Технологии строительства и деревообработки.

Японские сады... Что в имени тебе моем?

Ландшафтный дизайн в японском стиле

Александрова О. Японские сады... Что в имени тебе моем? // Янус Нерухомiсть. 2002 . №23. C. 27

Что можно делать в саду? Мысль, посещающая нас, как правило, в первую очередь, ? работать. Сажать, удобрять, пропалывать, заботиться... Затем убирать урожай, радуя родных результатами труда в виде варенья к чаю долгими зимними вечерами. До определенного момента времени так оно и было: сажали, пропалывали, заботились и радовали. А как же душа? А отдохнуть?

Сейчас создание сада можно доверить специалистам по ландшафтному дизайну. Для душевного отдыха они рекомендуют японские сады.



Настоящий японский сад можно назвать подобием произведения искусства, так как это ? микрокосм, отражающий мир. Художественные впечатления, возникающие у человека, созерцающего красоту такого сада, помогают ему почувствовать законы гармонии вселенной, ощутить свою значимость в общей картине мира, быть может, познать себя.

Искусство создания японских садов существует в нескольких временных "измерениях": это и древние шедевры авторов "Сакутэйки" (вт. пол. -XI в.) ? трактата о пейзажном садоводстве, и средневековые образцы, и современное живое творчество человека, ищущего в природе что-то свое. Основные признаки, которыми обладает понятие "японский сад", ? это использование камней и изделий из них, белого песка, гальки, воды, мхов и преобладание вечнозеленых деревьев и кустарников. При выборе последних обязательно строго учитывается изменение цвета кроны осенью, формы растительности зимой, когда на ветвях нет листьев. Назначение сада ? радовать глаз, доставлять удовольствие и настраивать на философские размышления, ?должно сохраняться в течение всего года.

Принципы, которые используют при создании садовых композиций японские дизайнеры, называются сяккэй ? "заимствованный пейзаж" ? все, что находится в отдалении, ? принимается во внимание и используется как его часть для достижения целостного эффекта. Таким образом, далекий ландшафт становится частью атмосферы сада. Рекомендуется также использовать камни и растения выбранной местности.



Сад камней



Автор "Сакутэйки" рассказывает, что предметы класть необходимо "там, где они уместны". Располагая камни в определенном порядке, следует сначала положить "один важный" камень, затем положить следующий "там, где он нужен" и так далее. Форма, цвет, углы используемых камней должны сочетаться и дополнять друг друга, достигая эффекта гармоничного равновесия. Иногда естественность камней настолько вдохновляет создателей сада, что четкий план, составленный заранее, отодвигается в сторону, а в процессе работы возникает новый замысел. Камни японских садов условно делятся на два вида: кадзари-иси (очень красивые) и сутэ-иси (мало привлекательные сами по себе, но необходимые для достижения задуманного эффекта). Для придания саду гармоничности, а также для соблюдения принципа подражания природному ландшафту используются камни и того, и другого вида. Композиция составляется, как правило, из нечетного количества камней: три, пять, семь. Символизировать они могут горные утесы, острова в океане, а располагать их в "сухих пейзажах" карэсансуй рекомендовано так, чтобы они выглядели как "свора вздремнувших собак" или "группа испуганных кабанов, разбегающихся в разные стороны".



Пейзажные сады



Одновременно со стилем карэсансуй, в XIII веке, в Японию из Китая приходит чай. К XV веку чайная церемония становится исключительно японским действом. Чайный ритуал также, в свою очередь, оказывает влияние на дизайн садов. Мастера чайной церемонии и художественно, и практично располагают камни для перехода через ручей так, чтобы гости, приближаясь к чайному домику, не вытаптывали мох. Церемонии чаепития проходили в сумерках, а для освещения тропинки использовались такие же каменные фонари, какие можно было видеть по обочинам дорожек храмов и святынь. Эти фонари вскоре стали популярными предметами садового обихода и теперь считаются неотъемлемым элементом традиционных японских садов.



Сад воды



Интересен стиль расположения прудов и небольших островков, представляющих море и острова, а также насыпей, символизирующих горы. В дошедших до нашего времени источниках указываются некоторые виды островков: горный ? ями-дзима, лесной ? мори-дзима, скальный ? исо-дзима. В создании некоторых из них допускалось использование невысоких вечнозеленых деревьев, в частности, сосен. Согласно древним канонам, острова в водоеме должен напоминать "клочья тумана". Так, каждый остров должен быть асимметричен остальным, а его контуры ? изогнутыми. Достаточно внимания уделяется и береговой линии. Границу между сушей и водой создают камушки, символизирующие собой песчаный берег. При этом вид берега должен оставаться совершенным даже при незначительных изменениях уровня воды. Одной из любопытнейших деталей японского сада всегда был водопад. Место для его размещения выбиралось обязательно вдали от жилья, но на таком расстоянии, чтобы звук воды был слышен, а отблески струй лунной ночью ? видны. Скалы, выполняющие роль больших гор, служат обрамлением, деревья и кустарники ? фоном. В качестве "горы", с которой падает вода, обычно используется "красивый, с неровной поверхностью" камень. Он должен гармонично сочетаться с камнями, расположенными по сторонам, а также со всеми остальными компонентами.



Маленькие сады



Цубо-нива ? это совсем крошечные садики, расположенные непосредственно в пределах дома. Факт их размещения внутри жилища решает задачу разграничения жилых и нежилых помещений в доме. Цубо-нива включают в план еще при проектировании, и, являясь "сопровождением" жилья, они становятся продолжением его пространства.



Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com