Технологии строительства и деревообработки.

Больше леса, меньше "тени"

Развитие мебельной отрасли сдерживается нехваткой сырья и большими объемами теневого производства. У легальных производителей мало средств для борьбы за рынок, одно из них - инициирование антидемпингового расследования

Сагаль С. Больше леса, меньше "тени" : [Беседа с президентом ассоциации "Мебельдеревпром" Сагалем С. / Записал Моисеев В.] // Компаньон. 2004. №32 . C.36-39

Несколько месяцев назад на рынке мебели разгорелся конфликт между частью производителей ДСП и производителями мебели, которые импортируют эти плиты. Споры между производителями сырья и готовых изделий или между отечественными производителями и импортерами типичны для многих рынков. Поэтому ситуацию на мебельном рынке ?&? проанализировал в качестве примера. Помогал нам в этом Сергей Сагаль, президент ассоциации ?Мебельдеревпром?.



?&?: Может быть, Украине и не стоит иметь свою развитую мебельную отрасль, может быть, она изначально по объективным причинам неконкурентоспособна? Нужно сделать ставку на импорт, пусть компании платят налоги с торговых операций, и достаточно?

С. С.: Я понимаю, что ваш вопрос намерено провокационный. Действительно, в мире идет разделение труда. И то, что мы не можем делать, то и не надо делать. Например, деревообрабатывающее оборудование. Мы его никогда не делали, не делаем и, я думаю, что в ближайшем обозримом будущем не будем делать, никогда мы не достигнем уровня нынешних лидеров рынка. Поэтому однозначно нужно сказать: мы будем покупать это оборудование за рубежом.

Что же касается производства мебели, то здесь совершенно иная ситуация. У нас есть все для того, чтобы делать хорошую мебель. Украинские предприятия всегда были хорошими производителями мебели, в СССР мы это делали лучше всех.

Что главное для производства того или иного вида товара? Это наличие сырья и трудовых ресурсов. Вот это все у нас есть на сегодняшний день. Мы - страна, которая имеет хорошие запасы леса и которая традиционно его перерабатывала. Особенно западный регион. До начала развала Союза в Украине мы выпускали мебели больше, чем на $2 млрд. Так что хорошие традиции производства у нас есть.

Кроме того, не стоит забывать, что в процессе продажи и производства образуется совершенно разная добавленная стоимость. Производить гораздо выгоднее.

Существует еще один аспект. ДСП - конструкционный материал. Он изначально был придуман для того, чтобы использовать отходы древесины. Это миллионы кубов, которые нужно куда-то девать. Сегодня мы делаем из этих отходов прекрасный конструкционный материал. А если станем завозить ДСП, то и свои отходы не пристроим, и завезем в страну фактически чужие отходы.



?&?: Раз объективные основания для развития отрасли есть, но все же развитие идет не так, как хотелось бы, то что мешает?

С. С.: Отрасль развивается, темпы неплохие, начиная с 1998 года. В прошлом году в Украине всей мебели произведено на 6-7 млрд. грн. Но, конечно, не все складывается так, как желаешь. Сегодня прежде всего мешает теневой бизнес. Сейчас мебель делают все, кто хочет. Для этого нужно купить 2-3 станка, поставить где угодно - и ты уже производитель мебели. Контроля со стороны органов стандартизации и других госструктур за мебельным производством практически нет. Не существует контроля и за продажей, хотя законодательство этого требует.

Когда был дефицит на рынке, это не создавало больших проблем. Сейчас же рынок наполнен, идет жесткая конкуренция. Конкурировать с теневиками официальный производитель, большое мебельное предприятие, производство которого соответствует всем требованиям закона, которое платит все налоги и выплачивает ?белую? зарплату, не может.

Есть и частные проблемы с комплектующими, с теми же конструкционными материалами, чего-то постоянно не хватает. Но ситуация очень быстро меняется. Если растет потребность, начинается подъем рынка, то тут же приходят инвестиции. Так произошло с ДСП. Мы ожидаем, что буквально в течение года полностью удовлетворим наших мебельщиков плитными материалами по ассортименту, качеству и количеству. Так же развивается производство комплектующих, фурнитуры. Процесс идет, но медленно. Я думаю, здесь тоже требуется поддержка государства, как в свое время было с ДСП. Три года назад была введена 15-процентная пошлина на импорт ДСП. Благодаря этому и поднялось отечественное производство.



