Технологии строительства и деревообработки.

Кровельная королева

Обзор отечественного рынка черепицы

Бойко Н. Кровельная королева // Строительство и реконструкция . . 6 мая 2003 (№ 5) . С. 30-32

В 10 книгах по строительному искусству, изданных в XV веке говорится: ?В конце концов, испробовав все, в результате самых усердных поисков, смертные не нашли ничего более подходящего для кровли, нежели черепица?.



Действительно, черепица ? это один из самых издавна известных кровельных материалов, выдержавший испытание временем. И в наши дни интерес к этому материалу во всем мире постоянно растет, не обошла эта тенденция и Украину.

Сегодня украинский рынок предлагает застройщику широкий выбор черепичных изделий. Это в первую очередь, собственно, натуральная керамическая (глиняная) черепица, цементно-песчаная черепица и материалы, имитирующие черепицу изготовленные из металла ? металлочерепица, и на основе битума ? битумная (мягкая) черепица.

В настоящее время все эти материалы активно используются в мире. Так, например, в Западной Европе в новом строительстве и ремонте керамическая черепица занимает?19%, цементно-песчаная ? 67%, металлочерепица ? 3%. А битумная черепица считается одним из традиционных кровельных материалов в Северной Америке (США и Канада), где этими материалами покрыто около 95% всех кровель.

И хотя для многих регионов Украины черепица ? не совсем традиционный материал, многие отечественные застройщики начали активно использовать различные ее виды при возведении новых и реконструкции старых домов.



Керамическая черепица



По мнению специалистов, керамическая черепица - лучший кровельный материал для малоэтажных зданий. Это обусловлено тем, что она обладает такими качествами, как долговечность, экологичность, архитектурная выразительность, огнестойкость и в целом имеет прекрасный внешний вид. Срок службы керамической черепицы более 80 лет. К недостаткам такой кровли специалисты относят: большой вес (1 мг весит от 40 кг), трудоемкость изготовления и хрупкость.

Керамическая черепица бывает нескольких видов: пазовая, штамповая, пазовая ленточная, S-образная ленточная, плоская и волнистая ленточная. В укладке каждого вида есть свои особенности. Общее правило ? верхние плитки должны перекрывать нижние, тогда кровля будет абсолютно герметичной.

Черепица различается и по назначению. Конек и ребра кровли покрывают черепицей коньковой. Нижний горизонтальный ряд обкладывают черепицей концевой, а вертикальный ? боковой. Для отделки крыш вокруг труб, вентиляционных выходов и антенн используют специальные черепичные блоки-насадки.

В целом, за многовековую историю черепицы было придумано множество ее форм. И сегодня, специалисты выделяют три основные формы черепицы:

? плоскую ? ?бобровый хвост?;



? желобчатую ? античная, татарская, ?монах-монашка?;

? волнообразную ? голландская.



Что касается технологии изготовления керамической черепицы, то она постоянно усовершенствуется. Однако основа технологии по-прежнему составляет три этапа: подготовка сырья, формовка и обжиг.

Исходный материал черепицы ? керамическая (гончарная) глина. Ее перемешивают до однородной массы и добавляют пластификаторы, облегчающие формовку. Черепица производится ленточным и штамповочным способами. В первом ? формируется лента, которая затем разрезается на отдельные плитки, во втором ? черепичные плитки прессуются в металлических формах. Полученный тем или иным способом полуфабрикат обжигается при температуре около 1000 ? С.

В процессе производства керамическая черепица может не подвергаться дополнительной обработке ? натуральная, энгобироваться ? матовое поверхностное покрытие или глазироваться ? блестящая поверхность различных расцветок.

По мнению специалистов, украинский рынок керамической черепицы практически полностью контролируют импортеры. Это связано в первую очередь с тем, что многие отечественные производители из-за отсутствия, крупных заказов были вынуждены свернуть свое производство. Несмотря на это некоторые из них (по разным оценкам от 5 до 10 предприятий) продолжают изготавливать керамическую черепицу. На рынке присутствует черепица производства Артемовского, Славянского, Львовского и Мукачевского заводов.

Однако застройщиков, которые в состоянии покрыть крышу керамической черепицей, не всегда удовлетворяет качество и узкий ассортимент отечественной продукции, поэтому они, как правило, отдают предпочтение импортной.

