Голландские перспективы украинского цветочного бизнеса
С одного квадратного метра современной теплицы по подсчетам польских налоговиков можно получать около $1,5 чистой прибыли. Некоторые украинские предприятия уже планируют приобретать соответствующее голландское оборудование
Раскина Е. Голландские перспективы украинского цветочного бизнеса // Компаньон. 2002 . №22. C. 38-40
Цветочный бизнес считается бизнесом средней рентабельности с высокой степенью риска. Эти риски различны для импортеров и производителей. Первым докучают проблемы с прохождением таможенного досмотра и ужесточение правил таможенного контроля за ввозом цветочной продукции в Украину. В результате продукция портится во время простоя на границе, а украинские предприятия-импортеры несут крупные убытки. Кроме того, существуют транспортные и технические сбои (оптовики вовремя не забронировали место в самолете, грузчики заморозили или ?изжарили? цветы и т. п.), погодные и прочие катаклизмы на пути следования цветов. Производители же сетуют в основном на стихийные отключения света, газа и воды соответствующими государственными службами, парализующие работу теплиц (это особенно характерно для провинции, где регулярно гаснет свет и иногда отключают газ).
Таможня гноит добро
Согласно распоряжению Государственной таможенной службы Украины от 18.02.2002 г. №11/3-14-1477-ЕП ?Об усилении контроля за таможенным оформлением цветочной продукции? в предоставленных для таможенного оформления инвойсах или упаковочных листах должны быть обязательно обозначены номера коробок с продукцией и полный перечень находящегося в них товара. То есть в товаросопроводительных документах нужно указать: торговое название цветка, количество тех или иных цветов в коробке, цену за единицу товара и общую сумму (по виду цветов). И это не говоря уже о дополнительных сведениях по поводу длины стебля, размера цветка, его цвета и количества бутонов на ветке, а также статистической информации о грузе, которая должна содержаться в инвойсе, сертификате о происхождении товара, фитосанитарном сертификате экспортера и сертификате качества! Стоит ли говорить о том, что таких жестоких правил нет в большинстве стран, например, в близлежащей России, где цветочный бизнес гораздо более развит. Впечатляет также дата выхода распоряжения в свет.
Результаты этой попытки защитить национального производителя не замедлили сказаться. Образовавшийся 8 Марта дефицит спровоцировал взлет цен на цветы, выращенные в Украине.
?Сегодня дешевле закупать цветы в Колумбии, чем выращивать их в Украине или Польше, - считает генеральный директор фирмы ?Украфлора? Ежи Коник. Наконец, есть такие сорта цветов, которые очень трудно выращивать в украинских или польских климатических условиях. К тому же меры, предпринятые в защиту украинских производителей, на самом деле мешают им развиваться. Ведь ухудшилась ситуация с ввозом не только цветов, но и необходимых для бесперебойной работы производителей удобрений и оборудования.?
?Если придерживаться этих таможенных правил, то все наши зарубежные поставщики должны работать только на Украину, - утверждает генеральный директор ООО ?Камелия-К? Татьяна Андреевна Костюкова. - Им придется маркировать коробки и фасовать цветы так, как предусмотрено в распоряжении по поводу усиления контроля от 18.02.2000 г. Но куда уже усиливать контроль! Цветы стоят фурами на границе, товар портится, пропадает в таможенной зоне. Вот накануне 8 Марта и после него 5 дней держали машины с цветами на границе. В результате потребители вынуждены были покупать цветы втридорога, а украинские фирмы-импортеры понесли серьезные убытки.?
Драконовские меры, предпринятые для защиты отечественных производителей, сыграли на руку контрабанде. Многие зарубежные предприятия-импортеры сократили поставки цветочной продукции в Украину, и в свою очередь увеличился нелегальный ввоз товара. Как считает Ежи Коник, высокие таможенные ставки создали благоприятные возможности для роста объемов нелегального ввоза и увеличения рыночной доли контрабандной продукции.
Общая ситуация осложняется еще и тем, что отечественные производители могут представить достаточно ограниченный ассортимент цветов. И связано это не только с их отставанием от производителей голландских или немецких. В Украине не будут и не должны выращиваться экзотические растения - орхидеи, антуриумы и т. д., тогда как ужесточение правил таможенного досмотра касается цветочной продукции в целом, а не только выращиваемых в Украине цветов.
По подсчетам Всеукраинской ассоциации цветоводов в Киеве - три официально зарегистрированные фирмы-импортеры, еще две - в Донецке. Рынок не насыщен, а проблемы с ввозом цветов в Украину приносят отечественным импортерам значительные убытки и периодически парализуют их деятельность. Для сравнения: сегодня только в Москве оптовыми закупками цветов за рубежом занимаются, как минимум, 100 компаний-импортеров. Наиболее значимыми для России в целом эксперты считают лишь 15 компаний.
Специалисты утверждают, что при таможенной очистке в Москве принимается во внимание лишь тоннаж - не учитываются ни наименования цветов, ни количество штук каждого цветка, ни тем более длина стебля или количество бутонов на ветке. Хотя при этом правительство Российской Федерации тоже принимает определенные меры в защиту своих производителей.
Производственные реалии
В Украине же ситуация такова, что если летом цветочный рынок еще можно наполнить за счет продукции отечественных производителей, то зимой мы практически полностью зависим от импорта. К тому же у определенных видов импортной цветочной продукции, как, например, у знаменитых на весь мир эквадорских роз, давно уже сформировалась своя клиентура.
По данным Всеукраинской ассоциации цветоводов на сегодня в стране существует не более десяти фирм-производителей цветочной продукции, и при этом крайне мало теплиц, оборудованных по современным голландским технологиям.
