Удобней, чем земля обетоВАННАя...
Обзор рынка сантехнической керамики и товаров для ванных комнат
Самбрус Е. Удобней, чем земля обетоВАННАя... // Строительство и реконструкция . . 12 февраля 2002 (№ 1-2) . С. 16-18
...Все хорошо, но больше всего мне понравилось ? это: это белее лунного света, удобней, чем земля обетованная, это - да что говорить об этом, это - ванная. Вода в кране - холодная крайне. Кран другой не тронешь рукой. Можешь холодной мыть хохол, Горячей - пот пор. На кране одном написано: "Хол.", на кране другом - "Гор.". Придешь усталый, вешаться хочется. Ни щи не радуют, Ни чая клокотанье. А чайкой поплещешься - И мертвый расхохочется от этого плещущего щекотания. Как будто пришел к социализму в гости, От удовольствия - захватывает дых. Брюки на крюк, блузу на гвоздик, мыло в руку и... бултых! Сядешь и моешься долго, долго. Словом, сидишь, пока охота. Просто в комнате лето и Волга ,-только что нету рыб и пароходов. Хоть грязь на тебе десятилетнего стажа, с тебя, корою с дерева, чуть не лыком сходит сажа, смывается, стерва. И уж распаришься, разжаришься уж! Тут - вертай ручки: И каплет прохладный дождик душ из дырчатой железной тучки. Ну и ласковость в этом душе! Тебя никакой не возьмет упадок - погладит волосы, потреплет уши И течет по желобу промежду лопаток. Воду стираешь с мокрого тельца Полотенцем, как зверь, мохнатым. Чтобы суше пяткам - пол стелется, извиняюсь за выражение, пробковым матом...
В. Маяковский
Откуда товар-то?
Импортными ваннами и унитазами уже не удивить современного потребителя. В 2001 году доля импортной сантехники на рынке составляет, по оценкам операторов, не менее 85 % (в денежном выражении). Такая картина наблюдается уже на протяжении нескольких последних лет. Торговцы отмечают, что именно от продажи импортных ванн, умывальников, унитазов, смесителей и кранов, душевых и паровых кабин, ванн с гидромассажем, мебели и аксессуаров для ванных комнат они получают наибольшую прибыль.
Украинский "сантехнический" рынок ? интернациональный. Помимо отечественных изделий, на нем присутствует продукция более 20 стран мира (Германия, Чехия, Польша, Испания, Италия, Португалия, Венгрия, Словакия, Бельгия, Швеция, Швейцария, Финляндия, Голландия, Турция и другие).
В розничной торговле широко представлены изделия под торговыми марками: Kolo и Cersanit (Польша), Jika (Чехия), Kall и Toprak (Турция), Gustavsberg (Швеция), Ido (Финляндия), Ко (Швеция), Villeroy&Boch и Keramag (Германия), Indusia (Португалия). Из испанских наиболее известны ? Roca, Sangria и Gala.
Активно работают на отечественном рынке крупные иностранные представительства ? "Sanitec KOLO" (Польша), "Gustavsberg" (Швеция), "Ido" (Финляндия), Grohe (Германия). Компания "СанСет" представляет в Украине популярные немецкие марки ? Hansa, Keuco, DuschoLux и швейцарскую Gebent.
Можно сказать, что сантехническим импортным рынком "заведуют", в основном, немецкие бренды.
Интересно знать, что...
Существование отдельно взятого производителя сантехнических изделий в Европе на сегодняшний день практически невозможно из-за больших расходов, связанных с энергоемким производством ванн, смесителей и керамических изделий. Поэтому многие фирмы-производители объединились в единые концерны. Таким образом, расходы в рамках концерна сводятся к минимуму, так как централизованно производится закупка оборудования, поставляется сырье, перераспределяются финансовые средства внутри концерна и т.д.
В Украине наиболее широко представлена продукция трех концернов ? Sanitec Group, Ideal Standard и Villeroy&Boch.
Классификация
Существует общепринятая мировая классификация сантехнических изделий на классы:
? класс "эконом";
? класс "комфорт" (он же ? "стандарт");
? класс "люкс";
? и класс "эксклюзив". Сантехнические изделия также делят на:
? сантехническую керамику (умывальники, унитазы и биде);
? ванны и ванны с гидромассажем;
? душевые и паровые кабины;
? смесительную арматуру;
? аксессуары и мебель для ванных комнат.
Операторы считают, что основной денежный товарооборот при торговле сантехникой обеспечивают продажи керамических изделий, ванн и смесителей.
А рынок-то "раздулся"!