Этим не могли не воспользоваться зарубежные производители. И сегодня на украинском рынке представлен широкий ассортимент импортной керамической черепицы: от сравнительно недорогой ? от $14 до $16 за 1 м2 классической черепицы JAMINA (Венгрия) и TON-DACH (Чехия), до средних и дорогих изделий ? от $16 до $35 за 1 м2, RUPPCERAMIKA, WIEKOR, ABC, MEINDEL, CREATON, ROBEN (Германия). К тому же, по мнению специалистов, работа по монтажу керамической черепицы сравнима со стоимостью самого материала.

Говоря в целом о стоимости керамической черепицы, специалисты отмечают, что она занимает особое место на рынке кровельных материалов, и это связано в первую очередь с ее стоимостью. Этот вид черепицы сегодня доступен в Украине немногим. Даже в Германии при устройстве черепичной кровли только один из четырех немцев покупает керамическую черепицу. Высокая стоимость такой черепицы ограничивала широту ее применения. Именно поэтому постоянно велась работа по замене природной глины другими материалами. Наиболее удачной оказалась технология, разработанная в Западной Европе еще в конце XIX века и использующая цементно-песчаную смесь.



Цементно-песчаная черепица



Технология изготовления цементно-песчаной черепицы постоянно совершенствуется, и сегодня она дает возможность получать качественный и долговечный кровельный материал.

Цементно-песчаную черепицу изготовляют методом прессования под высоким давлением окрашенной растворной смеси, которая состоит из портландцемента, кварцевого песка, щелочестойкого пигмента и воды. Этот кровельный материал практически точно имитирует керамические черепичные плитки, сохраняя при этом их основные достоинства, так как портландцемент во влажных условиях твердеет годами, то и черепица набирает прочность в процессе эксплуатации.

Цементно-песчаная черепица может изготавливаться практически любого цвета. Различные оттенки получают благодаря добавкам акриловых смол. Акриловый состав взаимодействует с цементно-песчаной смесью еще до начала ее твердения. Поэтому цвет плитки получается необыкновенно прочным и остается неизменным долгие годы. Укладывают цементно-песчаную черепицу так же, как и традиционную глиняную.

Область применения цементно-песчаной черепицы достаточно широка. Ее используют для покрытия скатных крыш жилых домов (причем как малоэтажных, так и высотных; как каменных, кирпичных, так и деревянных), различных общественных зданий и сооружений малых архитектурных форм с наклоном скатов от 10 до 65". Правда, оптимальным считается угол наклона ската от 22? и больше ? в этом случае полностью исключено попадание дождевой воды под черепицу при сильных порывах ветра.

Учитывая преимущества цементно-песчаной черепицы (экологичность и долговечность) спрос на этот кровельный материал в настоящее время во всем мире постоянно растет. К тому же цементно-песчаная черепица так же, как и керамическая, имеет широкий выбор кровельных аксессуаров и элементов, позволяющих обустроить крышу любой архитектурной формы. Немаловажное значение при выборе кровельного материала играет его цена. Стоимость цементно-песчаной черепицы в два раза ниже по сравнению с классической керамической.

Все это не могло не сказаться на развитии производства, и сегодня только в Германии цементно-песчаная черепица изготавливается на 20 заводах. Производят этот вид кровельного материала в Эстонии (Est-Stein), Швеции (Benders), Финляндии (Ormax), России (московский ?Браас ДСК-1?), Беларуси (ОАО ?Забудова?).

В развитии производства цементно-песчаной черепицы не осталась в стороне и Украина. Широкий ассортимент черепицы и дополнительных элементов оборудования кровли, предлагает частное предприятие ?Дах? (г. Острог, Ровненская обл.). Из импортной продукции наиболее широко в Украине представлена цемент-но-песчаная черепица BRAAS немецкого концерна Lafarge Rooging Europe.

Рассматривая цементно-песчаную черепицу, специалисты отмечают, что по области применения, техническим параметрам, определяющим качество, требованиям к конструкции кровли, номенклатуре аксессуаров, технологии монтажа она сравнима с керамической черепицей. К тому же очень схожи формы самих плиток. Кроме этого, кровля из керамической и цементно-песчаной черепицы ? это сложная система, которая помимо рядовых черепиц включает в себя различные дополнительные кровельные аксессуары и элементы, при этом, чем сложнее геометрия крыши, тем больше необходимо таких элементов.



