Технологии строительства и деревообработки.

Место встречи - сад!

Как правильно оформить сад

Бычкова А. Место встречи - сад! // Строительство и реконструкция . . 6 марта 2003 (№ 3) . С. 45

Отношения между зодчим и заказчиком когда сложны и противоречим. Эта проблема, старая как мир, обычно с наибольшей остротой проявлялась в области ландшафтного искусства борьба стилей, соревнование амбиций земледельцев, стремившихся превзойти друг друга в роскоши; сопротивление живой природы вмешательству человеческой мысли, - все это наполняло и наполняет отношения архитектора и заказчика особым драматизмом.



Великий Ленотр



Известно, что великий Ленотр, создатель Версальского паркового ансамбля, не раз проклинал тот день и час, когда Людовик XIV поручил ему эту невиданную по размаху задачу. Король постоянно капризничал, топал ногами, рвал чертежи и никак не мог толком объяснить, чего он, собственно говоря, хочет. Так тянулось достаточно долго, пока Ленотр не угадал главной слабости заказчика. ?Солнечный? монарх был падок на детские забавы и выдумки, как то: фигурно выстриженные в виде зверей кустарники, гроты с зеркалами внутри, фонтаны, поющие утробным голосом и т. п. Ленотр стал вместе с проектом очередного павильона или куртины подавать разработку какой-нибудь оригинальной мелочи и убедился, что так дело пошло куда быстрее и спокойнее.

Еще пример. Дворец Кацура в предместьях Киото окружает восхитительный, один из самых красивых в Японии садов. Здесь вечнозеленые деревья, природные камни и водоемы с горбатыми мостиками образуют бесконечную в своем разнообразии галерею из живых картин. Сад был заложен в 1642 году при сегуне Ходойоси знаменитым мастером ландшафтных композиций Кобори Энсу. Вряд ли ему удалось бы создать подобный шедевр, если бы он сразу не поставил хозяину три условия: не ограничивать автора в средствах, не торопить в сроках и не заглядывать в сад, пока тот не будет завершен. Последнее требование мастер выдвинул с целью оградить себя от советов, способных, как известно, разрушить самый гениальный замысел. Нетерпеливый сегун, незадолго до торжественного открытия ансамбля, все же тайком прокрался на его территорию и был восхищен увиденным. ?Хозяин, а сада еще нет?, ? сказал ему художник, заметивший издалека ?нарушителя конвенции?. Перед самым открытием сада Кобори Энсу стал пригибать к земле деревья, чтобы стряхнуть осенние листья на чисто выметенные дорожки и поверхность водоемов. ?Теперь сад завершен?, ? объявил мастер и сегун по-настоящему оценил всё величие замысла.

Итак, два примера и две позиции художника. Но на практике, как правило, ситуаций может быть гораздо больше. Тем более сегодня когда ландшафтный дизайн только начал складываться и всевозможные сложности на пути от замысла до его реализации ? неизбежны. В этом отношении очень любопытным, а больше полезным, станет обращение к труду Арнольда Регеля ?Изящное садоводство и художественные сады?, увидевшее свет в 1896 году в Санкт-Петербурге. Прекрасно изданное, оно служило ценным практическим пособием для любителей и специалистов и, кроме того, весьма своеобразно затрагивает интересующую нас проблему. Вот некоторые выдержки из него, касающиеся взаимоотношении между заказчиком и исполнителем.



Простая истина



?Начну с простой истины, которую знает почти каждый, а придерживается ее ? из десяти один: любой проект или план может лучше всего исполнить тот, кто его создал. Следовательно, раз владелец пригласил зодчего и одобрил его предначертания, то надо дать ему возможность довести дело до конца. Из этого вовсе не следует, чтобы зодчий обязательно торчал на месте: он должен набросать план, отмежевать участки, наметить дороги, указать вырубы, распределить растительность, ? словом, распланировать точный ход работ. Затем, лично исполнив главное (как, например, нивелировку), зодчий может предоставить ведение работ своим подручным. Далее он время от времени обязан появляться на месте, не только для контроля, но и с тем, чтобы проверить самого себя: может потребоваться корректура, может блеснуть по ходу дела новая идея, ? мало, ли, что может случиться и чего предвидеть нельзя. Вдобавок же, сам план ? не более как зародыш мысли, которая развивается в окончательной форме лишь постепенно, во время работы, и редко исполняется на бумаге, чаще всего, осуществляясь прямо на деле. Следовательно, заказчику даже неизвестно, что зодчий в конечном итоге сделает, тем более что сад создается не сразу, а целыми годами?.



До начала работ ? слово за хозяином...



?Поэтому, до начала работ, слово за хозяином: тут он может и даже обязан высказать все свои желания и соображения; может чертить и размечать, что и как его душе угодно; имеет право ставить всяческие условия и должен прямо определить крайнюю границу предполагаемых расходов. Заручившись подобными сведениями, зодчий ? до сих пор остававшийся почти нейтральным ? приступает к тщательному изучению места и к наброску проекта, в котором, по мере возможности, старается выполнить все удобо-осуществимые желания владельца, исправляя или дополняя их по собственному усмотрению и согласно с суммой, предоставленной в его распоряжение?.



