В чешуе, как жар горя
Обзор производителей металлочерепицы.
Комковский А. В чешуе, как жар горя // Бизнес . . 9 августа 1999 (№ 32) . С. 24
...появляются в Украине один за другим производители металлочерепицы.
БИЗНЕС не в первый раз пишет об этом, в общем, новом для страны кровельном материале (см. №8 от 2 марта 1998 года, стр.74, №47 от 23 ноября 1998 года, стр.34, 35).
Поэтому будем кратки. Металлочерепица ? это профилированный для получения "черепичного" рисунка металлический (обычно ? стальной оцинкованный) лист с полимерным покрытием. Для устройства соответствующей кровли не требуется мощной обрешетки и большого угла наклона крыши (как в случае с керамической черепицей). Металлочерепица экологически безопасна (в отличие от шифера) и не боится огня (как многие мягкие покрытия). Наконец, она красива, что немаловажно при устройстве зданий, куда нужно заманить клиента ? магазинов, СТО, АЭС и т.п. Но, увы, ? она достаточно дорога, куда дороже традиционного шифера.
В 1997 году в Украине только начали производить металлочерепицу ито в небольших объемах ? не более 20 тыс. кв.м в месяц (на ЧП "Гипрон", г.Белая Церковь, Киевская обл.).
В начале 1998 года в стране синхронно появились два крупных производителя того же товара - ЗАО "Rannila Kyiv" (Киев) и ДП "Финпрофиль" (пгт.Пе-ченеги, Харьковская обл.), оба способные выпускать по 40-60 тыс. кв.м продукции в месяц.
В 1999 году, тоже в самом начале, в Днепропетровске металлочерепицу начало выпускать 000 "Альбатрос". И в среде "металлочерепичников" ходят слухи о скором появлении новых производителей. Кроме того, производители "условно старые" производство расширяют (см. статьи о них на этом же развороте).
Пожалуй, только пищевая промышленность может в наше время похвастаться таким ростом.
К сожалению, централизованной информации об объемах производства и продаж металлочерепицы в стране нет. Маркетинговое подразделение фирмы "Альбатрос", опираясь на данные Госкомтаможслужбы, оценило объемы импорта металлочерепицы в Украину в 1998 году в 2,5 млн кв.м, а внутреннее производство ? в 1,5 млн кв.м. Но при этом, замечают авторы оценки, следует учесть, что из-за запутанного таможенного законодательства металлочерепицу можно ввозить под видом листового проката, просто металлического листа и т.д.
Чтобы не "подзалететь" при покупке черепицы
1. Продукция известных фирм обязательно маркируется - именно на случай недоразумений. (Например, Rannila Kyiv по краю листа через каждые 80 см наносит надпись желтой краской Rannila original с указанием года.)
2. Цена за площадь. У листа металлочерепицы есть полная и полезная площади. Последняя ? без учета кусочка, накрываемого соседним листом при стыковке. Кстати, у разных фирм ширина стыка разная, т.е. возможно разное соотношение между полной и полезной площадью Поинтересуйтесь, цену за какую площадь называет продавец. Особенно в случае ну очень дешевой черепицы.
3. Цена обычно указывается в у.е. Поинтересуйтесь курсом и условиями конвертации.
4. Потребуйте гарантийные документы и согласуйте условия проведения рекламации (к кому и как обращаться, если что).
Обычно используемые покрытия
Акрил. Мягкий дешевый материал, легко повреждаемый при монтаже. Выдерживает до +90?С, но выцветает на солнце. На Западе уже практически не применяется, но еще встречается в Украине. За счет дешевизны его применение может быть оправдано при возведении временных сооружений.
Полиэстер (полиэфир). Обычно для наружных условий эксплуатации толщина слоя 35 мкм. Недорог. Диапазон температур от -10?С до +120?С Хорошо работает в сельской местности, но боится кислотных дождей. В промышленных районах лучше использовать матовый полиэстер. А еще лучше ? пурал.
Пластизол (PVC). Слой 200 мкм. Диапазон температур от +10?С до +60?С. Поэтому в южных условиях применим только при облицовке стен. Стоит ориентироваться на светлые тона ? они лучше отражают излучение.
Пурал. Слой 50 мкм. Черепица с таким покрытием стоит почти столько же, сколько с пластизолом. Пурал стоек к химическим и тепловым воздействиям (до 100?С), температурным перепадам. Менее устойчив, чем пластизол, к пластическому деформированию ? гнуть надо осторожно.
PVF2. Диапазон температур от -60?С до +110?С. Дороже пластизола и пурала, но менее стоек, чем они, к агрессивным средам.