Металлочерепица



Металлочерепица ? это кровельные листы из оцинкованной стали толщиной 0,45; 0,5 и 0,6 мм с полимерным покрытием. Качество металлочерепицы зависит, прежде всего, от качества сырья ? кровельной ленты, которая изготавливается из горячеоцинкованной стали с цветным покрытием или нанесения этого покрытия после профилирования оцинкованного листа. Покрытие на полимерной основе выполняет не только декоративную, но и защитную функцию. Существует несколько видов защитных полимерных покрытий.

Основные покрытия:



? полиэстер ? толщина 22-27 мкм в зависимости от производителя, гарантия от 1 года до 10 лет в зависимости от производителя;

? матовый полиэстер ? толщина 35 мкм, дороже обычного полиэстера, но имеет лучшую . стойкость цвета, гарантия ? 10 лет;

? prelaq 50 ? толщина 50 мкм, похож на покрытие пурал, включая цену, гарантия 15 лет;

? пластизол (PVC 200) ? толщина 200 мкм, самое толстое и прочное полимерное покрытие, но из-за наличия в составе поливинилхлорида, в ряде стран считается экологически вредным, гарантия до 10 лет в зависимости от производителя.

? пурал ?толщина этого покрытия ? 50 мкм, имеет отличные антикоррозионные качества, механическую и цветовую стойкость, дороже полиэстера на 20-30%, гарантия 10 лет. В Украине пурал? ? это запатентованная торговая марка компании ?Раннила Киев?.

Некоторые производители металлочерепицы, используя новые технологии изготавливают продукцию, воссоздающую благородную фактуру керамической черепицы. Например, металлочерепица ?MetroBond? (Бельгия), покрытая крошкой натурального камня, не только внешне напоминает натуральную черепицу, но и защищена от выгорания цвета под воздействием ультрафиолетового излучения.

Широкая цветовая гамма изделий позволяет найти оптимальное решение для каждого конкретного проекта. Благодаря относительно небольшому собственному весу металлочерепица не требует особенно мощных стропильных конструкций, что в итоге ведет к снижению общих затрат на устройство кровли. Материал позволяет обеспечить полную герметичность кровельного покрытия, технологичен в монтаже, имеет эстетичный вид.

Исходя из этого, специалисты отмечают, что украинский рынок металлочерепицы занимает лидирующее положение среди кровельных материалов для скатной кровли. По разным оценкам, на сегмент рынка металлочерепицы, приходится около 70% продаж современных кровельных материалов. Это подтверждается и активным освоением отечественного рынка как зарубежными, так украинскими производителями.

Импортная продукция представлена такими известными торговыми марками, как Rannila* Weckman (Финляндия), ?MetroBond? (Бельгия), Kami, Gasell, Lindab (Швеция), Centrostal Bydgoszcz S. A (Польша), Gerard (Новая Зеландия) и другие.

За последние годы и в Украине возник целый ряд производителей металлочерепицы: ?ТПК-Профиль? (СЭЗ ?Яворив?, Львовская обл.), ?Финпрофиль (г. Харьков), ?Альбатрос?, ?Мастер-Профи? (г. Днепропетровск), ?Гипрон? (г. Белая Церковь), ?Арсенал-Центр? (г. Киев), ?Центросталь-Домсталь? (г. Вышгород, Киевская обл.) и ?Раннила Киев? (г. Киев и г. Днепропетровск). Появление отечественных производителей, позволило удешевить продукцию и дало возможность более оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Этому способствовало и открытие предприятия по выпуску сырья для производства металлочерепицы ? цветной рулонной ленты с полимерным покрытием в Каменец-Подольске.

В целом, рынок металлочерепицы уже довольно плотно насыщен продуктами западноевропейского и отечественного производства. В связи с этим, в последнее время обостряется ассортиментная конкурентная борьба. Растет количество наиболее требовательных клиентов, желающих купить более качественный товар, несущий в себе свойства, превышающие типичные. Учитывая это и технологии не стоят н&

Другие разделы

© 2003-2024 www.derevodom.com