?&?: Что мешает нормальной работе рыночных механизмов в отрасли?

С. С.: К сожалению, нет. Например, нередки различные формы использования административного ресурса. А что касается конкуренции, вполне рыночного инструмента, то, как я уже сказал, она не всегда добросовестна. Обратитесь к любому крупному производителю, они вам сразу скажут, сколько их копируют, где и насколько ниже их цены продают. И бороться с этим сами производители не могут. Они могут только идти вперед, создавать новое. Но это требует затрат. Бороться с теневым производством должны госорганы.

Использование же админресурса наиболее ярко проявляется в процессе тендерных закупок мебели. Это очень большие объемы, они распределены по разным уровням государственной иерархии, начиная от Кабинета министров, Администрации президента и заканчивая каким-то районным бюро занятости. Нередко тендерные комитеты принимают решение в пользу того или иного поставщика под влиянием чиновников. При этом очень часто тендерные комитеты нарушают законодательные процедуры. Например, поставщик мебели должен обязательно предъявить сертификат соответствия, потому что если тендерный комитет за государственные деньги закупает мебель, она должна прослужить какое-то определенное время. Этого никто не требует. Поэтому в лучшем случае, что предъявляют, - копию сертификата на материал. Но ведь материал и сама мебель - это разные вещи. Материал может использоваться в строительстве, народном хозяйстве, вагоностроении и т. д. Мебель же - предмет, который связан непосредственно с человеком, предмет повышенной опасности, средство для создания комфорта.



?&?: В наведении порядка на рынке только на государство полагаться не приходится. Сами участники рынка по отдельности или с помощью профессиональных организаций могут многое сделать. Что уже делается?

С. С.: Безусловно, многие проблемы предприятий должны решаться на уровне отраслевых организаций. И с этой целью мы, например, еще в 1998 году создали ассоциацию ?Мебельдеревпром?, которая объединяла поначалу 20 крупных мебельных, деревообрабатывающих предприятий. Сегодня ассоциация представлена фактически во всех регионах, в нее входят 53 предприятия - компании, составляющие костяк мебельной отрасли. Мы считаем, что только такие объединения могут донести до правительства отраслевые проблемы, лоббировать принятие нужных решений. Мы регулярно собираемся, минимум 3-4 раза в год, встречи обычно посвящены обсуждению конкретной проблемы. Принимаем решение и направляем его в правительство, в Министерство промышленной политики. Обычно происходит обмен мнениями, существует понимание. Но во многих случаях бывает тяжело, потому что мы ставим какой-то вопрос, а аппарат министерства из-за своей малочисленности очень долго не может его ?переварить?. Кроме того, проблемы, поднимаемые нами, как правило, межотраслевые, то есть нужно выходить на разные министерства, ведомства. Например, вопрос пошлин на фурнитуру. Это, оказывается, тяжелейший вопрос, никак не удается его ?пробить?.

Но все-таки в последнее время сдвиги есть. Мы встречались с первым вице-премьером Николаем Азаровым, и по результатам встречи было принято протокольное решение, где нашли отражение все вопросы, о которых мы сегодня говорим. Это пошлины, теневой бизнес, стандартизация, лицензирование, уход от уплаты налогов. Какие-то решения уже приняты, но желательно, чтобы диалог с правительством не прекращался.

На сегодняшний день огромная проблема существует во взаимоотношении отрасли с Государственным комитетом лесного хозяйства. До недавнего времени нас удовлетворяли те объемы древесины, которые мы могли ?взять?, сегодня этого уже мало. В ближайшем будущем нехватка сырья станет огромной проблемой, которая будет сдерживать развитие мебельной отрасли. Да она уже сдерживает, поскольку именно из-за нехватки сырья практически прекращено инвестирование в мебельные и деревообрабатывающие предприятия. Сырья же не хватает из-за большого объема экспорта древесины. Мы считаем это неправильным. Прежде всего нужно удовлетворить сырьем национального товаропроизводителя, а потом уже остаток экспортировать.



