СЛИВки ОБЩЕСТВА
Годовой торговый обзор рынка сантехнических изделий
Руденко О. СЛИВки ОБЩЕСТВА // Бизнес . . 11 ноября 2002 (№ 46) . С. 39-41
СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ
Торговцы по-разному оценили темпы роста продаж сантехнических изделий в 2002 году. По словам оптимистов, в нынешнем году реализовано унитазов, ванн, смесительных кранов и т.д. на 20-25% больше (в количественном выражении), чем в прошлом. Причем, по утверждению некоторых бизнесменов, в этом году им удалось увеличить продажи сантехники почти в 2 раза.
По словам пессимистов, темп роста продаж сантехники в 2002 году замедлился и не превышает 10%. Почти такой же прогноз давал в начале года и БИЗНЕС (№9 от 04.03.02 г., стр.26, 27).
Официальная статистика свидетельствует, что правы оптимисты (см. табл.1 и 2). Согласно таможенной отчетности, в июле 2002 года в Украину было ввезено керамических раковин, умывальников, биде, унитазов, бачков и других сантехнических изделий около 46,5 тыс.шт., что почти на 25% больше по сравнению с аналогичным периодом 2001 года.
Однако нельзя сказать, что так же существенно увеличились заработки торговцев сантехникой. По оценкам маркетологов, в основном росли продажи дешевой сантехники (так называемый класс ?эконом?), тогда как продажи изделий средней ценовой группы (так называемый класс ?стандарт?) уменьшились.
И, как отмечают некоторые торговцы, в последние годы привлекательность ?сантехнического? бизнеса снизилась.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ТОВАР
Соотношение продаж отечественной и импортной сантехники в этом году не претерпело изменений. В количественном выражении удельный вес продаж санитарных керамических изделий украинского происхождения составляет около 80% общего объема реализации. Несмотря на впечатляющие объемы производства санкерамики в Украине (см. стр.36), отечественная продукция обеспечивает торговцам не более 20% выручки, и большинству оптовиков и розничников она по-прежнему малоинтересна.
Отечественную сантехнику в основном реализуют либо строительным организациям, либо на открытых рынках, либо в магазинах небольших населенных пунктов.
Хотя следует отметить, что в результате увеличения спроса на дешевый товар, а именно к нему относится большинство украинских сантехизделий, в последнее время и оптовики, и розничники чаще включают их в свой ассортимент. Более того, некоторые торговые компании стали дистрибуторами отечественных заводов.
Но большинство торговцев считают, что для более успешного продвижения товара отечественные заводы должны либо повысить качество своей продукции, либо пересмотреть ценовую политику и методы дистрибуции.
Кстати, по словам некоторых предпринимателей, иностранные компании уже давно подумывают об инвестициях в производство сантехнических изделий в Украине. И в ближайшие годы зарубежные ?сантехники? начнут вкладывать деньги в украинские заводы (учитывая емкость местного рынка).
Насколько нам известно, на один из заводов российские капиталы уже ?потекли?. Но активное вложение средств в отрасль (особенно мощными западными компаниями) сдерживается несовершенством украинского законодательства в сфере защиты инвестиций.
ИМПОРТ
Согласно официальной статистике, за семь месяцев 2002 года поставщики сантехники импортировали в Украину унитазов, ванн, смесительных кранов и прочих сантехнических изделий (без учета мебели для ванных комнат) почти на $10,5 млн (инвойсная стоимость товара), т.е. на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Прежде всего увеличились поставки сантехники производства Китая, Египта, Румынии, Болгарии, Турции, Польши, Португалии, еще полтора года назад малоизвестной на украинском рынке. Особенно ощутима экспансия китайского товара (чуть ли не всех сантехнических групп). По словам оптовиков, для них китайская сантехника ? одна из наиболее перспективных позиций. И вот почему: производители Китая копируют дизайн сантехнических изделий известных европейских производителей. А предлагают свою продукцию дешевле.
