Рынок товарного бетона и задачи Союза производителей бетона
В настоящее время наблюдается тенденция к ухудшению качества товарного бетона, поставляемого на стройки Москвы. Специалисты считают, что немаловажную роль в этом играют новые рыночные отношения между производителями и потребителями бетона
Ночный А. Рынок товарного бетона и задачи Союза производителей бетона // Строительные материалы. 2004 . №6. C. 18-19
Современный рынок разделен на корпоративный и свободный. Корпоративный рынок во многим сохранил вертикаль управления и распределительную систему внутри строительных корпораций, имеющих свои бетонные заводы и работающих в основном на внутренний заказ. На этом рынке можно поддерживать директивное влияние на качество продукции.
Большую обеспокоенность вызывает свободный рынок бетона, где отношения строятся на жесткой конкуренции, но, к сожалению, не по критериям качества, а по цене.
Мы видим две причины этой проблемы.
Первая ? в порочной системе проведения тендеров на строительство объектов. Их выигрывает чаще всего участник, предложивший наименьшую цену. Поэтому многие строительные фирмы, желая получить контракты, идут на откровенный демпинг, из-за чего страдает качество строительства.
Вторая причина ? недобросовестная конкуренция. В последнее время все чаще наблюдаются ситуации, когда отдельные строительные компании, получив товарные кредиты у одного производителя бетона, длительное время не погашают перед ним свой долг и уходят к другому поставщику. Такие взаимоотношения не только противоречат элементарным принципам деловой этики, но и приводят к тому, что производители бетона несут значительные финансовые потери из-за отсутствия оборотных средств. Их недостаток ведет к сбоям в производстве, покупке некачественного, более дешевого сырья и выпуску соответствующего продукта.
Федеральный закон № 128 ?Лицензирование отдельных видов деятельности? от 8 августа 2001 г. отменил лицензирование производства строительных материалов. Таким образом, любой предприниматель, даже не обладающий необходимыми профессиональными знаниями, может поставить БСУ и начать выпускать продукт, похожий на бетон.
Союз производителей бетона ? общественная организация в форме некоммерческого партнерства (НП), призванная защищать интересы производителей товарного бетона высокого качества.
Главной целью союза производителей бетона является борьба за качество продукции с целью вытеснения с рынка производителей, не оснащенных современным оборудованием и не владеющих системами обеспечения качества производства бетона. В настоящее время разрабатывается свод правил, который будет включать новые требования к производителям и технологическому процессу производства с учетом евростандартов.
Союз производителей бетона поставил вопрос о своего рода лицензировании производства товарного бетона ? создании реестра предприятий, отвечающих требованиям и критериям, разработанным экспертами союза и ведущими специалистами НИИ отрасли.
Целями ведения негосударственного реестра предприятий ? производителей бетона, технологические и профессиональные ресурсы которых свидетельствуют об их возможности производить высококачественную продукцию, являются:
? активизация предпринимательской деятельности на стабильной и взаимовыгодной основе путем предоставления строительным организациям Москвы необходимой информации о поставщиках бетона;
? предупреждение появления на строительном рынке Москвы низкосортного товарного бетона по демпинговым ценам;
? содействие повышению качества бетонных смесей, совершенствование технологии и рецептур, обеспечение гарантированных условий поставки продукции;
? содействие строительным организациям в выборе поставщиков продукции гарантированного качества, обеспечение условий защиты прав потребителей в соответствии с действующим законодательством.
Основные принципы ведения реестра:
? унификация требований к содержанию ведения реестра, в том числе экспертизы профессионально-технологического потенциала заявителей по утвержденной методике оценки надежности производства, в первую очередь технологической обеспеченности качества производства бетона;
? регистрация предприятий по единым методологическим и профессионально-технологическим требованиям;
? добровольная инициатива предприятий ? производителей бетона (юридических лиц любого вида собственности) в регистрации в реестре на основании заявления.
Ведение реестра предполагает обязательное проведение контрольных выборок образцов продукции участника реестра с объектов строительства и не ограничивается получением и анализом данных о сертификации продукции.
Реестр будет содержать в электронной и документальной форме:
? информацию о предприятии -производителе бетона, предоставляемую им на добровольной основе;
? списки предприятий, включенных в реестр и получивших свидетельство установленного образца о регистрации.
Союз производителей бетона будет периодически публиковать реестр в открытой печати, на своем интернет-сайте, выпустит его отдельным изданием для распространения в органах исполнительной власти, а также среди заказчиков, инвесторов, специалистов заинтересованных организаций.
Союз будет оказывать содействие предприятиям ? участникам реестра в проведении тендеров и заключении договоров на поставку продукции.
Следующим этапом является работа с потребителями бетона по замене критерия оценки только по цене на критерий цена/качество.
Планируется систематически публиковать рейтинг производителей бетона, представленных на московском рынке, и формировать позитивное общественное мнение о производителях бетона, входящих в союз. Потребитель должен понимать: отсутствие производителя бетона в рейтинге во многих случаях означает неустойчивость его деятельности или наличие серьезных проблем. Демпинг и качество бетона ? вещи несовместимые.
У любого производителя есть те или иные проблемы. И проводимый комплексный анализ надежности все эти недостатки позволяет выявить. Смысл рейтингового отчета - В оценке влияния существующих недостатков на деятельность компании. Высокий рейтинг надежности означает, что эта степень влияния является невысокой.
Уверенность в качестве своей продукции производителю может дать технологическая обеспеченность производства, наличие в составе оборудования специализированных установок для стабилизации зернового состава заполнителей и грамотно построенная система управления качеством, которая начинается с руководства высшего звена.
Современный менеджмент качества исходит из того, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена. Эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. В настоящее время службы управления качеством направляют свои усилия и ресурсы на выявление проблем и исправление ошибок. В результате сформировалась система управления по отклонениям. Эта система реагирует на ошибки и недооценивает роль профилактических мероприятий, а также роль подразделений, не связанных с процессом производства. Отсюда можно сделать вывод, что обеспечение качества зависит от системы управления, регулирующей производственно-хозяйственную деятельность бетонного завода.
Необходимо помнить о том, что качество создается на рабочем месте исполнителя. Оно обеспечивается любым видом производственной деятельности ? снабжением подготовки производства, изготовлением, контролем, сбытом и т. Д. Поэтому следует рассматривать каждый производственный передел как процесс, имеющий на каждом этапе своих поставщиков (вход) и своих потребителей (выход).
Следующей не менее важной задачей является создание системы подготовки кадров на рабочих местах, административного и инженерно-технического персонала. Необходимо внедрить программу переподготовки персонала для БСУ, администрации и инженерно-технического персонала.
Союз производителей бетона подготовил предложение предприятиям об обучении персонала различным профессиям. Постоянный рост квалификации во всех сферах производственной деятельности и на всех уровнях управления выгоден как для организации, так и для персонала. Руководителям предприятий нужно шире использовать систему обучения, основанную на индивидуальном подходе, и обеспечить условия и мотивацию, которые сделают обучение выгодным для персонала.
Работа, проводимая СПБ по реализации своих программ, позволит оградить стройки Москвы от некачественной продукции.