Кирпичи нового века
Ситуация на рынке керамического кирпича в Украине
Кваша С. Кирпичи нового века // Украинский строительный каталог. 2002 . №2. C. 26-29
Кирпич - первое, что приходит в голову при упоминании слова "стройка". Этот материал, позволивший человечеству запечатлеть в архитектуре часть своей истории, и сегодня имеет большое будущее. В обзоре затронута ситуация и проблемы рынка керамического кирпича в Украине. Использованы материалы компаний ROBEN, ABC KLINKERGRUPPE, СБК, ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНОЙ КЕРАМИКИ, СПД УСТЕНКО.
Не потому ли работа человека с глиной столь плодотворна, что это есть "сырье от Бога"? Только в строительной сфере данный природный материал привнес столько открытий и пользы, как никакой другой. Взять хотя бы кирпич. Он был создан за несколько тысяч лет до нашей эры, стал родоначальником строительной индустрии и, постоянно совершенствуясь, породил целую отрасль. Более того, керамический кирпич и его производные продолжают оставаться наиболее эффективными стеновыми материалами, обеспечив себе завидное будущее.
В последние годы в Украине объемы производства и потребления керамического кирпича постоянно растут. Это связано, в первую очередь, с резким падением популярности строительства из сборных железобетонных элементов. Одним из векторов роста стеновой строительной керамики служит спрос на облицовочный кирпич, и некоторые предприятия этот спрос уже удовлетворяют. Впрочем, обо всем по порядку.
Типология
По ряду технических характеристик и потребительских качеств штучные керамические изделия упрощенно можно классифицировать следующим образом:
? рядовой кирпич полно-и пустотелый;
? облицовочный кирпич и фигурные элементы;
? крупноформатные пустотелые керамические блоки;
? огне- и кислотоупорный кирпич;
? клинкер.
Одинарный кирпич академических размеров 250x120x65 мм называют условным кирпичом и используют эту единицу для подготовки различных отчетов, пересчитывая фактический объем продукции в условные кирпичи.
Качества
Керамический кирпич обладает рядом технических преимуществ, благодаря которым возвращается его популярность в эпоху "освобождения мозгов от достоинств панельного домостроения":
? хороший облицовочный кирпич имеет границу прочности на сжатие не менее 150 МПа и обладает морозостойкостью до 100 циклов. Сочетание таких качеств в одном изделии говорит о его долговечности, что подтверждено многовековым опытом эксплуатации кирпичных стен;
? керамика обладает двумя полезными качествами - низкой (по сравнению с прочими каменными материалами) теплопроводностью и высокой теплоемкостью. Это означает, что при включенном отоплении кирпичные дома быстро прогреваются и хорошо хранят тепло. А в жаркую погоду кирпичные стены препятствуют проникновению тепловой энергии внутрь дома. Дополнительное использование эффективных изоляционных материалов дает исключительный тепловой комфорт, снижение теплопотерь и затрат на отопление;
? хорошие воздухо- и паропроницаемость керамики в сочетании с теплотехническими качествами обеспечивают гигиеничность кирпичных домов;
? керамика абсолютно безвредна для здоровья человека. Сырьевая база состоит из натуральных компонентов, главный из них -глина, обладает минимальным уровнем излучения, в производстве используются высокотемпературные тепловые технологические процессы.
Помимо технических качеств влияют и чувственные ощущения ? человек снова окружает себя натуральными материалами, инстинктивно понимая необходимость в этот прозаичный век синтетических технологий хотя бы дома чувствовать себя защищенным.
Путаница
Многие средства массовой информации, в первую очередь газета БИЗНЕС, неоднократно указывали на! двойственность ситуации в производстве стеновых материалов в целом, и кирпича в частности. Связана она с констатацией банального факта "Кто хотел работать, тот работает!" Дело в том, что общегосударственная статистика говорит о постоянном снижении объемов производства. В это же время корпорация УКРБУДМАТЕРІАЛИ, объединяющая множество кирпичных заводов, производящих более половины украинского кирпича демонстрирует в последние годы устойчивый рост. Это воистину уникальная ситуация ? существование внутри одной отрасли двух различных начал - активного и пассивного. И чьими, интересно, деяниями определять динамику отрасли?
