Технологии строительства и деревообработки.

Дефицит древесно-стружечных плит. Вопросы и ответы

Интервью с Генеральным директором ЗАО ?Экспериментальный завод ДСП? Русланом Абакаровичем Курбановым

Ферсман Г. Дефицит древесно-стружечных плит. Вопросы и ответы. 17 апреля 2002

Интервью с Генеральным директором ЗАО ?Экспериментальный завод ДСП? Русланом Абакаровичем Курбановым.



MO: Руслан Абакарович, скажите, пожалуйста, с чем связан дефицит древесно-стружечных плит?

P.A.: Дефицит связан с недостаточными объемами выпуска плиты. Так, по сравнению с 1991 г., объемы производства ДСП в стране упали почти в 3 раза. Основные причины мебельщикам известны: это и общая экономическая ситуация периода реформ, и снижение платежеспособности населения, и большая капиталоемкость производства ДСП, а также долгий срок строительства и низкая доходность выпуска ДСП.

Хотелось бы подробнее остановиться на последнем факторе, т.к. макроэкономическая ситуация в РФ повлияла на всех, а большой капиталоемкостью и долгим сроком строительства отличаются и другие виды производства, однако дефицитными почему-то стали не все товары. Производство ДСП в нашей стране всегда имело очень низкую доходность. Корни этого явления произрастают еще из недр советской плановой экономики. Государство строило заводы, а задачей директора было поддерживать текущую деятельность предприятия и давать план ? количество. Вопросы обновления изношенных основных фондов, закупки нового оборудования, целесообразности сохранения предприятия или его ликвидации были прерогативой государства. Если издержки производства оказывались выше установленных цен на продукцию, то предприятие могло быть признано планово-убыточным, и его текущая деятельность осуществлялась за счет государства. Отсюда, по привычке, сохранились низкие цены на ДСП и в период перехода на рыночную экономику.

В силу того, что существенно снижать затраты в таком материалоемком производстве невозможно, то сложившиеся цены с горем пополам могли обеспечивать только текущую деятельность без каких-либо инвестиций в основные средства. В итоге, по мере морального износа оборудования качество и ассортимент отставали от жизни, издержки росли, и продукция становилась неконкурентоспособной на рынке. А по мере физического износа падали и объемы. Начался массовый исход подобных производств из числа действующих. В результате ? снижение объемов производства и некоторая нехватка качественного ДСП на рынке.

В советское время государство тут же построило бы недостающие заводы или закупило бы ДСП по импорту за валюту и продавало на внутреннем рынке за рубли по какому-нибудь искусственному переводному курсу, например, 62 копейки за доллар, и все были бы обеспечены дешевым ДСП. Но в рыночных условиях инвестиции в низкодоходный бизнес не идут, и импортировать продукцию не особо выгодно. На мой взгляд, одна из главных причин дефицита древесно-стружечных плит именно в этом.



MO: Но что же инвестиции? Неужели невозможно найти средства для закупки высокотехнологичного оборудования?

P.A.: Инвестиции найдутся. По законам рыночной экономики, в подобных случаях происходит следующее: n цена, установившаяся по каким-либо причинам, ниже равновесной рыночной, приводит к дефициту по причине не только роста спроса, но и снижения предложения. Критическую точку этого явления мы наблюдали недавно; n дефицит приводит к росту цен и порой даже выше определяемой соотношением спроса и предложения. Это мы и наблюдаем сейчас; n возросшая цена повышает доходность производства, оно становится выгодным, появляются возможности инвестировать оборотный капитал за счет внутренних и внешних источников и, как следствие, растут объемы производства на существующих и ранее недогруженных мощностях. Этот процесс уже начался, и проблема нехватки ДСП существенным образом решилась; n в дальнейшем при сохранении уровня спроса и цен пойдут инвестиции в основной капитал. И зарубежные, и, может быть, российские инвесторы начнут строить новые заводы. Увеличится предложение продукции, возрастет конкуренция, и на рынке появится много качественной и разнообразной ДСП. В итоге, может произойти некоторое снижение цен в валютном исчислении.

Но существенное снижение вряд ли будет, т. к. инвесторы, вкладывающие в производство ДСП собственные средства, будут думать об окупаемости вложений. Да и сам по себе этот процесс без дополнительного стимулирования со стороны государства может растянуться на долгие годы. Чтобы этого не произошло, в первую очередь необходимо: n отменить таможенную пошлину и НДС при ввозе импортного оборудования по производству ДСП и запасных частей к нему, т. к. отечественного конкурентоспособного оборудования нет и не будет как минимум ближайшие 10 лет; n освободить от налогов на прибыль все средства, инвестируемые в данное производство; n освободить от налогов на имущество на период окупаемости инвестиций, в крайнем случае, на 3 года с момента ввода в эксплуатацию, т. к. это производство очень капиталоемкое, а период его выхода на проектные мощности и перехода к рентабельности довольно длительный.



