Детская: можно и нельзя
Детский психолог отвечает на вопросы читателей связанные с оформлением комнаты ребенка
Анисимова Н. Детская: можно и нельзя // Интерьер + дизайн. 2002 . №10. C. 154-155
Оформление комнаты ребенка ? дело серьезное. Тут нельзя следовать своим прихотям. Каждый дизайнерский шаг должен быть обоснован. Почему? Об этом расскажет детский психолог.
На вопросы читателей отвечает Надежда Анисимова
ПОЛ
Часто в детских на полу можно увидеть ковровое покрытие с длинным ворсом. Насколько обоснован такой выбор? Действительно, пол в комнате ребенка, который сначала много спит, а вскоре ? много ползает, чаще закрывают мягким ковром или ковролином. Однако опытным путем доказано, что дети лучше развиваются и быстрее начинают ходить, если передвигаются босиком по твердому покрытию (паркет или ламинат).
ОКНА
Декоратор советует для комнаты малыша джинсовые занавески с меховым ламбрекеном. Не слишком ли смело? К оформлению окна подходите крайне осторожно. Это основной источник света в комнате ребенка, и он будет изучать его, стремиться к нему. Отдавайте предпочтение спокойным теплым тонам, натуральным тканям без рисунка. Если в комнате отсутствуют жалюзи, шторы не должны быть прозрачными, так как защищают спящее создание от яркого солнечного света. Не следует вешать и плотные тяжелые портьеры, которые трудно стираются и являются преградой свежему воздуху. Искусственный свет должен быть приглушенным. Люстра в шесть ламп ? это чересчур для ребенка, который лежит лицом вверх. Используйте локальное освещение.
СТЕНЫ
Сейчас столько разных обоев, глаза разбегаются. Какие расцветки и фактуры выбрать для комнаты новорожденного? Стены должны быть покрыты обоями мягких тонов, не раздражающих зрение. Слишком яркие, как и темные цвета из декорации комнаты исключаются. К сожалению, я очень часто замечаю, что подготавливающие для своего будущего ребенка комнату родители выбирают рулоны с желтыми мишками, фиолетовыми зайчиками, улыбающимися огромными машинками.
Новорожденному не только не обязательно, но и противопоказано каждый день наблюдать эти неподвижные цветовые пятна, рассеивающие внимание. Избегайте чистого белого цвета. Слишком светлый и яркий для ребенка, он приветствуется лишь как дополнение к основным оттенкам. Стены не должны быть идеально гладкими. Обратите внимание на обои с поверхностью, напоминающей грубый холст. С помощью тактильных ощущений, через ладони и кончики пальцев, ребенок получает информацию об окружающем мире. Пусть в его комнате будут материалы с разной фактурой.
ЦВЕТ
Для новорожденной девочки принято покупать приданое в розовых тонах, для мальчика ? в голубых. Может, и в интерьере нужны цветовые различия? Цвет ? это то, что способствует воспитанию настроений и эмоций, использовать его лучше по назначению. Ребенок начинает ощущать разницу между девочкой и мальчиком к трем годам. Но если в это время вы вдруг в его комнате поменяете цвет штор с голубого на розовый (или наоборот), это может негативно сказаться на его состоянии. Интерьер комнаты пятилетней девочки должен уже иметь характерные черты отличия от интерьера комнаты мальчика. Я даже допускаю наличие зеркала со столиком, где может лежать расческа с заколками. При правильном воспитании это лишь будет способствовать развитию природного женского начала.
ИГРУШКИ
Каждый гость считает своим долгом принести в подарок игрушку. Они очень украшают детскую. Но как такое изобилие воздействует на психику малыша? Избегайте скопления множества зверушек и кукол на полках, в кроватке малыша, даже если это смотрится, на ваш взгляд, красиво. Давайте ребенку возможность остановиться на одном предмете, изучить его, познакомиться с ним, полюбить его. Затем, через определенный срок, показывайте другой. Тем не менее игрушки выполняют в интерьере важную роль. Ведь яркие предметы обязательно должны присутствовать в комнате. Их задача ? концентрировать на себе внимание ребенка, учиться узнавать знакомое. Такими акцентами, как правило, являются игрушки.
КОМНАТА РАСТЕТ
Как ?взрослеет? комната новорожденного к двум-пяти годам? Самое главное: в комнате подрастающего ребенка нельзя устраивать внезапные кардинальные перемены. Это может вызвать стресс. Помните об этом, если вы решили сделать ремонт в квартире. Ребенок войдет в комнату, где изменился цвет стен, появились новые предметы, исчезли старые, и не узнает ее. Она может стать для него чужой, и ваш ремонт будет первой психологической травмой. Совершайте преобразования постепенно. Начните с установки спортивного уголка. Уже в двухлетнем возрасте дети способны передвигаться по лестнице вверх и вниз. Исчезает за ненадобностью пеленальный столик. Пол становится основной игровой зоной. К трем годам кроватка меняется на более ?взрослую?, причем, если ребенку в ней хорошо спалось, место кровати менять не стоит. В детской комнате появляется первое рабочее место: маленький столик, где ребенок сначала 5-Ю минут, а потоми дольше будет рисовать, лепить, собирать мозаику. Искусственное освещение становится более ярким. На однотонные шторы можно вместе с ребенком нашить разные лоскутки. Стены комнаты украсьте его первыми самостоятельными работами. Это будет знаком поощрения и хорошим стимулом для дальнейшего творческого роста.
ИСКУССТВО
Можно ли разрешать ребенку рисовать на стенах в своей комнате? Сегодня это модно ? вседозволенность. Однако давайте рассудим здраво: рисование на стене, на холодильнике, на стуле ? это все-таки ?порча имущества?. В конце концов, разрешить ребенку рисовать где угодно легче, чем объяснить ему (так, чтобы он понял), что для рисования существует специальная бумага. Есть прекрасный выход из положения ? бумажные рулоны, которые можно растянуть вдоль всей стены: рисуй, сколько угодно.
Подростки обожают увешивать свою комнату плакатами и постерами. При этом страдают стены. Можно ли этого избежать? Не ждите, пока ваш ?ребенок? сам начнет втыкать в стену иголки или сажать на клей немыслимые плакаты. Если вы знаете, что он увлекается рыбами (или Бритни Спирс, или ?Властелином колец?), вместе найдите красивый постер, поместите его в рамку и вместе повесьте над столом. Предлагайте подростку время от времени сделать в комнате перестановку, поменять шторы, обивку дивана, наконец. Обратите внимание, какие цвета его привлекают: если темные и, не дай Бог, черный, значит, его что-то угнетает, есть повод для беспокойства. Если же подросток самовольно выкрасил шкаф в своей комнате в черный цвет, обращайтесь к психологу.
ПЕРЕСТАНОВКИ
Нужно ли советоваться с ребенком, прежде чем сделать перестановку в его комнате? Желательно. Иначе своим ?вероломным? вторжением на его законную территорию вы можете вызвать негативное отношение к своим действиям. Действия должны быть совместными, и чем раньше вы начнете советоваться с собственным ребенком, тем лучше. Все должно выглядеть в качестве предложений: ?А давай...? Начав советоваться с трехлетним ребенком, вы избежите противоречий, когда ему будет 12. Главное ? постараться опередить его возможные пожелания, зная, в каком возрасте ему захочется порисовать на стенах, в каком ? уединиться в небольшом замкнутом пространстве.