Сумма эта почти всегда недостаточна



?Отметим, кстати, что сумма эта почти всегда недостаточна: на постройки иногда не жалеют десятков тысяч, а на удобство сада или парка еле-еле соглашаются потратить несколько сотен. Потому что куст да дерево можно не покупать, а в лесу выкопать; мелочь можно, дескать, рассадить и своими силами, а относительно всяких ?особых? переделок, которые зодчий считает необходимыми, а хозяин совершенно излишними, то на такие ?капризы? жаль денежки в землю зарывать. На подобного рода доводы зодчий обязан возразить, что сад имеет преимущество перед строительством зданий издавна выраженное в народной пословице: ?Что посадишь ? вырастет, что построишь ? сгниет?; что лес менее всего может служить выгодным материалом, потому что лесное дерево не может иметь такого развитого и выносливого корневого комля, каким отличаются деревья, выращенные в питомнике. Наконец, что было бы логичнее и вовсе отказаться от изящного сада и довольствоваться огородом, чем пускаться на полудело и тогда уже действительно пускать деньги на ветер; а если смета не по силам, то все-таки выгоднее иметь хоть маленький, но красиво устроенный садик, чем любоваться на десятинную чушь?.



Доводы зодчего



?Но допустим, что доводы зодчего одержали верх: требуемая сумма ассигнована; является на очередь вопрос о деталях плана. Теперь слово за зодчим: он, со своей стороны, представляет свои соображения и мотивирует каждую деталь ясно и толково. Понятно, что мотивы зодчего могут проистекать только из художественных соображений, однако всякие личные предпочтения и вкусовые наклонности его ? туту неуместны. Зодчий строит не для себя, а ?в чужое удовольствие? и по чужому заказу, и потому не должен навязывать своих пристрастий постороннему лицу. Следовательно, если зодчий, будучи, например, ярым поклонником естественного стиля, встретит в хозяине любителя регулярной планировки, и если эта ?регулярность? вяжется с местом, хотя естественная разбивка была бы изящнее, то всего лучше не спорить, а составить два проекта, из которых один осуществляет идею заказчика, а другой ? идею художника?.



Когда желания владельца нелепы



?Но чаще всего случается то, что желания владельца либо попросту нелепы, либо несовместимы ни с каким стилем, так как идут прямо в разрез с безусловными требованиями искусства. Тогда прямая обязанность зодчего заявить протест и обстоятельно, наглядно, но, отнюдь не горячась, объяснить причины, почему он вынужден отступить от плана владельца, особенно напирая при этом, что поступает так в силу художественных потребностей. Если владелец (особенно, женского пола) уж очень капризен и несговорчив, то зодчему ? чистая беда; хозяин упрямо стоит на своем, никаких доводов не принимает, ни о каких ?законах художества? не слыхал и слышать не хочет, и прямо-таки насильно заставляет художника перековеркать весь проект. А затем, когда в результате получится чепуха, когда сам хозяин признаёт, что сад его не картина, а форменное безобразие, тогда он прежде всего обвинит самого же зодчего. Поэтому многие зодчие, дорожа расположением заказчика или материальной стороной заказа, уклоняются от всяких категорических объяснений и ловко, преспокойно работают по-своему, в то же время, подавая вид, будто исполняют желания владельца, которому, в сущности, уступают самый пустяк. Такой прием бесспорно политичен, но не каждому по нутру; я, по крайней мере, никогда его не придерживался. По-моему, лучше круто поставить вопрос ребром с самого начала и выговорить себе полнейшую свободу действий, чем впоследствии вилять и лукавить, якобы уступая не только всяческим причудам и прихотям владельца, но?всего хуже?советам его домочадцев и прихвостней, желающих выслужиться...?.



Владельцам же совет таков...



?Владельцам же совет мой таков: мастеру, раз он признан авторитетом и проект его, вкупе со сметой, благополучно утвержден, отнюдь не следует, не только мешать, но даже советовать и комментировать его действия; он и сам знает, что ему делать. Художник должен быть всегда готов приноровиться к личным вкусам и потребностям заказчика, но в то же время он должен проводить свою художественную идею, не во всем подчиняющуюся желаниям хозяина. И если сбить зодчего с толку, поминутно навязывая ему то одно, то другое или заставляя его беспрестанно менять детали, то в результате ничего хорошего не выйдет, а выйдет, как говорится, ?ни два, ни полтора?.



Советы зодчим по распределению работ



?Распределение эскизных работ производится в следующем порядке: сначала отмечают виды и вырубы; затем составляют геопластический чертеж, т.е. обозначение подъемов и выемок; третье место занимает размещение растительности по группам; далее ? гидрографические разметки, то есть распределение водоемов; наконец последнее?дороги.

При выполнении плана на деле поступают несколько иначе: сначала ? как и на проекте заботятся о видах и вырубах, имея в виду, что до полной расчистки от всякой лишней поросли ? никакая разбивка немыслима; будущую картину сада зодчий подмалёвывает, что называется, топором.

Следующая работа ? прокладка дорог и дорожек; они образуют общий контур картины, а с практической точки зрения ? служат отметкой для разбивки или каркасом всего насаждения.

Третий этап ? земляные и каменные работы: нивелировка, дренаж, окопы и выкопы водоемов, профилирование берегов и откосов, прокладка труб, отделка камнем, кирпичом и т. д. В то же время производится перекопка полян и газонов. За перекопкой и обязательным боронованием следует засев газона отборными травами. Одновременно с каменными и земляными работами производятся и деревянные постройки.

Четвертый этап ? разметка клумб и рассадка растений.

Наконец, последняя работа ? отделка начисто, т. е. установка фонтанов, ваз, беседок, трельяжей, окончательная укатка и посыпка дорог и аллей, и т. д.

Это ? общий ход дела, прогрессия которого основывается на том, что предыдущая работа должна либо облегчить, либо подготовить последующую, и что, наоборот, никакая последующая работа не должна идти в ущерб предыдущей. В силу таких соображений, никогда не следует приступать к чистовой отделке, пока плотники и каменщики не убрались совершенно. Подобный ход дела, будучи доведенный до сведения хозяина, поддерживает его интерес и, безусловно, может привести без лишних споров и затрат к прекрасным результатам?.



Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com