Рядовой кирпич ? вглубь страны
Еще несколько лет назад считали, что кирпичный завод, удаленный от крупного города, может жить, только если его продукция "достает" до центральных строек. В первую очередь, речь шла о Киеве. Поэтому одной из самых значимых и отрадных тенденций в продаже рядового керамического кирпича является оживление ситуации в глубине страны, даже глубже областных центров. Особенно важно, что это оживление вызвано подъемом в строительстве частного сектора. По словам представителей кирпичных заводов, в этом году впервые доля частного сектора в некоторых регионах (Киевская область) достигла 60-65% общего объема продаж завода. Причем большинство опрошенных отметили тенденцию к "выравниванию" продаж. Если ранее отгрузка кирпича, в основном, носила "пиковый" характер и была связана со строительством нескольких больших объектов, то сегодня она осуществляется более равномерно ? ежедневно, но меньшими партиями. Производители склонны связывать это с зарождением в провинции зажиточного среднего класса, финансирующего строительство своего жилья постепенно. В среднем на строительство двухэтажного дома размерами в плане 10x10 м идет 30-40 тыс. шт. кирпича. Сегодняшний типовой провинциальный покупатель выбирает это количество постепенно, по 3-5 тыс за раз.
Много кирпича уходит также на строительство культовых объектов.
Качество не радует
Если со сбытом ситуация постепенно налаживается, то качество рядового керамического кирпича, к сожалению, оставляет желать лучшего. Большинство заводов работают на устаревшем оборудовании, используют несовершенный технологический процесс. Самые заметные перебои с качеством случаются, если долго идут дожди, из-за невозможности нормального отведения влаги. Плановые текущие ремонты сути дела не меняют, ибо направлены только на поддержание процесса, но не на улучшение качества.
Старые предприятия нуждаются в комплексной реконструкции, перестройке технологического процесса и замене оборудования. В выигрыше, безусловно, находятся заводы, строительство которых осуществлялось в последние годы существования Советского Союза. Их оборудование, со сравнительно небольшими доработками, позволяет выпускать кирпич марки до М125.
Также перемены к лучшему заметны на заводах, имеющих удачные рыночные условия и прогрессивное руководство. Затрачивая до 60% прибыли (при сравнительно большом объеме продаж) на модернизацию, они добиваются роста качества.
Производители
Динамику отрасли наблюдается на предприятиях корпорации УКРБУДМАТЕРІАЛИ. Ведущими по объемам производства рядового керамического кирпича являются ассоциация "Київбудматеріали" (куда входит "Корчуватський комбінат будівельних матеріалів"), "Коломийське з/у будівельних матеріалів", "Чернівецький цегельний завод №3", объединение "Вінницькбудматеріали", ассоциация "Львівбудматеріали". В состав одной организации, как правило, входит несколько кирпичных заводов.
Проблемы отрасли
Уровень качества продукции заботит многие предприятия отрасли. Некоторые руководители предпринимают попытки поиска возможностей реконструкции, однако невысокая рентабельность отрасли не позволяет финансировать масштабную реконструкцию самостоятельно. Значит, нужны инвестиции. Однако, в силу укоренившихся убеждений пятилетней давности о стагнации отрасли, привлечь средства нелегко. Специалисты отмечают, что и в Украине уже есть неплохое оборудование, и что время капиталовложений в данную отрасль стройиндустрии настает. Качество не есть единственной тревогой отрасли. Производителей заботит дороговизна энергоносителей. Сегодня энергозатраты составляют до 40% себестоимости продукции кирпичных заводов. При этом, никаких гарантий, что уголь и электроэнергия не будут дорожать, нет. Никаких льгот тоже не предвидится. Даже те предприятия, которые смогли перейти на газ, особой радости не выказывают. К сожалению, предприятия вынуждены идти по пути постепенного повышения отпускных цен. Известно, что рынок встречает такие перемены без особой радости.