ПОКА НЕ ТЕСНО
Иван КУБРАК, директор киевского представительства ДП "Финпрофиль".
? Да, мы знаем, что на рынке появляются новые производители, а старые ? расширяют ассортимент выпускаемой продукции. Но нам пока не тесно. Для сравнения: Эстония, которая имеет пять миллионов жителей, видит перспективы для своих пяти заводов в течение ближайших двадцати лет. В Украине пятьдесят миллионов жителей и пока три завода, производящих металлочерепицу по западной технологии, плюс Белая Церковь.
Из-за появления внутренних производителей очень сильно поменялась ситуация на рынке металлочерепицы. Мы стараемся бороться с привозным товаром и за счет ценовой политики, и за счет сроков исполнения.
Общая потребность Украины в кровельных материалах оценивается приблизительно в 3 млн кв.м в год. Трудно сказать, сколько процентов приходится на какие виды кровель, но, как мне кажется, металлочерепица уже занимает больше половины. В частности, за счет применения дешевого сырья ? российского металла ? удалось "подвинуть" ондулин. Собствен но в металлочерепичном секторе 60-70% занимает продукция украинских производителей.
Всего в странах бывшего СССР не так много таких заводов. Началось все в уже упоминавшейся Эстонии. Кроме тамошних и украинских заводов, есть большое предприятие в Подмосковье (Подольск), недавно линию по выпуску металлочерепицы установили в Липецке. Вот, пожалуй, и все.
ВИДИМ ПЕРСПЕКТИВЫ
Ирина САВИЛОВА, исполнительный директор ЗАО "Rannila Kyiv":
? Любой бизнес, когда начинается ? очень прибылен. Тот, кто идет первым ? монополист в какой-то степени. Потом появляется еще кто-то, который считает, что это прибыльно, начинает заниматься тем же Появляется конкуренция, цены опускаются, Есть потребительский рынок, баланс спроса и предложения ? в итоге эти "весы" устанавливаются на каком-то уровне. Те, кто не просчитали емкость рынка, не создали какого-то запаса прочности, мощности ? уйдут с рынка, перепрофилируются или продадут свой бизнес лидеру. Останутся только те, кто смогут обеспечит цену, адекватную спросу и покупательной способности. Сейчас у нас идет такой процесс.
В стране будут появляться производители металлочерепицы ? к сожалению. К их большому сожалению. Прежде чем открывать такое предприятие, нужно изучить рынок, прикинуть, что будет завтра, что будет через 10 лет Если я сегодня думаю, что открою производство и начну производить только черепицу "Монтеррей" и завтра "Монтеррей", и через 10 лет ? бизнес закончится очень быстро В нашем бизнесе нужно постоянное расширение производства, расширение предложения.
О СООТНОШЕНИИ ВВЕЗЕННОЙ И ПРОИЗВЕДЕННОЙ В УКРАИНЕ ЧЕРЕПИЦЫ.
Я бы сама с удовольствием узнала. Возможно, мы закажем в будущем профессиональное маркетинговое исследование, чтобы оценить потребление черепицы, откуда она завозится и как. Единственное, что можем сказать ? с появлением украинских производителей сократилось количество нелегального товара.
ПОТЕСНИЛА ЛИ МЕТАЛЛОЧЕРЕПИЦА ТРАДИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ?
Надеюсь, что потеснила Шифер, как уже неоднократно писали, экологически вреден, на Западе его сперва разрешили использовать только при возведении промышленных объектов, запретив в жилищном строительстве, а после еще сузили сферу применения, разрешив только подземное строительство с использованием шифера. Но мы понимаем, что сегодня по цене шифер доступен всем, даже самым бедным,
О ПЕРСПЕКТИВАХ ПРОИЗВОДСТВА В УКРАИНЕ ИНЫХ СТАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ - СЭНДВИЧ-ПАНЕЛЕЙ И ТД.
Рынок не готов воспринять многое из того, что сейчас делают в Финляндии, все эти дорогие ноу-хау. Даже не потому, что нет денег ? ведь мы имеем сейчас примеры очень дорогого строительства. Просто нет традиций использования в строительстве этих конструкций И как только мы увидим, что эта продукция действительно нужна в Украине в более-менее промышленных масштабах, в тот же момент здесь будет стоять соответствующее оборудование
РАСТЕМ, НО УЖЕ МЕДЛЕННЕЕ
Сергей ГОЛОВАТЫЙ, начальник отдела маркетинга ООО "Альбатрос":
?Учитывая тенденции, проявившиеся в текущем году, на июль?октябрь 1999 года прогнозируется 35-40%-ный прирост объемов продаж на рынке металлочерепицы Украины по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Во втором полугодии 1999 года объем продаж металлочерепицы на украинском рынке будет на 20-30% больше, чем за тот же период 1998 года В 2000 году рост составит не более 25-30%. Это также связано с тем, что постепенно на рынке Украины появляются новые виды кровельных материалов.
