предприятия достигли определенного успеха в формировании дилерской сети.
Импортеры уделяют больше внимания эффективной организации сбыта продукции ? активно формируют дилерские и дистрибьюторские сети, торгуют продукцией через сети фирменных магазинов, открывают филиалы в различных регионах Украины и т. д.
Потребители
Стремянки востребованы практически во всех сферах хозяйственной деятельности, что позволяет трейдерам ориентироваться на довольно широкий круг потенциальных потребителей, начиная от частных лиц, покупающих стремянки для бытового использования и заканчивая крупными компаниями, приобретающих стремянки для профессионального применения.
По данным импортеров, на долю частных лиц приходится, в среднем, около 20% реализации стремянок в физическом выражении и порядка 10% ? в финансовом. Различные предприятия и организации ?обеспечивают? торговцам стремянок до 80% объемов продаж.
Среди основных категорий организаций-потребителей стремянок можно выделить:
? компании, занимающиеся оказанием строительных и отделочных услуг;
? рекламные агентства;
? фирмы, занимающиеся установкой систем коммуникаций и кондиционеров;
? крупные предприятия широкого профиля, располагающие обширным складским хозяйством.
Сезонность
Как отмечают специалисты, сезонность в продаже профессиональных лестниц-стремянок не носит ярко выраженного характера. Уровень их продаж в течение года остается практически на одном и том же уровне. Некоторый спад спроса отмечается только в праздничные периоды ? новогодний и майский.
В сегменте бытовых стремянок сезонные колебания спроса более заметны. Наиболее ?удачными? периодами продаж считаются весенние и летние месяцы. Повышение спроса в этот период торговцы связывают с активизацией ?садово-огородных? и ремонтных работ.
Реклама
Отечественные производители и импортеры придерживаются разной рекламной стратегии.
Так, например компании, торгующие на украинском рынке стремянками иностранного производства, предпочитают проводить активную рекламную политику. Крупнейшие импортеры уже ?обзавелись? собственными WEB-сайтами, принимают участие в специализированных выставках, размещают информацию о себе и представляемой продукции в бизнес-прессе и в различных специализированных изданиях, ориентированных на возможные целевые группы потребителей.
Некоторые компании-импортеры для более активного продвижения представляемой продукции используют возможности директ-маркетинга.
Справедливости ради следует отметить, что значительную рекламную поддержку импортерам оказывают зарубежные производители, обеспечивая своих представителей разнообразной рекламной продукцией: каталогами, буклетами и т. д.
К сожалению, большинство отечественных производителей не утруждают себя рекламой собственной продукции.
Прогноз
Как считают специалисты, в целом, прогноз развития украинского рынка стремянок ? благоприятный. На этот товар всегда найдется покупатель. По мнению большинства основных операторов, в ближайшем будущем можно ожидать смещения потребительского спроса в сторону более надежных и качественных (и более дорогих) конструкций. Свои ожидания крупные трейдеры связывают с растущей ?покупательской культурой? основных категорий потребителей.
Автор выражает благодарность компаниям ?Ависта? и СП ?Укрхозитенс?
Специалисты советуют
Выбирая бытовые стремянки, обязательно обратите внимание на надежность соединений всех узлов, фиксаций, наличие антискользящих накладок на ступенях.
Приобретаемая стремянка должна иметь геометрически правильную конфигурацию, которую легко определить визуально?ножки лестницы, стоящей на ровной поверхности пола, должны плотно и равномерно прилегать к полу. Понятно, что шататься стремянка не должна.
На ножках лестницы должны быть нескользящие и не царапающие поверхность пола накладки.
Оптимальную высоту стремянки легко определить ? стоя на предпоследней ступеньке, вы должны без труда доставать до потолка.