Также увеличились поставки турецкой, словацкой и польской керамической сантехники, уже хорошо известной украинским потребителям. Вместе с тем, по оценкам опрошенных операторов, при общем росте рынка сантехнических изделий удельный вес реализации чешской продукции снизился. Несколько лет назад она обеспечивала торговцам 70-80% продаж в дешевой и средней ценовых группах. Сейчас же, по данным торговцев, 40-45% продаж ?достались? польским заводам, чешская же санкерамика ?довольствуется? 30-40%.
По словам предпринимателей, одна из причин уменьшения реализации чешского товара ? слабая рекламная поддержка продукции. Косвенно информацию предпринимателей подтверждают таможенные данные. Например, в июле 2002 года было импортировано чешских керамических унитазов, бачков, биде, умывальников, консолей для умывальников и т.д. 11,8 тыс.шт., что примерно на 65% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В этом году не удалось увеличить продажи и поставщикам российской санкерамики. Хотя в прошлом году импортеры активно и успешно продвигали ее на украинский рынок. Но затем, когда цены на российскую продукцию выросли, спрос на нее упал. Сейчас компакты (унитаз, бачок, сиденье, крышка) российского производства стоят почти столько же, сколько и недорогие модели европейских производителей, а их товар традиционно предпочтительнее для украинского потребителя.
ЦЕНЫ
В этом году существенные колебания цен на сантехнику не наблюдались (в отличие от прошлых лет; см. БИЗНЕС №9 от 04.03.02 г., стр.26, 27).
Ценовые войны между продавцами практически прекратились ? все меньше компаний решаются демпинговать. Оптовики почти исчерпали резервы для снижения торговой наценки.
В то же время отметим, что европейские производители сантехники, как правило, в связи с подорожанием электроэнергии и сырья ежегодно поднимают цены на товар примерно на 5-10%. Не стал исключением и этот год. Но повышение цен на дорогие виды сантехники импортеры старались компенсировать за счет собственной прибыли.
Кстати, зарубежные поставщики при ?входе? на украинский рынок предлагали свой товар дешевле, например, продукции известных торговых марок.
Следует отметить, что и оптовики, боясь ?спугнуть? потребительский спрос и розничных торговцев, не решались автоматически повышать цены на сантехнику. В результате, они выросли на 2-3%, причем лишь на некоторые виды сантехнических изделий нескольких торговых марок.
Однако в следующем году оптовикам уже вряд ли удастся избежать повышения цен на 5-7%. И, по всей видимости, придет черед розничников поступиться своими доходами и уменьшить торговые наценки на 3-4% ? ?нервировать? конечного потребителя повышением цен торговцам не с руки.
АССОРТИМЕНТ
Кардинальных изменений в структуре продаж разных сантехнических групп в этом году не произошло (подробнее структуру продаж см. в БИЗНЕСе №19 от 07.05.01 г., стр.84-86). Тем не менее некоторые тенденции изменения спроса на сантехизделия в этом году наметились.
Керамические сантехизделия. В этом году явно увеличилась доля продаж дешевой продукции (напомним, цена за компакт ? $60-100). Сейчас она обеспечивает торговцам 60-70% общего объема реализации санкерамики (в количественном выражении; для сравнения: в прошлом году ? 55-60%).
Большинство предпринимателей подметили, что в последнее время конечные потребители, в отличие от строительных организаций, при выборе сантехники даже ?эконом?-класса ориентируются не на цену товара, а на его дизайн и функциональность (что еще раз подтверждает: доходы населения растут).
Некоторые ?продвинутые? производители, уловив запросы потенциальных покупателей, стали рьяно совершенствовать модели ?экономичных? унитазов и умывальников, что поспособствовало существенному росту их продаж. (Отметим, раньше такой дизайн, а также функциональность были присущи лишь изделиям средней и дорогой ценовых групп.)
В результате снизились продажи сантехники средней ценовой группы (видимо, доходы населения до ее цен еще не доросли). Спрос же на дорогую продукцию остался стабильным, и ее продажи росли пропорционально общему росту реализации сантехизделий.
Поскольку дизайн, функциональность и размер сантехнических изделий стали играть первостепенную роль при продажах, отметим некоторые особенности формирования ассортимента. В этом году оно прошло под ?диктовку? так называемого скандинавского дизайна (например, сужающийся кверху смывной бачок).