По словам руководителя сантехнического отдела компании "Унитех Бау" Сергея Петренко, за последние пару лет объемы продаж сантехнических изделий Украины, по средним ценам и выше, существенно увеличились. Коммерческий директор "Торгового дома "Кармен" Михаил Мешков оценивает этот рост примерно в 10?15%, а объем продаж некоторых групп товаров вырос на 20?30% по сравнению с 2000 годом.
Итак, "сантехнический" рынок Украины развивается очень динамично. Налицо также и более профессиональный подход заказчика при выборе сантехнических изделий.
Этим "улучшениям" способствовали стабильная экономика и уровень развития страны в целом, а также отсутствие политических катаклизмов. Как следствие, активизировалось масштабное строительство уже не только в Киеве и киевском регионе, но и в других городах ? "миллионниках" Украины. Появилось множество крупных и небольших строительных компаний, а рост рынка сантехники прямо пропорционален росту строительного рынка.
Основная доля строительства ? это жилье, и позволить себе купить новую квартиру от известных строительных компаний могут люди со средним достатком и выше. Безусловно, покупая подобную квартиру, владельцы задумываются и о "начинке" соответствующего уровня. А это, в свою очередь, также способствует росту рынка сантехнических изделий в ценовой нише по средним и высоким ценам.
Увеличение объема продаж импортной сантехники произошло, в основном, в классе "эконом" и "комфорт". Прирост продаж сантехники класса "люкс" пока не настолько велик. (Хотя, например, по данным "Кармен" в 2001 году почти на 50 % увеличился объем продаж эксклюзивных моделей сантехники от Villeroy&Boch).
По наблюдениям представителя компании "Gustavsberg" в Украине Ярослава Плачинды, в 2001 году было продано: сантехнической керамики ? на $ 15 млн., смесителей продалось примерно на эту же сумму, на душевые кабины и ванны с гидромассажем пришлось по $ 7 млн. Почти 50 % оборота всего "сантехнического" рынка Украины "делается" в столице.
Цена
Несомненно, спектр сантехнических изделий в средней ценовой нише гораздо шире, чем изделий по ценам выше средних. Если проследить эту тенденцию на примере стран ? производителей, то сантехнику по средним ценам производят: Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Австрия, Швеция, Италия, Финляндия, Испания и Франция.
"Эконом" класс (от $ 50 до $ 100 за изделие) на отечественном рынке возглавляет польская продукция Cersanit и Kolo ? на них приходится 40-50 % продаж сантехники этого класса. Также этот класс представляют следующие бренды: Jika, Toprak, Gala.
Сантехника класса "стандарт" или "комфорт" (от $ 100 до $ 150) представлена торговыми марками Toprak, Indusia, Alfoldi, Ido, Laufen, Roca, Gala и Sangria, Jacob Delafon, Gustavsberg.
Каждый из этих производителей имеет широкий спектр коллекций. Таким образом, цены любой из названных торговых марок рассчитаны на широкий круг потребителей. Почти каждый производитель в своем арсенале имеет серии продукции по средним ценам и серии по более высоким ценам. Например, средняя цена на унитаз-компакт начинается от $ 60, а цена на это же изделие в высшей ценовой категории доходит до $ 500.
Более дорогая и элитная сантехническая продукция (классы "люкс" и "эксклюзив") представлена, в основном, немецкими торговыми марками: Villeroy&Boch, Hansa, Keuco, DuschoLux, Grohe, Hansgrohe, Kludi, а также Ideal Standard и Geberit. К классу "люкс" относят также и некоторые серии Gustavsberg, Roca, Gala, Laufen, Ido, Ifo, Indusia и Kolo. Цены за изделие ? от $150. Самый "узнаваемый" бренд из разряда "люкс" ? Villeroy&Boch.
Необходимо отметить, что названные марки представляют просто-таки огромный спектр сантехнического оборудования. И, зачастую, ценовой разрыв между самыми "дешевыми" коллекциями и самыми дорогими ? колоссальный. Так, цена за унитаз-компакт может составлять $150, а может быть и выше $ 500...
За последние 2?3 года произошло незначительное уменьшение уровня розничной цены. Связано это было, прежде всего, с тем, что изначально отсутствовала конкуренция. Многие операторы представляли одну или несколько торговых марок, которые не пересекались с марками, которыми торговали другие компании. Когда одну и ту же марку стало возможным купить у нескольких трейдеров, произошло снижение цены в среднем на 10?15%. (Желание компаний обеспечить товарооборот и заставило всех немного снизить цены). Уровень цен, сложившийся на отечественном рынке, с одной стороны -? соответствует покрытию накладных расходов, которые несет поставщик, ? с другой стороны, он определяется покупательской способностью отечественного потребителя.
Кстати...
