ЕС озабочен ВиК в СНГ.
Отрасль городского водоснабжение и канализации.
Савченко Е. ЕС озабочен ВиК в СНГ. // Строительство и реконструкция . . 17 октября 2001 (№ 10) . С. 17
Питьевая вода ? дорогой товар, это стало хорошо понятно, когда стоимость ее стакана на улицах выросла в 50 раз. Но пока потребителем и "ответственными должностными лицами" не полностью осознана ценность текущей из крана воды. Отрасль городского водоснабжение и канализации в странах СНГ пребывает в критическом состоянии. На первой международной встрече группы старших должностных лиц на тему "Законодательно-правовые, экономические и социальные аспекты реформирования сектора водоснабжения и канализации в ННГ (Новые независимые государства ? так на Западе называют постсоветские страны.-Ред.)", которая прошла в Киеве 10-11 сентября, обсуждались вопросы, как новым развивающимся государствам сделать воду качественным и доступным товаром, а предприятия отрасли ? успешными операторами рынка. Именно эти проблемы, а не технические Украине никак не удается решить при реформировании водного хозяйства. Представленные схемы реформирования могут быть интересны и для других отраслей коммунального комплекса.
История ПДООС
Встреча была организована специальной рабочей группой (СРГ) по реализации Программы действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы (ПДООС). В качестве принимающей стороны выступил Госстрой Украины при содействии Министерства экологии и природных ресурсов Украины, финансовую поддержку оказали Норвегия и Германия. Присутствовали представители Франции, Великобритании, Бельгии, Дании, Германии, Польши, Болгарии, Латвии и других европейских государств, большинства стран СНГ и Средней Азии, Мирового банка и Европейского банка реконструкции и развития. Участников приветствовали Министр экологии и природных ресурсов Украины С.Курыкин, председатель Госстроя В.Череп, председатель Комиссии ВР по природопользованию и экологической политике В.Самойленко.
Учитывая критическое положение с охраной окружающей среды в странах СНГ, Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), Европейский союз (ЕС) оказывает им помощь в проведении реформ. Прошедшая встреча?звено в цепочке мероприятий, связанных с ПДООС, которая выполняется под "крылом" Организации по экономической кооперации и развитию, объединяющей страны ЕС. В 1998 году в Орхусе на конференции министров экологии "Окружающая среда для Европы" Программа была разделена на две подпрограммы: для СНГ (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, РФ, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан) и стран ЦВЕ.
Программа на 2001-2003 годы
Программа для СНГ осуществляется в два этапа: 1999-2000 и 2001-2003 годы. Итоги ее выполнения планируется рассмотреть на Конференции министров "Окружающая среда для Европы", которая пройдет в Киеве в мае 2003 года.
Программа содержит 4 тематических раздела:
1. Укрепление природоохранной политики: разработка реалистических "пакетов" политических инструментов для решения приоритетных экологических проблем и отслеживание показателей (в том числе и экономических) эффективности природоохранной деятельности и др.
2. Природоохранное финансирование: разработка нового инструмента отбора проектов на муниципальном уровне и их увязка с национальными стратегиями финансирования, анализ тенденций в сфере финансирования охраны природы и др.
3. Поддержка реформ в сфере городского водного хозяйства.
4. Усиление общественной поддержки природоохранной деятельности.
СРГ ПДООС окажет поддержку в организационной и информационной сфере, а также в привлечении доноров для реализации демонстрационных проектов. Решено сосредоточить внимание на меньшем числе проектов, чтобы более полноценно реализовать каждый из них. Ожидается, что достижение ощутимых практических результатов позволит выработать рекомендации по более эффективному использованию средств, поспособствует усилению поддержки и со стороны доноров ? международных финансовых учреждений (МФУ). Доноры располагают большими ресурсами, но средства, выделяемые ими могут быть лишь дополнением к ресурсам, находящимся в распоряжении СРГ. Определяющую роль будут играть возможности представителей СНГ и их заинтересованность в решении представленных задач.
