Что делать с мусором?
Анализ, проведенный британским журналом "Демолишн энд рисайклинг Интернэшнл", показывает, что более половины строительного лома и отходов, получаемых мире, направляются в отвалы, сжигаются или
Рычагов Г. Что делать с мусором? // Строительство и реконструкция . . 9 октября 2002 (№ 10) . С. 17
Анализ, проведенный британским журналом "Демолишн энд рисайклинг Интернэшнл", показывает, что более половины строительного лома и отходов, получаемых мире, направляются в отвалы, сжигаются или нелегально вывозятся на свалки. Более подробно об этом рассказано ниже.
В мире существуют большие диспропорции в степени утилизации строительного лома и отходов (СЛиО). Скажем, в таких странах, как Великобритания и Италия, где численность населения примерно одинакова (соответственно 58 и 57 млн. человек). Тем не менее, согласно исследованию, выполненному ЕС в 1999 году организацией Symonds, в Англии ежегодно образуется 30 млн. тонн СЛиО, а в Италии на 10 млн. меньше. Однако Англия утилизирует из указанного количества 45 %, а Италия — только девять. Остальная масса направляется в отвалы, нелегально сжигается или оказывается на свалке.
Другое независимое исследование, проведенное организацией АМА Research, свидетельствует о значительно больших объемах СЛиО, образующихся в Великобритании.
По мнению специалистов АМА, строительная отрасль этой страны и сектор, специализирующийся на сносе строений, произвели в 1999 году СЛиО в объеме 78 млн. тонн. В опубликованном по результатам исследования докладе сообщалось, что около 15-18 млн. тонн составляют отходы в виде железобетона, кирпичей, керамической плитки и дерева, которые были отвезены в отвалы. Стоимость перечисленных материалов оценивается в 1,25 млн. евро. Различие между результатами двух исследований показывает, насколько трудно получить достоверные данные.
Доклад, представленный организацией Symonds по заказу ЕС, не включал оценочные объемы отходов, свозимых на свалки, в то время как в исследовании АМА это учитывалось. По мнению журнала, необходимо произвести уточнение понятий строительных отходов, способов их сбора и утилизации.
Более позитивная картина наблюдается в некоторых меньших по размерам странах Европы и, прежде всего, в Бельгии, Нидерландах и Дании. В результате строгого регулирования правительством и высокой степени осознания населением важности защиты окружающей среды, в этих странах около 80 % СЛиО вновь используется в строительстве.
Датское правительство, приняло в 1997 году закон, в котором сказано: В«вывоз на свалку строительных отходов, подлежащих повторному использованию, запрещенВ». В Дании, как и в некоторых других европейских странах, установлен налог на каждую тонну вывозимых на свалку отходов, что стимулирует их утилизацию.
Подобного рода тактика неприемлема в США, где упор делается на саморегулирование, инициативы частного сектора и местное регулирование. Данные доклада американского Агентства по охране окружающей среды (ЕРА) под названием В«Характеристика строительных отходов в США, вызванных строительством и сносом строенийВ» (июль 1998 года), говорят о том, что в стране было получено 123 млн. тонн этих отходов. Большая доля их (70-80 %) вывозится в отвалы. Такой показатель в ближайшие годы снизится, поскольку в некоторых регионах страны налог на вывоз на свалку СЛиО превышает $ 50 за тонну. Консультационная фирма по вопросу использования твердых отходов Gershman, Bricker and Bratton оценивает стоимость работ, выполняемых ежегодно в США по утилизации СЛиО, в размере около $ 8 млрд. Компания основывает свою оценку на данных доклада ЕРА и тарифах за сбор и перевозку отходов, которые в среднем составляют $10 за тонну. Эта фирма также учитывала тарифы за сбор отходов, образующихся при дорожном строительстве и возведении мостов, которые равны $ 5 за тонну.
Этот сектор не был учтен в докладе ЕРА, но полагают, что им он ежегодно генерирует еще 54,5 млн. тонн отходов железобетона и асфальта.
В странах Тихоокеанского региона, исключая КНР и развивающиеся страны, по которым отсутствует информация, степень утилизации отходов достигает 50 %.
Япония представляет особый интерес, поскольку около 20 % ее ВВП направляется в строительство, а долговечность жилого фонда коротка (в среднем 30 лет) по сравнению с западным жильем. Однако в стране существует несколько станций регенерации строительных отходов. Их нелегальный вывоз на свалку представляет для страны большую проблему.
По информации одного производителя стройтехники, объем вывоза отходов оценивается в размере 340 тысяч тонн в год, несмотря на строгий полицейский контроль. Значительная доля этого объема приходится на частное жилое строительство, что, кстати, отражает большое количество сносимых ежегодно деревянных конструкций.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что законодатели должны принять меры к тому, чтобы повторное использование СЛиО было бы экономически выгодным. Известно, что на первичное получение заполнителя для бетона затрачиваются большие ресурсы.
Но без создания рынков повторного использования и реалистичных цен, поддерживающих вторичную утилизацию, вывоз на свалку и сжигание отходов будут продолжаться.
по материалам В«Строительной газетыВ», Россия
Страна
Строительный ломи отходы (миллионы тонн)
Процент использования
Процент вывоза в отвал, на свалку, сжигание
Австрия
5
41%
59%
Австралия
*5.6
*50%
*50%
Бельгия
7
87%
13%
Канада
10
45%
*55%
Дания
3
81%
19%
Финляндия
1
45%
55%
Франция
24
15%
85%
Германия
59
17%
83%
Греция
2
>95%
Гонконг
*2.7
*58%
*42%
Ирландия
1
>95%
Италия
20
9%
91%
Япония
99
42%-5%
55%-58%
Корея
24
*40%
*60%
Люксембург
2.7
данные
отсутствуют
Нидерланды
14
80%-90%
10%-20%
Норвегия
1.5
*25%-50%
*50%-75%
Португалия
3
>95%
Испания
13
>95%
Швеция
2
21
79
Великобритания
30
45%
55%
США
123
20%-30%
70%-80%
Примечание. Все цифры даны в метрических тоннах. Объемы определялись по различным источникам.
* Оценочный объем отходов, поскольку данные отсутствовали.