Каждая фирма ? изготовитель сантехнических изделий ежегодно поднимает цены в среднем на 3-5%. Это связано с общим уровнем инфляции в Европе. Снижение цен на сантехническую продукцию в данное время практически невозможно.
Сезонность
В данное время все больше и больше сезонные колебания нивелируются. Если два ? три года назад они еще были заметны и ощутимы, то уже в прошлом году сезонная динамика продаж практически отсутствовала. Сегодня успех продаж фирмы зависит от верно выбранной политики продажи сантехнических изделий, умения менеджеров ? продавцов правильно преподнести товар, эффективной рекламы, приемов продвижения представляемой ею продукции.
Безусловно, самые высокие объемы продаж приходятся на "строительный" сезон ? март ? июль и сентябрь ? ноябрь. Конец декабря ? первая половина января, конечно же, мертвый сезон для продаж, но это относится к торговле практически всеми видами товаров.
Основные операторы
В Киеве крупными компаниями, торгующими сантехникой, считаются: "Унитех Бау", "Кармен", "Rostех", "Будмакс", "Дом "ЭКСПО", "Гейзер", "Укрбудмаркет", "Стандарт", "Серго", "Бест Лайн", "Надія Трейд", "Обрій", "Декор-сервис". Остальные ? пока что не отвечают критериям крупной компании.
Сантехнические приборы ? это важное, но далеко не единственное, что необходимо для обустройства ванной комнаты. Сегодня крупнейшие столичные компании, представляющие на украинском рынке импортную продукцию, осуществляют подбор оборудования, проектирование, расчет, поставку, монтаж, наладку, то есть предлагают весь спектр услуг.
А как в регионах?
Несмотря на то, что рынок сантехники Украины богат зарубежным товаром, он распределен по стране крайне неравномерно (да и то, лишь в более-менее крупных городах). По наблюдениям основных участников рынка, в Днепропетровске над другими торговыми марками преобладает испанская сантехника. В то же время в Одессе трудно найти продукцию испанского производства.
В регионах есть свои "сантехнические" лидеры: в Днепропетровске ? "Аквалиния", "Добрыня", "Кармен-Днепр" и "Новый свет", в Харькове ? "Владапромтекс", "Фавола ди оро", "Венеция", "Мэдди Интернешнл", "Кайрой" и "Техно". В Одессе наращивают рыночную мощь "Люксор", "Агат", "Аркадия", "Синмар" и "Антей", во Львове ? "Вока ? Львов". В Донецком регионе можно выделить работу фирм "Эксклюзив груп", "Траст К Лтд", "Азар", "Максидом", "Нова Вита" и "Домснабсбыт".
Столичные фирмы также пытаются разворачивать свою деятельность в регионах. Одни компании "заводят" партнеров, другие открывают в крупных городах свои филиалы и магазины ("Кармен", "Декор-сервис", "Будмакс").
Объем продаж дорогой и элитной сантехники в регионах значительно меньше, чем в Киеве. А класс "средней" сантехники достаточно хорошо представлен местными компаниями. Примерно 70 % сантехнических изделий в регионах Украины продается по низким и средним ценам.
Структура продаж
Соотношение продаж (в денежном выражении) выглядит примерно так: на унитазы и умывальники приходится около 40%, ванны занимают ? 20% продаж, краны и смесители ? 15 %, душевые кабинки ? примерно 10-15%, на мебель для ванных комнат приходится 5-10% продаж, а аксессуары занимают не более 5% в общем объеме продаж.
Итак, король продаж ? унитаз. Второе почетное место отводится умывальнику. Унитаз и умывальник "селят" в разные помещения, этим и определяется повышенный спрос на них. К тому же в новых домах немало квартир, где предусмотрена установка двух унитазов (и соответственно двух умывальников).
Ванна занимает третье место в объемах продаж.
Душевых кабин и биде продается значительно меньше. Хотя в последнее время спрос на них значительно возрос, так как наши ванные комнаты часто маленькие, а надо еще и стиральную машину поставить... Выход ? душевая кабина. Однако стоимость самой простой душевой кабины в два раза превышает стоимость ванны. Данные изделия идеально вписываются в интерьер, когда в доме или квартире есть вторая ванная комната.
И, соответственно, в смесительной арматуре первое место принадлежит смесителям для умывальника, второе ? для ванны и третье ? для душевой кабины и биде.
Сбыт
Импортные сантехнические изделия, в основном, реализуются по схеме "производитель ? импортер ? розница". При этом многие импортеры имеют свою розничную сеть. По данным операторов, товар среднего и высокого класса весьма редко реализуются через рыночные точки. А вот специализированная розница (специализированные магазины и салоны, строительные супермаркеты) продает до 50 % изделий по средни