Финансирование Программы на втором этапе будет увеличено в 2 раза и составит 4928302 евро, в том числе 1235983 евро в поддержку реформ в сфере городского водного хозяйства. Предлагается усилить СРГ специалистами, обладающими опытом осуществления демо-проектов в СНГ, выделить дополнительные средства для обеспечения более широкого участия представителей СНГ в работе СРГ, более активного обмена опытом между странами ЦВЕ и СНГ. Поэтому Программа включает большое число командировок и стажировок. Новые направления деятельности ? "Общественная поддержка природоохранной деятельности" и разработка показателей эффективности мероприятий по охране природы.
Первый этап Программы содержал существенный аналитический компонент, второй будет больше сосредоточен на практике, прежде всего, путем реализации демонстрационных проектов.
Мероприятия в области ВиК
Упадок отрасли водоснабжения и канализации наносит особенно значительный ущерб экономике страны, экосистемам и здоровью населения, что и привлекло к ней особое внимание помощников из Европы. В октябре 2000 года в Алма-Аты на конференции "Управление водным хозяйством и инвестициями в водный сектор СНГ: преодоление политических и институциональных препятствий" министрами экологии и финансов стран-участников Программы были приняты "Руководящие принципы реформирования системы городского водоснабжения и канализации стран ННГ. Основными элементами реформ в них:
децентрализация системы предоставления услуг; автономия водоканалов, коммерческое управление;
участие общественности в процессе реформ; создание устойчивой финансовой базы сектора; создание стимулов для повышения эффективности работы сектора.
Была создана "Водная группа" СНГ, в которую вошли государственные органы по водоснабжению и канализации СНГ, коллеги из стран ЕС и ЦВЕ, доноры и МФУ, местные и зарубежные эксперты и практики, частный бизнес и общественность. Министры признали ключевую роль в проведении реформ национальных и местных властей и органов, ответственных за водоснабжение, а вспомогательную ? финансовых доноров и МФУ.
Предусматривается работа по 5 направлениям.
Деятельность сети старших должностных лиц городского водохозяйственного сектора СНГ. Для укрепления политической поддержки реформам задумано привлечение к ним высокопоставленных чиновников. Создана сеть старших должностных лиц городского водохозяйственного сектора СНГ, в которую вошли заместители министров, руководители департаментов, представители министерств финансов и экономики, муниципальных органов власти, коммунальных служб, НИИ, частного сектора, общественности, доноры. Участники сети проанализируют ход реформ и выработают рекомендации по дальнейшим действиям к конференции министров "Окружающая среда для Европы", которая пройдет в Киеве в мае 2003 года.
Правовая и институциональная реформа городского водного хозяйства. В рамках правовой и институциональной реформы планируется реализация трех демонстрационных проектов, финансируемых донорами, в поддержку разработки национальных программ реформирования. Они будут осуществлены минимум в одной стране каждого региона СНГ (западные СНГ, Кавказ и Средняя Азия). В рамках проектов пройдут учебные семинары и стажировки, особое внимание будет уделено опыту, накопленному частным сектором.
Финансовая и экономическая реформа городского водного хозяйства. Три демонстрационных проекта планируют подготовить по финансовой и экономической реформе. На их основе будут выработаны рекомендации по правовой базе в тарифной политике, по ведению бухгалтерского учета с созданием удобных компьютерных программ, по процедурам расчетов, субсидированию потребителя.
Зашита прав потребителей и участие общественности в реформировании городскою водохозяйственного сектора. Намечена реализация 2-3 демонстрационных проектов, утверждение правительственными органами стран СНГ документов, регламентирующих принципы защиты прав потребителей и обеспечения участия общественности в реформе городского водного хозяйства. Для консультаций общественности будет создан сайт в Интернете.