MO: Ваш завод по производству ДСП тоже столкнулся с вышеперечисленными проблемами?

P.A.: Да. Но выбранная нами стратегия, направленная на выпуск только высококачественной, конкурентоспособной с импортной продукции, а также максимального удовлетворения потребностей покупателя в ассортименте, помогла нам выжить и без невосполнимых потерь выйти из нелегкой ситуации.

Если рассмотреть конкретные параметры выпускаемой нашим заводом продукции, то можно сказать, что: n поверхность нашей продукции мелкоструктурная, шлифованная, соответствующая европейским стандартам; n физико-механические свойства (как прочность на изгиб, обрыв наружного слоя, выдергивание шурупов, плотность) выше, чем у многих зарубежных производителей. Во многом эти показатели обеспечиваются за счет использования более здоровой древесины; n наш ассортимент предлагает 4 толщины плит: 16; 18; 22; 25 мм. Именно этот диапазон пользуется наибольшим спросом у российских мебельщиков.



MO: Возможно ли решение проблемы нехватки ДСП за счет увеличения импорта путем снижения таможенны.

P.A.: Это опасная тенденция как для производителей плит, так и для мебельщиков. Недавно ввозная пошлина на плиту была снижена в 1,5 раза. Какие могут быть последствия этого, казалось бы, простого решения проблемы? На рынке появится более дешевая импортная плита, что может уничтожить и без того хрупкие ростки российской плитной подотрасли. Кроме того, крупным западным корпорациям ничего не стоит закинуть в Россию пару-тройку сот тысяч кубометров ДСП по демпинговым ценам, что окончательно добьет нашу плитную промышленность. Заняв весь внутренний рынок ДСП, импортеры без особой конкуренции между собой значительно поднимут цены. И плита будет стоить гораздо дороже, чем прежде. В то же время, снижение таможенных пошлин стимулирует не только импорт ДСП, но и импорт более дешевой, почти готовой, мебели под видом плит или плитных деталей мебели повлечет за собой снижение цен на мебель и, как было в 1997?1998 гг., вытеснение российских производителей мебели с рынка.

В итоге мебельщики могут оказаться зажатыми между высокими ценами на ДСП с одной стороны, и низкими ценами на мебель ? с другой. В таких условиях у изготовителей мебели есть все шансы повторить бесславный путь производителей ДСП.

Необходимо также заметить, что заводы по выпуску древесно-стружечных плит выполняют функцию не только производителей ДСП, но и утилизаторов низкосортной древесины, а эта проблема весьма актуальна в нашей стране. Из-за недостаточного использования низкосортного дерева происходит деградация лесов и ухудшение экологии. Импорт же ДСП эту проблему не решит. Такой подход к решению вопроса может нанести ущерб и плиточникам, и мебельщикам, и государству в целом.



MO: Что вы можете сказать о стоимости ДСП, производимых в Сергиевом Посаде?

P.A.: Дешево и хорошо не бывает. Мы бы и рады снизить цены, но велики затраты по содержанию оборудования. Надо восполнять износ. Наступил период, когда необходимо обновлять не только отдельные детали, но и целые узлы и агрегаты оборудования. А это все немецкое, значит, дорогое.

Можно было пойти по другому пути: снижать затраты за счет замены изношенных деталей, узлов и агрегатов на отечественные запчасти. Но это сразу же отразилось бы на уровне выпускаемой продукции. И хотя мы много работаем по этому вопросу и с российскими машиностроителями, в основном с ?оборонкой?, мы используем лишь ту технику, которая сделана на достойном уровне. Но это незначительная часть в общем объеме. В любом случае, наша продукция дешевле по сравнению с импортной плитой соответствующего качества.



MO: Руслан Абакарович, каков ваш прогноз на развитие рынка древесно-стружечных плит?

P.A.: Думаю, что все придет в норму. Рынок ? это живой организм, он сам все урегулирует. Но на Бога надейся, а сам не плошай. Очень важно постоянно наращивать свои производственные мощности. Да, трудно найти средства, но иначе нельзя. И производители мебели, и изготовители древесно-стружечных плит должны работать сообща, каждый должен учитывать потребности своего партнера. Сбивать цены, переманивать заказчиков и поставщиков ? этим ничего не добьешься. А если собраться всем вместе, то и проблема покажется не такой уж глобальной и страшной. Главное ? работать!



Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com