По мере достижения высокой степени охвата рынка и уменьшения быстрых темпов его роста производители будут стремиться закрепиться в своей собственной рыночной нише, обретя там максимально прочные позиции. Первой ласточкой этого процесса следует считать "Финпрофиль", который переходит на производство черепицы из алюминиевого листа.
ООО "АЛЬБАТРОС? Самый молодой из украинских металлочерепичников завоёвывает рынок во многом за счёт цены на свой продукт
СУБЪЕКТ
ООО "Альбатрос" (Днепропетровск)
Дата образования ? 26 января 1996 года.
Виды деятельности ? производство металлочерепицы, бумаги санитарно-гигиенического назначения.
Форма собственности ? частная.
Уставный фонд ? данные не предоставлены.
Налогооблагаемая прибыль за прошлый год ? данные не предоставлены
"Альбатрос" ? самый молодой из ныне действующих в Украине производителей металлочерепицы. Пуск линии состоялся 3 января сего года.
На предприятии установлено финское оборудование фирмы Samesor SMT International OY, способное производить до 250 тыс. кв.м черепицы в месяц. Сколько реально производится в месяц, представители "Альбатроса" предпочитают не разглашать. Говорят лишь, что "довольно много".
Как уверяют в ООО, сегодня только это финское предприятие выпускает линии для производства металлочерепицы с двойной водосточной канавкой. Эта канавка уберегает кровлю от подтеканий воды извне и избавляет покупателя металлочерепицы от приобретения гидробарьера (гидробарьер ? это полимерная пленка, которую подстилают под металлочерепицу Впрочем, конкуренты "Альбатроса" считают, что, хотя канавка защищает черепицу от подтекания, пленка все равно понадобится для защиты от конденсата)
Сырье для производства черепицы ? российское, родом с Новолипецкого меткомбината (это же сырье наряду с другими видами использует и ДП "Финпрофиль". ? Ред). В ближайшее время фирма планирует частично переключиться на европейский лист.
В прайс-листе фирмы ?22 типоразмера металлочерепицы, от 505 мм до 7855 мм (это при шаге 350 мм, шаг может быть от 250 мм до 450 мм). Черепица предлагается 8 цветов, наиболее ходовые ? красный и кирпичный (RAL 3003, 3009).
Черепицу собственного производства "Альбатрос" докомплектовывает импортными водосточными системами (польских фирм Gamrat и Plastmo).
О своих клиентах "Альбатрос" сообщил следующее, "в первом приближении это юридические лица (65%), оставшийся объем раскупают физлица".
В настоящее время ООО "Альбатрос" ведет, по его честному признанию, "агрессивное продвижение своей металлочерепицы по всей территории Украины". В частности, ставка делается на промышленно развитые города ? собственно Днепропетровск, Киев, Харьков, Донецк, Запорожье, Одессу, а также на южные регионы ? АР Крым, Николаевскую, Херсонскую области.
Среди планов ООО ?выпуск металлочерепицы с порошковым покрытием. (Проект производства пока разрабатывается.)
Новый продукт обещает быть более стойким ? как за счет самой технологии окраски, так и за счет того, что будут защищены кромки. Кроме того, он обещает быть дешевле примерно на 0,7 у.е. за кв.м.
ДП "Финпрофиль"
Фирме "Финпрофиль" становится тесновато в посёлке Печенеги и она строит новые заводы по выпуску металлочерепицы. Даже за границей
СУБЪЕКТ
Дочернее предприятие "Финпрофиль" (тт. Печенеги, Харьковская обл.)
Дата образования ? 11 декабря 1997 года.
Виды деятельности ? производство легких металлических конструкций.
Форма собственности ? коллективная.
Уставный фонд ? $5 тыс. я Объем продаж ?
1998 год? 12782,4 тыс. грн., январь-май 1999 года ? 9184 тыс. грн
Производство
"Финпрофиль" ?дочернее предприятие кипрской компании Finmetal Profile Enterprises. Иноземцы в организацию производства вложили около $1 млн.
На заводе в Печенегах стоят пять итальянских линий, выпускающих металлочерепицу, ливневые системы, облицовочные панели, кровельный профиль, комплектующие. Мощность производства ? до 6 тыс. кв.м черепицы в сутки, но выпускали обычно не более 4 т