Так, ООО ?Аскания-Флора?, производящая около 25 сортов роз, планирует покупать голландские теплицы со специальными остеклением, расположением, воздухом и зашториванием. Многие украинские предприятия-производители используют новые технологии только при выращивании.
Как считает Ежи Коник, ?надо забыть об энергоемких теплицах советского образца, которых в Украине 90%. Есть новые голландские конструкции, изготавливаемые под Москвой по голландской лицензии. Их можно и нужно использовать?. По подсчетам того же г-на Коника, с 1 кв. м теплиц голландского образца можно получить 180 штук роз сорта ?Габриэлла? (1800000 штук - с гектара), тогда как с такой же площади старых теплиц - только 120. А если в теплице нет подсветки - то всего 70 штук.
Теплица голландского образца без оборудования (просто дом со стеклами), как полагает Е. Коник, может обойтись оператору рынка в $0,3 млн., а со всем необходимым оборудованием и оснащением (подсветка, обогрев, коммуникации и т. д.) - от $0,5 до $1,5 млн. на гектар. В то же время достаточно крупное тепличное хозяйство должно составлять 4-5 га (минимум 3 га). По прогнозам польской налоговой инспекции, приведенным Ежи Коником, 1 кв. м теплиц дает 7 злотых (около $1,5) чистой прибыли в год. Указанные данные по годовому обороту с этой площади не являются собственно польскими, их можно применить и к украинским производителям.
Выращивание в Украине роз голландской селекции - это своего рода компромисс, на который охотно идут многие производители, чтобы внушить потребителям уважение к отечественной продукции. Этот эксперимент представляет на сегодня одну из самых перспективных бизнес-возможностей в сфере производства цветов. Наиболее передовые фирмы-производители постоянно консультируются у голландских и немецких специалистов, посылают своих сотрудников на стажировку в Европу, ездят на крупные европейские цветочные аукционы, выставки и фестивали.
В Украине преобладает производство гербер, роз, гвоздик, луковичных цветов. Розы и герберы даже идут на экспорт. Только зимой герберы ввозятся из Турции. На сегодня у нас в стране наблюдается динамика роста производства цветов. Выращивание цветов по голландским технологиям требует от фирм-производителей больших затрат и усилий. Им приходится проводить реконструкцию тепличного хозяйства, использовать новейшее оборудование, постоянно консультироваться у голландских специалистов. Среди предприятий, которые пошли этим нелегким путем, кременчугская фирма ?Розы голландской селекции?, названная на прошлогоднем киевском фестивале цветов ?Город мечты весной? лучшим производителем цветов закрытого грунта, тепличный комбинат ?Днепровский? (Днепропетровская обл.) - один из крупнейших производителей роз голландской селекции и некоторые другие.
Наладить серьезное отечественное производство посадочных материалов, по мнению экспертов, совершенно нереально. Во-первых, ведущие европейские производители ушли в своем развитии далеко вперед, и догнать их практически невозможно. Во-вторых, в Украине отсутствует современная научная база, которая позволяла бы создавать конкурентоспособные сорта цветов. Наконец, нет необходимых для этого финансовых средств.
Если же все названные выше барьеры будут преодолены и в этой области цветочного бизнеса возникнут достаточно серьезные отечественные производители, то их продукция может оказаться нерентабельной в силу того, что на рынке присутствует недорогой высококачественный посадочный материал из Голландии и Германии. Конечно, возможностей возрождения такого производства эксперты не отрицают, но пока предприятия-импортеры могут работать, не боясь конкуренции.
Насыщения рынка посадочного материала не произойдет и в ближайшие 5-7 лет. ?Перспективы нашего бизнеса - в налаживании сотрудничества с крупными европейскими фирмами-производителями посадочного материала. Что касается фирм, занимающихся производством отечественного посадочного материала, то на сегодня этот вид бизнеса в Украине малорентабелен?, - считает заместитель генерального директора ООО ?Интерфлора? Н. Троян.
Перспективы развития цветочного бизнеса в Украине, по мнению экспертов, связаны с формированием у отечественного потребителя культуры потребления цветов. Этому должны способствовать цветочные выставки, конкурсы и фестивали. Пока их в Украине немного, а по сравнению с количеством подобных мероприятий, проводимых в крохотной Голландии, - вообще мизер. Однако, по словам Ежи Коника, украинские потребители чаще покупают цветы, чем польские, и это вселяет надежду.
Татьяна Костюкова, генеральный директор ООО ?Камелия-К╗, президент Всеукраинской ассоциации цветоводов
- Чтобы сделать украинский цветочный бизнес процветающим, нужно идти путем просвещения, а не ужесточения правил ввоза импортных цветов. Я не могу круглый год выращивать хризантемы, у меня нет для этого условий. Но они постоянно нужны фирмам, занимающимся декорированием помещений. То же и с антуриумом и орхидеями. Защищать отечественных производителей, к числу которых относится и наша фирма, нужно другими способами.
Ежи Коник, генеральный директор фирмы ?Украфлора╗
- Если правила таможенного досмотра импортной цветочной продукции при ввозе в Украину еще больше ужесточатся и Украина постепенно закроет свои ?ворота?, то Европа поступит аналогично по отношению к Украине. Думаю, что новый ?железный занавес? не нужен ни украинским производителям цветочной продукции, ни Украине в целом. Ведь тогда у украинских производителей возникнет серьезная проблема с экспортом своей продукции. Работа же только на внутренний рынок в настоящее время бесперспективна.