Поддержка участия СНГ в программе сотрудничества стран Черноморского региона. Будут определены основные источники загрязнения Черного моря, отобраны для осуществления 2-3 стратегически важных и финансово обоснованных инвестиционных проекта. В рамках программы Tasis будет оказана техническая помощь секретариату комиссии по Черному морю.
На встрече в Киеве обсуждались такие блоки вопросов:
т. Законодательно-правовые и институциональные реформы ? пути коммерциализации сектора.
2. Мониторинг хода реформ и оценка деятельности водоканалов ? использование показателей производственной деятельности как инструмента для контроля за деятельностью предприятий, для планирования и принятия решений.
3. Экономические, финансовые и социальные аспекты реформирования ? тарифная реформа, схемы финансирования, стандарты бухгалтерского учета, сотрудничество с общественными организациями.
Идеи реформирования.
Предлагаемые модели реформирования водного сектора в СНГ основаны на проверенных опытом моделях, работающих в развитых странах Европы.
Британская модель
? В1989 году приватизированы 10 региональных компаний водоснабжения и канализации.
? Активы принадлежат частному сектору, который отвечает за их эксплуатацию и соответствующие инвестиции.
? Регулирование тарифов осуществляется с помощью OFWAT с целью предотвращения злоупотребления монопольным положением. OFWAT устанавливает максимальные цены на воду и обеспечивает разумный уровень рентабельности компаний водоснабжения
Датская модель
? Муниципальные советы и советы графств отвечают за управление природными ресурсами, мониторинг и обеспечение качества воды, но не за финансирование инфраструктуры.
? Водоснабжение и канализацию в Дании обеспечивают государственные компании (60% потребителей), и частные кооперативы, которым принадлежат активы и которые отвечают за инвестиции (30% потребителей, главным образом, в небольших городах).
? Тарифы устанавливают по принципу "нулевой рентабельности". Это означает, что потребители должны платить не больше, чем это необходимо для покрытия фактических затрат на водоснабжение, а доходы компаний должны соответствовать их расходам.
Французская модель
? Центральное правительство и региональные власти отвечают в основном за управление природными ресурсами и за разработку политики.
? За водоснабжение и канализацию отвечают местные органы власти.
? Активы принадлежат местным органам власти (коммунам), они же отвечают за инвестиции и обладают монополией на водоснабжение и канализацию. При этом коммуны могут эксплуатировать системы водоснабжения и канализации самостоятельно или привлекать для этого частные компании.
? В настоящее время 75% коммунальных компаний принадлежат частному сектору.
Таким образом, в разных странах могут работать государственные, муниципальные и частные компании. Общими принципами при этом остаются прозрачность и подотчетность деятельности предприятий и государственный надзор для предотвращения злоупотребления компаниями своим монопольным положением. Стандарты качества, тарифы регулирует государство. При этом стоимость воды в расходах хозяйств потребителей не должна превышать 4-5%?таким считается "рубеж доступности".
Используются различные типы руководства предприятиями. При прямом менеджменте (его еще называют интегрированным менеджментом) община сама несет ответственность за создание, развитие и управление службами, строит и ремонтирует сооружения и эксплуатирует их, используя собственный персонал.
Одной из форм организации ВиК является привлечение частного сектора к управлению предприятием без передачи основных фондов в частный сектор ? делегированный менеджмент. Владельцы основных фондов, обычно муниципалитеты, делегируют свои функции управления ими частным операторам. В этом случае между муниципалитетом и предприятием заключается договор управления или эксплуатационный контракт.
Эксплуатационные контракты ? одна из наиболее перспективных форм отношений между компанией по водоснабжению и канализации и муниципалитетом. Они делают предприятия ВиК автономными, а муниципалитеты превращают в органы внешнего регулирования. Контракты определяют права собственности на активы и ответственность за их обслуживание, устанавливают измеряемые целевые показатели работы частной коммунальной компании, связанные с количеством и качество&