?&?: Как вы считаете, не скрывается ли иногда за сетованиями на трудности простое неумение работать в современных условиях?

С. С.: Те, кто не смог работать в новых условиях, кто не приспособился, все стали банкротами и ушли с рынка. Раньше у нас было около 200 мебельных предприятий, из них сегодня только единицы остались на рынке. Причин тому можно назвать много: инфляция, потеря оборотных средств, потеря взаимосвязей с реализаторами мебельной продукции, обнищание населения, недостаток денег, прекращение строительства жилья. Но в таких условиях находились все. Тем, кто поднялся, удалось сделать это благодаря грамотному менеджменту, умелому использованию рыночных механизмов хозяйствования. Конечно, если взять менеджмент наших предприятий и европейский, то мы еще значительно уступаем. Но менеджмент сегодня и тот, который был 5 лет назад, - это как небо и земля. Выросли новые предприятия, выросли новые руководители, владеющие новыми знаниями.



?&?: Вот уже несколько месяцев определенная часть предприятий отрасли следит за событиями, связанными с антидемпинговым расследованием против импортеров ламинированной ДСП из Польши и Словакии. Оправдано ли возбуждение этого расследования?

С. С.: Мы в ассоциации уверены, что основания есть. Если бы их не было, то Межведомственная комиссия по международной торговле Украины никогда и не инициировала бы это расследование. Этот вопрос привлек к себе столь большое внимание потому, что на самом деле демпинг на рынке ДСП превращается в демпинг на мебельном рынке. И это очень серьезная проблема.

На любом рынке есть правила игры, особенно на международных.

Начатое расследование обязательно нужно довести до конца. Но польза от него уже есть сейчас. Начатая дискуссия высветила проблемы, существующие в отрасли. Производители ДСП получили возможность продемонстрировать, что они могут дать мебельщикам нужную им плиту по качеству, толщине, цвету и в необходимых объемах. Возможна поставка и на эксклюзивных условиях. Поэтому мебельщики, даже те, кто никогда не работал на отечественной плите, задумались, нужно ли им и дальше ориентироваться на импорт.

Антидемпинговое расследование - не прихоть компаний ?Интерплит Надвирна? и ?Свиспан?, инициировавших расследование. Их поддерживают и другие производители ДСП. (Инициаторы расследования потребовали повысить ввозную таможенную пошлину до 34,78% на ДСП, ввозимую из Словакии, и до 20,93% - из Польши. - Прим. ред.).



?&?: Допустим, отечественные производители ДСП избавятся от конкуренции со стороны импорта. Не взвинтят цены?

С. С.: Во-первых, импорт есть и всегда будет. Нет смысла производить абсолютно все. Если кто-то делает высочайшего класса плиту с уникальными характеристиками, чего у нас нет на сегодняшний день, то нечего этим заниматься. Мы ввозим такую ДСП, например, из Австрии и Германии, и не говорим ни о каком демпинге, потому что стоимость плиты такая, какая она есть на рынке страны-производителя.

Во-вторых, на сегодняшний день у нас есть 7 производителей ламинированной ДСП, принадлежащих разным владельцам. Это хорошая конкурентная среда. Не стоит забывать и о том, что при антидемпинговом расследовании существует механизм, устанавливающий, что если предприятие ведет себя на рынке неправильно после введения антидемпинговых мер, то эти меры отменяются.

Поэтому, кстати, меня удивили разговоры о том, что возможное введение антидемпинговых мер вызовет кризис мебельной отрасли, цены поднимутся, фабрики обанкротятся. Это популистские заявления, рассчитанные на обывателя. Украинские производители в 2004 году смогут увеличить выпуск ДСП до 1 млн. кубометров, а потребности внутреннего рынка составляют 1-1,1 млн. кубометров. Завозим 150 тыс. И антидемпинговые меры могут коснуться далеко не всего импорта. Если профессионально и глубоко проанализировать, то это расследование только укрепит имидж нашей страны и как самостоятельного государства, и как производителя мебели, ДСП.

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com