В такой ситуации многие заводы работают с крайней степенью риска - если в сезон печь по каким-то причинам потухнет, разжигать ее заново становится экономически бессмысленным. Ведь на запуск некоторых печей уходит до двух недель и огромное количество топлива.
Не чужда производителям кирпича проблема высоких налогов и нерыночного поведения налоговой администрации. Последняя, например, может быть должна предприятию десятки тысяч гривен в течение года и более. Завод же, существующий в реальных рыночных условиях, должен постоянно рассчитываться за энергоносители, финансировать текущий ремонт, выплачивать заработную плату.
Сбыт
Несмотря на невысокое качество, спрос на рядовой керамический кирпич марок 75 и 100 достаточно стабилен. Сборный железобетон постепенно отходит в небытие. При выборе между силикатным и керамическим кирпичом люди все чаще склоняются к последнему. Строить дома из облицовочного керамического кирпича, который дороже минимум в три раза, далеко не всем по карману. Вот и выходит, что для рядового кирпича ниша нашлась сама собой.
При наличии, например, в столице десятка нормально действующих кирпичных заводов, Киев активно потребляет продукцию, которая производится и в 100, и в 150 км от него. Рыночные цены, все же, задают поставщики кирпича. В зависимости от того, насколько хорошо зарекомендовала себя продукция определенного завода, цена колеблется в пределах 320-380 грн. за 1000 шт. Тут следует сказать, что поставщики нередко пускаются на такое ухищрение - продают любой похожий внешне кирпич под маркой хорошо зарекомендовавшего себя завода, т. е. дороже, чем на самом деле. Застраховать себя от подделок может только сам производитель, маркируя и фасуя продукцию. Однако, в ситуации, когда денег едва хватает на первоочередные нужды, позволить себе такое никто не может.
Облицовочный кирпич
Этот тип керамического кирпича отличают более высокая прочность и морозостойкость (см. Качества), точность размеров и качество самой поверхности. Прочность на сжатие некоторых импортных образцов достигает 45 МПа. Кроме того, производители лицевого кирпича предлагают разнообразие форм, цветов и фактур изделий, что позволяет декорировать фасады, придавая им неповторимый облик и характер.
Ведущие производители постоянно разрабатывают и предлагают новые формы и фактуры. Кроме того, ими может быть изготовлен кирпич по эскизам заказчика. Кстати, киевский завод КЕРАМПЕРЛИТ, созданный некогда как экспериментальный в области строительной керамики, теперь занимается этим регулярно, поставляя оригинальные изделия для нужд реставрации.
Благодаря своим качествам облицовочный кирпич тоже нашел место на рынке. Сегодня монолитный железобетонный каркас с наружными кирпичными стенами ? один из основных типов многоэтажных зданий, возводимых в крупных городах. И если инвестор рассчитывает на привлечение более состоятельной клиентуры (не важно жилье это или административное здание), то вопрос о выборе между рядовым, силикатным и облицовочным кирпичом просто не стоит ? он остановится на последнем. Многоэтажное городское строительство формирует спрос на отечественный облицовочный кирпич.
А вот в строительстве дорогого индивидуального жилья в пригородах, помимо отечественной, свое место находит импортная продукция.
По мнению столичных торговцев, соотношение продаж рядового и облицовочного керамического кирпича в Киеве составляет не менее 7:1.
В Украине
ЗАО с иностранными инвестициями "Слобожанська будівельна кераміка" (Роменский р-н, Сумская обл.) ? пример удачного прогнозирования спроса и разумных инвестиций в кирпичную отрасль. В 1997 году американский инвестиционный фонд WESTERN NIS ENTERPRISE оказал помощь в реконструкции технологической линии производительностью 30 млн. шт. условного кирпича. Выпуск продукции начался в 1998 году, а в прошлом СБК уже строила новый завод в Ромнах, приобрела и реконструировала один из харьковских заводов.
Сегодня СБК предлагает облицовочный кирпич марок М100, 125 и 150, морозостойкостью 50-100 циклов, в трех цветовых исполнениях, а также более 20 фасонных изделий.
СБК не единственный производитель обл