Также торговцы расширяли ассортимент товарами, спрос на которые в этом году заметно увеличился, например:
? унитазами небольших размеров. В общем-то, это неудивительно, учитывая небольшие площади ванных комнат и туалетов в подавляющем большинстве квартир;
? унитазами со сливом воды по окружности и нижним подводом воды в сливной бачок (такой унитаз издает меньше шума при наборе воды, что особенно актуально ночью);
? сантехническими изделиями со специальными полимерными покрытиями, которые не позволяют грязи забиваться в микроскопические поры на глазури. Если раньше подобная сантехника была представлена только в классе ?люкс?, сейчас такие покрытия появились и на изделиях класса ?престиж?;
? мебелью для ванных комнат. Такую мебель за последние два года стали предлагать не только западноевропейские производители, но и украинские, польские, чешские, и цены на нее снизились.
Смесительные краны. Как отмечают все без исключения торговцы, стремительно растут продажи китайских смесителей. Они постепенно вытесняют с рынка польскую и российскую продукцию. Популярность китайских смесителей объясняется тем, что их дизайн скопирован с европейских изделий, а цены ниже. А на тот факт, что качество некоторых смесителей из Китая оставляет желать лучшего, большинство украинцев закрывают глаза.
Продолжает расти реализация однорычажных (с шаровым клапаном) смесителей. В то же время снижается спрос на ?двуручные? смесители, что и предполагал БИЗНЕС в марте (см. №9 от 04.03.02 г., стр.26, 27).
Ванны, душевые кабины. В этом году увеличились продажи акриловых ванн. Сейчас они обеспечивают торговцам 30-35% общего объема реализации ванн (в количественном выражении).
Предприниматели объясняют это тем, что наконец-то сработал принцип ?ОБС? (?одна бабка сказала...?). Потребители стали получать неплохие отзывы об этой продукции от тех, кто пользуется ею на протяжении уже нескольких лет.
Порадуемся и за отечественных производителей ванн. Потребитель ?не подвел? ? он доверяет отечественному товару и приобрел его на 25% больше, чем в 2001 году.
Благодаря дешевизне в этом году выросли продажи российских чугунных ванн примерно на 75% (см. табл. 2 на стр.39). Уменьшились продажи турецкой продукции. Турецкие чугунные ванны по цене сравнимы с испанскими. Доверие же к последним у потребителей выше. Очевидно, поэтому в 2002 году наблюдался рост продаж чугунных ванн испанских производителей.
Торговцы отметили, что увеличился спрос на душевые кабины, хотя их популярность не достигла европейского уровня ? доля продаж душевых кабин на сантехническом рынке составляет 5-7% (в количественном выражении).
СБЫТ
В 2002 году количество оптовых торговцев сантехникой (они же ? импортеры) не увеличилось.
Большинство зарубежных производителей состав своих дилеров не поменяли.
Но некоторые импортеры, стараясь привлечь розницу широким ассортиментом, расширили его сантехникой других фабрик.
БИЗНЕС два года тому назад (№38 от 18.09.2000 г., стр.62-64) описывал структуру сбыта сантехники на украинском рынке. За прошедшее время она несколько изменилась (см. схему).
Количество импортеров, не имеющих собственной розницы (реализуют в опте до 90% ввезенной продукции), неумолимо сокращается. Большинство торговых компаний обзавелись собственными салонами-магазинами. По словам предпринимателей, нередко дилеры открывают магазины для поддержания имиджа, используя их для выставки-продажи продукции.
Тем не менее в собственных розничных точках оптовикам удается реализовать в среднем 25-30% общих продаж сантехники (см. рис.1 на стр.39). А некоторые импортеры, имеющие разветвленную сеть розничных точек, ?довели? продажи до 90% общего объема реализации продукции. Кроме того, некоторые компании значительную часть продукции сбывают через собственные строительные фирмы.
Как и прежде, далеко не всем зарубежным фабрикам удается урегулировать взаимоотношения между своими дилерами. Как правило, производители ограничиваются выдачей рекомендаций оптови&